Сотрудничество с законными представителями по развитию интеллектуально-творческих способностей детей

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

















«Семья для ребенка - это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский

сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский

Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условием успешного развития творческих способностей является тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут надолго сохранить творческую активность[6, 15]. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дети дошкольного возраста, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники.

В настоящее время ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Однако воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Для решения задач по развитию интеллектуально-творческих способностей детей активно привлекаются их родители. С ними проводятся индивидуальные беседы о том, как и чем нужно заниматься с маленьким ребёнком дома, как нужно правильно играть. В родительском уголке педагоги помещают подборку развивающих игр для детей раннего возраста «краткое знакомство с развивающими играми» и «правила развивающих игр». Консультация для родителей «Логика поведения» даёт мамам и папам несколько советов, как и когда начинать обучение логике, о том, что обучение начинается, прежде всего, через поведение родителей. С момента прихода ребёнка в дошкольное учреждение, с родителями проводится работа, что бы показать, что их роль очень значима. Родителям необходимо учитывать некоторые моменты: реально оценивать здоровье своего ребёнка, его потенциальные возможности и т.д.

Развитие познавательных интересов ребенка идёт по двум основным направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает их познавательную активность.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности [5, 21].

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение воспитанников в совместную с взрослыми деятельность [1, 236]. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или прослушать вместе с ним любимую музыку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Удачной находкой в работе с родителями оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике дошкольных учреждений.
Это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность.

Тематика и содержание проектов для детей очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом, они могут быть: игровые, творческие, познавательные.

Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, порой и всего персонала учреждения. Поэтому темы проектов, их форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, тщательно продумывается и организовывается в дошкольном учреждении предметная среда таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

К организации поисковой и творческой деятельности детей воспитатель подключает иногда не только родителей, но и родственников. По теме проекта воспитатель предлагает родителям и детям выполнить определённые задания.

Прежде чем раздать задания, педагоги тщательно их продумывают. Важно, чтобы задания были не слишком трудоёмкие и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости родителям предоставляется справочный, практический материал или рекомендуется, где его найти.

Основные направления в работе с родителями: собрания, открытые занятия, организация различных мероприятий с участием родителей, ознакомление родителей с результатом обучения (уголки для родителей, папки-ширмы и др.), домашние задания, совместные экскурсии, сбор наглядного материала, чтение детям художественной литературы заданной тематики, коллекционирование, составление коллажей, изготовление стенгазет и др.

В информационных уголках групп для родителей под различными разделами, исходя из тематики, размещены консультации.

Активно используется педагогами такая нетрадиционная форма работы с родителями, как тематический журнал - информационный иллюстрированный журнал в виде стенгазет или коллажа. Его целью является отражение совместной деятельности детей и взрослых по определённой деятельности.

Для расширения и углубления знаний и интереса родителей в заданной области, проводятся викторины и брейн - ринги. Немаловажное значение имеет и анкетирование родителей.

Список предложенных форм сотрудничества не ищется полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителями постоянно рождает новые и видоизменяет старые.

Мероприятия, имеющие традиционную структуру, наполняются новыми приемами , интерактивными играми, диагностическими процедурами [3, 12].

На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе. В структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.

Папки-передвижки, рукописные журналы представляют собой самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой родителями подбирается и оформляется в папки или журналы теоретический материал, который будет обогащать знания и умения родителей по предложенной проблеме.

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада способствует повышению эффективности образовательного процесса, внесению особого эмоционально-позитивного «заряда», усилению притягательности организуемой деятельности для детей.

Приобщение родителей к участию в образовательном процессе осуществляется так же в процессе совместных экскурсий, театрализации сказок, подготовки костюмов к ним, организации трудовой деятельности, в совместных досугах и праздниках.

Многие родители охотно и с большой ответственностью подходят к решению разнообразных задач, связанных с воспитанием и обучением детей в дошкольном учреждении, проявляя при этом инициативу, фантазию, организаторские способности. Родители выступают в роли наблюдателя или активного участника. Они также оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды группы: изготавливают несложные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, приносят во временное пользование необходимые детские книги, энциклопедии, иллюстрации, игрушки и др. [4, 2-46].

Такое взаимодействие даёт возможность им более тесно пообщаться дома друг с другом, объединиться общим делом, учитывать интересы ребёнка, приучает к ответственности.

Выставки предполагают представление результата индивидуальной и совместной деятельности воспитанников, родителей и педагогов.

Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родителям предлагается организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Родители могут завести специальный альбом, куда помещать наиболее удачные рисунки и сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, необходимо отметить, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольного учреждения, так и со стороны семьи.

Семья и дошкольное учреждение - два важных института воспитания и развития ребёнка. Их функции различны, но для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и дошкольного учреждения.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинского









Список литературы:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 2011. - 399 с.

2. Учебная программа дошкольного образования / нач. ред.-издат. отдела Г.И.Бондаренко. - Мн.: Национальный институт образования, - 2012.- 415с.

3. Инновационные технологии в дошкольном образовании. otveti-examen.ru/pedagogika/15

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (№ 50 от 24 сентября 2007 г.)

5. Никашина, Г.А. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Г.А. Никашина.- Минск: Нац. ин-т образования,2014. - 167 с.

6. Смолер Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.И. Смолер.- Мозырь: : Белый Ветер, 2014.- 104 с.

© 2010-2022