«ФГОС ДО и проблемы патриотического воспитания»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Д.П.Левина городского округа Сызрань, СП «Детский сад № 56»







«ФГОС ДО и проблемы нравственного воспитания детей»



Сообщение на тему:



«Чтобы помнили»









Подготовил: воспитатель

подготовительной группы для детей

с тяжелыми нарушениями речи

Лапина Маргарита Александровна











Сызрань 2015 г.

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям - непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар - и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев


Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда, как бы не менялось общество.

В содержании ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) ДО отмечается острая необходимость активизации процесса нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Эта проблема сегодня одна из наиболее актуальных.

Среди целого комплекса задач нравственно-патриотического воспитания дошкольника выделяется задача воспитания уважительного отношения к защитникам Отечества, благодарности за их беспримерный подвиг во имя жизни на Земле.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:

- эвристическая среда в детском саду и в семье,

- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,

- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота, готовым встать на защиту Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д.

Каждый год накануне Дня Победы в нашем детском саду проводятся мероприятия, посвященные Победе нашего народа в Великой Отечественной войне.

В этом году в связи с празднованием 70 - летия Победы народа в Великой Отечественной войне мы сделали акцент на это направление в патриотическом воспитании детей. Нашей группой был разработан проект «Этих дней не смолкнет слава».

Мои воспитанники приняли активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов и тружеников тыла, участвовали в конкурсах «семейных проектов», «конкурсе стихов о Победе».

Дети участвовали в Акции под названием «Напиши письмо ветерану. В рамках этой акции дети выражали свои слова благодарности не только ветеранам и труженикам тыла, но и тем, кто в юном возрасте познал весь ужас войны. В тесном сотрудничестве с детской библиотекой им. Н.И. Подлесовой проходила акция «Читаем детям о войне», где библиотекари читали лучшие произведения о войне.

В нашей группе был оформлены уголок Славы, в котором сосредоточены наборы открыток о героях Великой Отечественной войны, альбомы с изображением орденов и медалей, о городах-героях, диорамы с изображением военной техники, фрагментов сражения, детские рисунки на военную тематику.

Были проведены занятия: "Их имен не смолкнет слава", "Города - герои", "Дети и война", В группе вместе с детьми и родителями был оформлен стенд «Я помню, я горжусь».

В работе по патриотическому воспитанию детей нам помогают родители, которые стали равноправными участниками этого процесса.

Родители принесли фотографии родных, участников ВОВ, взрослые, при встрече с детьми, с восхищением рассказывали о родственниках защищавших Родину от врагов, чтобы дети понимали значимость слов «они защищали Родину»… Дети с трепетом рисовали портреты воинов.

Стало традицией после окончания праздника возлагать цветы к «Звезде Маршала Жукова, к памятнику погибшим воинам. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Педагоги нашего детского сада уверены в том, что работа по воспитанию любви к своему Отечеству, гордости за страну, ее героическое прошлое, за людей, защищавших Родину в годы войны, - это не одномоментная акция, а постоянный целенаправленный процесс.



© 2010-2022