Консультация на тему Культура речевого общения

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура речевого общения.

« Вежливость - не качество, не добродетель это свойство, которому мы научимся и должны научить своих детей так же, как научимся правильно говорить…Вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет нас сдерживаться». (Книга о культуре поведения, вышедшая 100 лет назад).

Пожалуй, редко, кто задумывается: умею ли я общаться с окружающими людьми, своими коллегами? Обладаю ли культурой речевого общения? Интересный ли я собеседник? Ведь, кажется, нет ничего проще, чем разговаривать со своими знакомыми или коллегами, воспитанниками или родителями.

Но… давайте присмотримся и прислушаемся.

Утро. В вестибюле детского сада слышатся голоса самых ранних маленьких хозяев, их мам и бабушек. Входит воспитатель, приветливо со всеми здоровается, участливо справляется о здоровье одной из воспитанниц), а пришла после болезни), а затем уже обращается с деловым вопросом к матери девочки. Наклоняется к девочке и, погладив её по голове, говорит:

-А ребята заждались тебя, все спрашивали: «Когда же Танечка придет?» Да ты никак выросла, пока дома была? Тебя не узнать. И платье на тебе новое…

Всего несколько фраз, обращенных к ребенку, и он чувствует себя обласканным. И расставание с мамой становится делом нетрудным. Девочка, пританцовывая, устремляется в групповую комнату. А как приятно маме, что к её ребенку проявлено внимание, она с легким сердцем оставляет его в детском саду, и работа у неё, наверное, станет, спорится лучше, и своим настроением она, может быть, озарит тех, с кем соприкасается на производстве.

…А вот другой педагог. Стремительно направляется в групповую комнату.

- Здравствуйте, Мария Павловна! - приветствует её детский голосок. Ему вторит другой, третий.… Здороваются и родители.

Воспитатель, бегло посмотрев в сторону присутствующих, второпях произносит: «…есте!» (первая часть слова «здравствуйте» не слышна) и скрывается за дверью. Можно предполагать, что воспитатель чем - то удручен или расстроен, но…

А.С.Макаренко, например, говоря о поведении педагога, высказал такую мысль: «Если ты чувствуешь себя несчастным, первая твоя нравственная обязанность - никто не должен об этом знать… Найди в себе силы улыбаться».

Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицо ничего не выражало, кто кого поприветствует первым: тот, кто вошел, или тот, кто находился в вестибюле - имеет ли это значение?

Оказывается имеет. И немалое. Приветствие - начало к становлению контакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И, наконец, приветливое «здравствуйте» - это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть, даже если он - лицо начальствующее, а присутствующие - его подчиненные. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл. Но бывает иначе: «Поздоровалась - сколько высокомерия! Словно сделала одолжение», «Буркнула что - то невнятно, да еще при этом глаза в сторону отвела», - говорим мы в подобных случаях с обидой или с осуждением.

Как порой недостает вежливости в отношениях сотрудников! Дефицит вежливых обращений, случается, тормозят взаимоотношения, не содействует сопереживанию, созданию хорошего настроения, установлению доверительных отношений. «Добрый день», «Пожалуйста», «Спасибо», «Как самочувствие?», - мелочи? Но как много привносят эти и другие «вежливые» слова в наши отношения. И как скупы мы бываем на них!

Культура речевого общения и вежливость - понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость - это «… моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими».

Вежливость - это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает вежливость. Напрашивается вывод: всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательным к собственному речевому поведению - на нас равняются дети… Доброе слово, вежливое обращение украшают, располагают и вызывают симпатию к нам. И если это стало нормой для каждого из нас, значит, мы делаем нравственный вклад в отношения сотрудников, значит, мы способны предотвратить массу вспышек между «характерами». Недаром принято считать: ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость».

Овладение искусством речевого общения подвластно каждому. Но при этом важно иметь ввиду, что оно зависит от целого комплекса культурного достояния личности. Сюда входят, как трактует словарь по этике «все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах: культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы… организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище), эстетические свойства присущие человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация).

Особенно выделяют культуру речи - умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям…»

В силу производственных отношений каждый сотрудник, хочет он того или нет, повседневно соприкасается со своими коллегами - сменным воспитателем, заведующей, няней, родителями воспитанников. Работники детского сада вместе обсуждают многие педагогические, производственные, текущие вопросы и т.д. Все это обязывает каждого вырабатывать в себе умение ясно и четко выразить мысль; не говорить лишнего (т.е. беречь свое и чужое время); быть чутким к слову (сначала подумать - потом сказать); помнить, кто четко излагает, тот ясно мыслит. Нельзя забывать, что новое мышление требует, и умения доказательно излагать свои мысли, владеть живой, острой речью. Речевое производственное общение должно быть содержательно, динамично, немногословно.

Общение в сфере производственных отношений требует оптимального речевого этикета. И это касается не только культуры речи и речевого поведения, но и других мелочей. Например, не допускать на работе панибратства, называть друг друга на «Вы», по имени и отчеству (даже свою подругу, или младшего по возрасту, или подчиненного), помнить о вежливых обращениях, о тональности общения, уметь властвовать своим настроением. Такова нравственно - психологическая основа, которую каждый из нас обязан сформировать в себе, для того, чтобы речевое общение не зависело от субъективных причин.

Настроение одного из сотрудников детского сада. Допустимо ли, чтобы оно отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он включать» в свое настроение детей, или их родителей, или своих коллег? (Нет настроения - и он покрикивает на детей или ему изменяет чувство такта в разговоре с родителями и т.д.). Ответ однозначен: нет, нет, нет! Существует вполне устоявшееся мнение: педагог всегда должен быть еще и немного актером. А это, значит, уметь владеть собой, быть придирчиво требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.

Каждому ясно, что контакты между сотрудниками протекают не только на сугубо деловом уровне. Жизнь коллектива подобна живому организму, который не может существовать изолированно от внешнего мира. У отдельных сотрудников возникают личные контакты, выходящие за пределы производственных отношений. Хорошо, когда их дружба - пример принципиальных товарищеских отношений для других, иногда это цементирует и производственные отношения, положительно сказывается на общении в процессе работы (взаимопонимание, взаимозаменяемость, взаимопомощь, шефство и т.д.), что ощущают и дети и родители.

Известно, что культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Все зависит от того, каким тоном мы их произнесем и с каким выражением лица.

Отсюда ясно: даже приятная информация, но произнесенная, например, с интонацией высокомерия или пренебрежения, не доставит нам удовольствия. И наоборот, отказать можно человеку, но так сочувственно и проникновенно, что он не обидится.

Культура словесных обращений… Как мы обращаемся, друг к другу, к детям, к лицу, старшему по возрасту или занимаемой должности? Обращение к человеку - намерение вступить с ним в речевой контакт. От того, как сформулировано обращение и с какой интонацией оно произнесено, нетрудно судить об уровне речевой культуры человека. ( Вот одно обращение, которое часто слышим в транспорте: «Пожалуйста, разрешите пройти», а вот другое: «Эй ты, парень…» Чувствуете разницу?)

Как, например, мы обращаемся к родителям воспитанников? Один педагог считает необходимым по имени и отчеству, а тону придать теплую, уважительную окраску. А разговор начать или с краткой информации о ребенке, или, быть может, с вопроса о самочувствии его матери или кого - либо из членов семьи и т.д., а затем уж пойдет речь о главном.

Другой воспитатель обращается: «мамаша», «папаша», «бабушка», «дед». Подобные обращения, допускаемые в просторечье, свидетельствуют о невысокой культуре. В этом случае даже теплый тон обращения мало что меняет.

Стоит ли доказывать, что в первом случае коммуникативное речевое взаимодействие «педагог - родители» способствует более теплым, доверительным отношениям, чем во втором.

Самый серьезный экзамен, способный выявить, обладаем ли мы культурой речевого общения - конфликтная ситуация. (Увы, никто от неё не застрахован!) Но один умеет даже проигрывать с достоинством, а другой, будучи «победителем», выглядит не лучшим образом. И хотя трудно, но давайте попытаемся вспомнить, как мы ведем себя в этой сложной ситуации, как выглядим в глазах оппонента. Мы сдержаны? Находим убедительные слова в выяснении истины и не повышаем голос? Умеем вслушиваться в смысл сказанного оппонентом, и не перебиваем его репликами? Осторожны в выражениях, стараемся не делать скоропалительных выводов? Или… Как жаль, что в этот момент мы не видим себя в зеркало. Какая экзальтация в репликах, жестах, выражении лица, интонациях! Куда исчезло чувство собственного достоинства? Какой непривлекательный облик! Оказывается, в таком виде человек становится элементарно некрасив. Значит, подвел себя.

Не может быть, существует какая - то возможность избежать конфликтной ситуации или хотя бы сгладить её, погасить? А уж потом, с «холодной головой», разобраться спокойно и по существу? Хорошо бы именно так. Если бы каждый из нас всегда умел мобилизировать чувство собственного достоинства и с его помощью постарался «не заметить» раздраженного тона своего оппонента, не вспыхнуть в ответ на резкое слово, не ответить на грубость и, главное, не поддаться столь соблазнительному желанию переспорить, перекричать, в общем «скрестить шпаги» в словесном состязании!

Мы часто призываем друг друга к взаимному уважению. Как это понимать? Это, значит, уметь вести себя достойно и предъявлять высокие требования, прежде всего к самому себе. Человек, уважающий себя, не допустит грубости, бестактности, пренебрежительного тона, так как понимает, что этим самым он в первую очередь унижает себя. Народная мудрость напоминает: «Лишнее говорить - делу вредить», «Корову ловят за рога, а человека за язык», «Слово серебро, а молчание - золото».

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений - к этому должен стремиться сотрудник детского сада. К этому его обязывает педагогическая этика, предусматривающая «совокупность» правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения» (Писаренко В.И., Писаренко И, Я. Педагогическая этика. - Минск: Народная асвета, 1977 - с. 28).


© 2010-2022