Этнокультурный компонент как средство формирования физической культуры

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность проекта:

Сегодня актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования физического национального самосознания поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств. В законе «Об образовании» отражены требования к содержанию образования: обеспечить интеграцию личности в национальную культуру, формирование человека и гражданина … формирование духовно-нравственной личности. В концепции дошкольного воспитания отмечена необходимость приобщения детей к общечеловеческим ценностям и знании личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития.

Имея определенный опыт в реализации инновационных подходов в системе дошкольного воспитания, коллектив МАДОУ "ЦРР-Детский сад №385 использует один из путей совершенствования своей деятельности - интенсификацию содержания воспитательного пространства средствами этнокультурного образования. В ДОУ началась реализация инновационного проекта «Этнокультурный компонент образования как средство формирования физической культуры дошкольников».

Основаниями такого выбора стали следующие положения:

- согласно ФГТ, образовательная программа в ДОУ должна решать задачи формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

Этнокультурный компонент-это средство пробуждения познавательной активности, приобщение к красоте и самобытности народа, это путь к общенародной культуре, культуре отношений, культуре чувств.

Этнокультурный компонент пронизывает всю жизнь детского сада, сопровождает детей с поступлением ребенка в детский сад и до выхода в школу. Во всех режимных моментах используется те или иные элементы народной педагогики, фольклора. Потешки и пестушки, пословицы и поговорки, сказки и народные игры органично вплелись в жизнь не только детей, но и педагогов. Кругозор ребят расширяется знаниями особенностей и традиций русского, татарского народа: о календаре, обычаях, обрядах и праздниках: «Карга боткасы», «Нәүрүз», «Сабантуй», народном творчестве. В результате этой работы у детей формируется мировоззрение, мироощущение, самосознание, самооценка, происходит нравственное, социальное, эстетическое развитие, становление личности .

Цель проекта:

- Систематизировать работу по включению этнокомпонентов в различные виды двигательно- образовательной деятельности и повысить эффективтность работы по формированию ценностно-мотивационного и эмоционально-нравственного компонента физической культуры.

Задачи проекта:

  • дать представление о ценности здоровья, формировать предпосылке здорового образа жизни;

  • приобщение к красоте и самобытности народа, общенародной культуре, культуре отношений.

  • формировать систему ценностей в воспитании культуры чувств;

  • развивается мировоззрение, мироощущение, самосознание, самооценка, эмоции.

  • формировать и систематизировать знания детей о необходимости культурно-гигиенических навыков;

  • укрепить связь между ДОУ и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы;

  • Воспитатели;

  • Музыкальный руководитель

  • Родители;

Вид проекта:

Оздоровительный, групповой, долгосрочный.

Основные направления проекта:

  • Организованные формы обучения на занятиях через образовательные области.

  • Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

  • Чтение художественной литературы.

  • Подвижные игры.

  • Развлечения.

В осуществлении этого проекта использована интеграция образовательных областей. Это позволяет разнообразить процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Интегрированные физкультурные занятия позволяют осуществить более качественное и прочное освоение движений, а так же решать задачи разностороннего развития, используя региональный компонент. Так, направление Физическое воспитание способствует развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками, умению подчиняться правилам. Элементы художественного творчества развивают мелкую моторику. Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Познавательно-речевое развитие» помогает решать развитие устойчивого интереса к татарсому языку, желание общаться на родном языке. «Физическая культура» и «Социализация» способствуют формированию гендерной, семейной принадлежности способствует интеграция образовательных областей. У дошкольников совершенствуются движения, повышаются знания о культуре своего народа, обогащается словарный запас, что представляет особый интерес.

Ожидаемые результаты проекта


  • Создать условия для формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни.

  • Развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.

  • Повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание работы

I этап - подготовительный

  • Сбор литературы по данной теме.

  • Составление плана работы.

  • Разработка содержания проекта.

II этап - этап реализации.

Работа с детьми:

  • Блок познавательных занятий: «Расту здоровым»

      • Совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке.

      • Знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками, сказками и песнями, разучивание считалок, игр и забав.

    • Художественное слово, физминутки, комплекс утренней гимнастики, подвижные игры.

Работа с родителями:

      • Наглядная информация для родителей на тему:

«Здоровый образ жизни».

  • Беседа с родителями.

III этап - заключительный

  • Подведение итогов работы над проектом.

  • Презентация проекта.

  • Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступления на консультпунктах, методических объединениях, педагогическом совете, публикация статей, разработка методических рекомендаций.

Уже несколько лет в нашем МАДОУ «ЦРР- детский сад №385» идет работа по внедрению в воспитательно - образовательного процесса регионального, этнокультурного компонента. Этнокультурный компонент (сказки, малые фольклорные жанры, народные игры , природа) нетрадиционный подход в обучении детей. Он позволяет создать необходимый для детского восприятия эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить уровень мотивации к обучению и обучаемость даже самых инертных дошкольников, так как в них заложены ритм, образные числовые представления и т.д.

У татарского народа исторически сложился богатый опыт воспитания подрастающего поколения, передаваемый в устном народном творчестве. Традиционное физическое воспитание, как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя этноса, его обычаи и традиции. Татарский народ вкладывал в свои традиционные игры и состязания, фольклорные произведения и эпос сокровенные мечты и мысли о воспитании физически сильного, крепкого, здорового человека, наделенного не только лучшими физическими, но и нравственными качествами. Используя бесценную народную мудрость о том , что ребенок должен вырасти не только красивым и умным, а в первую очередь здоровым, сильным и крепким, мы, педагоги, через сказки, образы эпических героев прививаем детям стремление использовать физические упражнения и тренировки, чтобы развить физические качества, а также изучаем и используем, какими методами и приемами, и в каком возрасте следует развивать данные качества ребенка.

При включении фольклорного материала соблюдаются определенные условия:

- детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающи , музыкально-ритмические и танцевальные движения, подвижные игры);
- фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;
- для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;
- большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений;
- учет с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор.

Фольклорным физкультурным занятиям предшествует подготовительная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками ,сказками и песнями, разучивание считалок, игровых речитативов, игр и забав. Основой музыкального сопровождения занятий должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды), а также современные гимнастические снаряды, мячи и т.п. Физкультурные занятия в сочетании с фольклором проводятся с младшего дошкольного возраста, начиная с родного для ребенка народного фольклора.

Виды фольклорных физкультурных занятий:

Двигательно-творческие занятия, основанные на сказках и легендах. Цель занятий - развитие у детей воображения, умения преодолевать двигательные трудности. Они могут строиться на сюжете одной или нескольких сказок о животных или легендах. Например, по сюжету народных сказок в младшей группе «Кем нәрсә ярата?», «Шалкан».В средней группе «Ике ялкау», «Йомры күмәч»(Колобок).В старшей, подготовительной группах «Шүрәле», «Өч кыз», «Сертотмас үрдәк», «Су анасы». Организуется встреча с героями разных сказок . На протяжении занятия может присутствовать один сказочный герой, скажем, мальчик пастушок, от лица которого осуществляется двигательная деятельность. Он приходит с дудочкой, радует детей, предлагает различные задания.

Сюжетные физкультурные занятия с элементами фольклора татарского народа, проводимые в форме «двигательного» рассказа. Они строятся по типу путешествия. В данном случае дети учатся ставить перед собой цель преодоления возникающих проблемных ситуаций. Так, прогулка в осенний лес позволит через воображаемые подражательные образы (птицы, волки, лисы, деревья) направить детей на выполнение движений. При этом надо фиксировать внимание детей на точном подражании образу, добиваться более четкой техники выполнения движения.

Театрализованные физкультурные занятия. Они включают мимические и пантомимические упражнения, имитацию движений, инсценировки и игры. Имитация отличается эмоциональностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения: дети легко, бесшумно спрыгивают, как птички с ветки; ходят вперевалочку, широко расставляя ноги, идут неуклюжим косолапым медведем; задорно, высоко поднимая ноги, шагают как цапля. C помощью пантомимики дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его душевное состояние, изобразить заботу, гнев, гордость или счастье(потешки).

Игровые физкультурные занятия строятся на основе народных подвижных игр. Сюда включается разминка, подвижные игры по нарастающей или убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, игры с ходьбой, прыжками и метанием мяча. Большая часть игр должна содержать бег. Игры должны сочетаться по двигательному содержанию и двигательным характеристикам. Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Поэтому нагрузку весьма важно регулировать. Именно татарские народные игры выглядят очень привлекательно из-за своей простоты и доступности, что вызывает потребность в их освоении и регулярных тренировках и включении в программу по физическому воспитанию для ДОУ. Традиционные подвижные игры: "Песи һәм тычканнар", "Төсле автомобильләр", "Күбәләкне тот", состязания: "Бег в мешках", "Чүлмәк вату", "Кашыкка йомырка салып йөгерү", самобытные физические упражнения, способы закаливания - все это элементы народной педагогики татар в которой отражена забота детского сада о здоровье и физическом развитии подрастающего поколения.

В нашей практике работы по физическому воспитанию нашли свое место такие подвижные игры, как «Читекче», «Чүлмәк»(горшок), и др. Использование самобытных физических упражнений и народных игр с дошкольниками позволяет значительно улучшить показатели физического и функционального развития, интерес к истокам татарского народа.

С ведением этнокультурного компонента воспитательно - образовательный процесс стал более эффективным и продуктивным ; у детей наблюдается улучшение знании по развитию речи, благоприятно происходит процесс социализации , воспитываются такие качества как гражданственность к красоте и самобытности народа , а это путь к общенародной культуре .

Таким образом, в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья детей в ДОУ. Мы пришли к выводу, что одним из инструментов создания таких моделей выступает интеграция использования регионального компонента. Мы надеемся, что наша работа удовлетворит потребности детей в познании, созидании и творчестве, сформирует представление о ценности здоровья , формировании предпосылки здорового образа жизни и в потребности бережно относиться к своему здоровью, здоровью близких людей.










Приложения

Хәрәкәтле уеннар.

Мияу-мияу, нинди төс?

Балалар санамыш ярдәмендә бер песи сайлыйлар. Калганнары бер сафка тезелә. Песи алга баса һәм: «Мияу-мияу!» ди. Балалар: «Нинди төс?»- дип сорыйлар. Песи берәр төсне атый. Мәсәлән, сары булсын, ди. Балалар шунда ук тирә-юньдә сары төстәге әйберне тотарга тырышалар (сары күлмәк, салам һ. б.). Андый әйбер тапмаган кеше тиз генә йөгереп китә. Песи аны тотарга тырыша. Тота алса, ул бала песи булып, тота алмаса үз урынында калып, уен дәвам итә.

Энә, җеп, төен (уен)

Бу уен ачык һавада да, бүлмәдә дә уйнала ала.

Балалар кулга-кул тотынып түгәрәкләнеп басалар. Бер бала - энә, икенчесе - җеп, өченчесе - төен булып, шул тәртиптә бер сафка тезеләләр. Энә җеп белән төенне балалар арасыннан төрлечә йөреп адаштырырга тырыша. Тегеләре бер-берсеннән калмыйча аның артыннан йөриләр. Әгәр берәрсе адашып калса, аның урынына икенче бала уйный. Ә тегесе түгәрәккә баса. Уен шул рәвешчә дәвам итә.

Песи белән тычканнар

Бу да почмак алыш уеннарының бер төре. Уенда биш бала катнаша. Уйнаучыларның берсе «песи» була. Калган дүртесе, «тычкан» булып, почмакта урын алалар. Песи уртада тора. Тычканнар үз почмакларында торганда, ул аларга тимәскә тиеш. Тычканнар һәрвакыт урыннарын алмашырга йөгереп торалар. Шул чагында песи аларның берсен тотарга тырыша. Шуңа күрә урыннарын алмашырга теләгән тычканнар элек бер-берсенә күз белән яки кул белән ымлап, йә булмаса йөткереп, «Әйдә урыннарны алмашабыз!» дигән серне белдерәләр. Шул вакыт песи, башын аска игән, күзен йомган булып, астан гына аларны күзәтеп тора. Тычканнар, аннан көлеп, як-яктан такмаклыйлар:

Мияу-мияу мышнаган,

Мич башында кышлаган,

Бүген тычкан тотмаган,

Тотар иде йоклаган.

Песи-песи поскан,

Ике күзен кыскан,

Кысса безне тоталмый,

Тотар иде, җиталмый…

Шулай дип җырлашкан арада, алдан ымлашкан буенча, берсе икенчесенең почмагына таба чаба башлыйлар. Шул чагында песинең «күзләре ачыла», почмакка җиткәнче бер тычканны тотып ала. Кулына төшкән тычкан песи була да, элгәреге песи, буш почмакны алып, тычкан була. Уен шулай дәвам итә.

Физминуткалар

Куянкай

Ак куянкай утырган,
Колакларын селкетә.

Менә шулай, менә шулай
Колакларын селкетә (баш өстенә куеп, кулларыгызны селкетегез).

Куян туңа башлагач,
Аякларын җылыта.

Менә шулай, менә шулай
Аякларын җылыта (әле бер, әле икенче кулыгыз белән кул аркаларын сыйпагыз).

Куян тагы да туңа,
Сикергәләп тә куя.

Менә шулай, менә шулай
Сикергәләп тә куя (куяннар кебек сикерегез).

Җил

Җил исә, исә-исә,
Агачларны селкетә (кулларыгызны өскә күтәреп, як-якка селкегез).
Җил тына-тына, тына (кулларыгызны әкрен генә аска төшерегез),
Ә агачлар үсә дә үсә,
Үсә дә үсә (кулларыгызны өскә күтәрегез).


Работа с родителями

Этнокультурный компонент как средство формирования физической культуры.Папка-ширма для родителей

Этнокультурный компонент как средство формирования физической культуры.

Этнокультурный компонент как средство формирования физической культуры.

Этнокультурный компонент как средство формирования физической культуры.




Библиографический список:

  1. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие ; Под общей редакцией Микляевой Н.В. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 152с.

  2. Ефименко Н .Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1999. - 256с.

  3. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. Казань, 2012.

  4. Закирова К.В. «Балачак аланы» .-Балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия. Казань , 2011.

  5. Закирова К.В. «Иң матур сүз». Казань, 2012.




© 2010-2022