ООД Воспитание детей на фольклорных традициях

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание дошкольников на фольклорных традициях Валуйского района




Цель: приобщение дошкольников к социокультурным ценностям.

Задачи:

-закладывать основы эстетического и нравственного воспитания детей,

-формировать начальное представление о фольклоре,

-обогащать дошкольников дополнительными знаниями в области этнокультуры,

-развивать умение слушать, видеть, понимать произведения фольклорного искусства,

-воспитывать чувства патриотизма и любви к малой Родине.

Ход занятия

……………………………………………………………………..…..слайд№1

Наше занятие называется «Воспитание дошкольников на фольклорных традициях Валуйского района »

……………………………………..............................................……слайд№2

Дорогие ребята, мы с вами живем в старинном, русском и красивом городе Валуйки, на берегу реки Валуй.

……………………………………………………………………….слайд №3

Ни один воспитанный человек не может назвать себя культурным, если он не соприкасается с искусством и не знает виды искусства. Дети, вы уже знакомы с театральным искусством, рисованием, пением, танцевальным. И сегодня мы с вами поговорим о фольклоре.

…………………………………………………………………….слайд№4

Ребята, а как вы думаете , что такое фольклор?(ответы детей).

Фольклор-это поэзия (сказки, загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, небылицы, потешки и прибаутки, заклички, считалки, дразнилки).

……………………………………………………………………….слайд№5

Ребята, вы любите сказки? (ответы детей) А вы знаете, что сказка-это

народно-поэтическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Дети, посмотрите и скажите, как называются эти сказки? Правильно, «Гуси-лебеди», «Репка», «Колобок», «Кот, Петух и Лиса».

…………………………………………………………………….слайд№6

Ребята, я думаю, что многие из вас любят загадки. Загадки-это описание какого либо предмета или явления.

Отгадайте такую загадку:

Платье потерялось, пуговки остались. Правильно, это РЯБИНА

……………………………………………………………………….слайд№9

……………………………………………………………………..слайд №7

Дети, а сейчас я вам прочту стихотворение, а вы слушайте внимательно и скажете, какое оно веселое или грустное?

Ехала деревня мимо мужика, вдруг из под собаки лают ворота
Выскочила палка с бабкою в руке и давай дубасить коня на мужике
Крыши испугались, сели на ворон, лошадь погоняет мужика кнутом.

Скажите какое стихотворение? (ответы детей)

А вы знаете что то, что я вам сейчас прочитала, называется НЕБЫЛИЦАМИ. Они основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает.

А теперь кто-то из детей составит рассказ по этой картинке.

(составление рассказа)

……………………………………………………………………слайд№8

Ребята я хочу вас познакомить с ПОТЕШКАМИ, и ПРИБАУТКАМИ

Потешки и прибаутки - это небольшое стихотворение из двух - четырех, строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, это всё то, что окружает вас, ребята в доме, на улице, во дворе.

Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

А еще, ребята к фольклору относятся ЗАКЛИЧКИ.

Это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, которые нам напоминают крестьянский труд.

Солнце, радуга, гром, дождь, ветер, весна, лето, осень, зима - они живут в закличке, как будто живые и настоящие. В затруднительных случаях мы тоже вспоминаем закличку. Например, попала вода в ухо при купании. Надо попрыгать на одной ножке и прокричать: "Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!"

Зима-это холодное время года, хотя зимой вы катаетесь на санках, лыжах, лепите снеговиков. Но все равно мы с вами ждем прихода ВЕСНЫ!

Скажите, дети вас радует приход весны?

…..………………………………………………………………………слайд№9

Весна весна красная! Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью: со льном высоким, С корнем глубоким, с хлебом обильным!

…..……………………………………………………………..…………слайд№10

А теперь мы переходим к СЧИТАЛКАМ. Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре.

Баба сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он густой Мы помчимся ты постой!

…..………………………………………………………..…………слайд№11

Дразнилка

Часто можно услышать как дети дразнят друг друга. Это конечно плохо, да, ребята? Дразнилку вполне можно рассказать так, чтобы никого не обидеть: просто надо это делать не насмешливым, оскорбительным тоном, а ласково, любя. Тогда любой из вас не будет чувствовать себя оскорбленным или униженным, а посмеется вместе с вами.

Андрей, воробей, не гоняй голубей! Не гоняй голубей
Гоняй галочек из-под палочек.

Ты не клюй песок Не тупи носок
Пригодится носок - Клевать колосок.

…..…………………………………………………………..…………слайд№13

К музыкальному фольклору относятся песни, частушки, колыбельные.

…..…………………………………………………………..…………слайд№13

песня

Что такое песня? Это музыка, плюс стихотворение. Песню можно исполнить с сопровождением и без него.О чем люди пели? Что они хотели передать в песнях? Радость, печаль, восторг, мечты и т.д. А сейчас я вас познакомлю с песней «Милая моя кукушечка», которую исполняли на Троицу в селе Двулучное Валуйского района.

Ой, милая же ты, моя кукушечка.

Ох, жалобная ты дюже, гуркушечка.

Ах, как жа ты жалобно гуркуешь.

А мы же тебе, все людюшки добрые слушаем.

…..…………………………………………………………..…………слайд№14

Плясовые

Плясовые-это песни, под которые можно было танцевать. В селе Насоново Валуйского района пели плясовую «С комарем девки гуляли».

С комарем девки да

С комарем девки,

С комарем девки гуляли,

С комарем девки плясали.

Наступил комарь,

Наступил комарь,

Наступил комарь на ногу

Наступил комарь на ногу

Растоптал комарь,

Растоптал комарь,

Растоптал комарь башмачок,

Замарал комарь без чулок ……………………………………………..…………слайд№15

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
Каждый ребенок вечером перед сном просит маму спеть колыбельную песенку.Сейчас я вам прочитаю текст колыбельной песни, которую поют в селе Безгодовка, Валуйского района

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Баю, баю не мешайте,

Дайте спать сынуленьке.

Баю баю баюшки,

Прискакали заюшки.

Серенькие заюшки,

Не мешайте баюшке.

Завтра встанет солнышко

Встанет и Аленушка.

Будет солнушко греть,

Будет песни петь.

………….…..…………………….………………………..…………слайд№16

.

Обрядовый фольклор (от слова обряд) - это песни которые используются при проведении определенных обрядов - свадеб, уборки урожая, приход весны, рождество.

………….…..…………………….………………………..…………слайд№17

Колядки
Это обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество. А вот такую колядку поют в Валуйском районе, в селе Безгодовка.

Выйди, сынок на веселек. Я туда махну, я сюда махну:

У поле зерно, у доме добро. Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!

С Новым годом, С Новым счастьем!

Добрым людям на здоровье.

У ворот Рождество

Дайте ложечку кашки,

Кельца колбаски!

………….…..…………………….………………………..…………слайд№22

Веснянки
Веснянки (веснавые), обрядовые календарные песни призыва весны. Дети а вы знаете, что этот обряд сопровождаля выпечкой «Птичек». Каждая хозяйка Валуйского района выпекла столько птичек, сколько было детей в семье. Этих птичек называли «Жаворонушки» и «Кулики».

Кулики, прилетите,

Весну-красну принесите!

Нам зима-то надоела,

Все хлеба у нас поела.


………….…..…………………….………………………..…………слайд№18

Масленичные песни
Основная тема масленичных песен - встреча и проводы Масленицы.

Провожали Масненицу в большинстве сел Валуйского района с кострами, проводами-похоронами обрядового чучела. Было принято блины в масленичный костер бросать со словами

Гори, блин.

Гори Масленица

Масленицу провожаем,

Весну устречаем!

Когда сжигали Масленицу, приговаривали:

Прощай, Масленка, прощай,

На тот год приезжай!

………….…..…………………….………………………..…………слайд№19

Летние песни
Широко отмечались такие праздники, как Троица, Иван Купала. Их празднование сопровождалось различными песнями. На Троицу в Валуйском районе пели песни

Троица, троица,

Скоро лес покроется

Скоро милый мой придет

Сердце успокоится.

А в селе Масловка Валуйского района закликали дождичек такой песней:

Ой, дождичек-поливальничек

Да лей, поливай,

Чтобы Иванушке да Мареюшке

Был урожай.

Жители сел надевали самые лучшие наряды, приготовленные к большим годовым праздникам:

Как у нас в году три праздника:

Первый праздник-Семик честной,

Другой праздник - Троицын день,

А третий праздник-купальница

………….…..…………………….………………………..…………слайд№20

Осенние песни
Осенние песни были связаны со сбором урожая.

Жали мы, жали, Жали-пожинали,-

Жнеи молодые, Серпы золотые…

………….…..…………………….………………………..…………слайд№26

В нашем городе профессионально занимаются изучением фольклора в детских школах искусств. На базе фольклорного отделения ДШИ № 2 создан детский фольклорный ансамбль «Забава», руководит которым Гринева С.Е.

Большинство фольклорных форм имеет музыкальное сопровождение. Русские народные песни воспевают трудовые подвиги народа, красоту природы. В них сконцентрирована человеческая мудрость.

В песнях раскрывается красота души русского народа, воспевается любовь к природе. Фольклор сближает народы, закладывает основы взаимопонимания.


………….…..…………………….………………………..…………слайд№

Релаксация

Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».

© 2010-2022