Сценарий интегративной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Рябиновые именины»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №17 «Уралочка» с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников г. Орска»







Сценарий интегративной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

«Рябиновые именины».









Выполнила: воспитатель Пивоварова Н.И.































Воспитатель: Сегодня 23 сентября и с этого дня на Руси начали сбор ягод рябины. в народе говорили, что когда ягоды становятся сладкими, рябина отмечает свои именины. Рябина, одно из любимых на Руси деревьев. В старину возле дома на счастье сажали рябину, верили, что оно будет оберегать от невзгод всех обитателей дома. В ее честь в этот день ветки рябины с гроздями ягод прикрепляли под крышами домов и на наличники окон, ставили в букетах, хозяйки обязательно пекли праздничные пироги.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

В сенокос - горька, Весною зеленела,

А в мороз - сладка, Летом загорала,

Что за ягода? Осенью надела

Красные кораллы.

Далее воспитатель предлагает рассмотреть рябину с помощью доступных материалом ( гербарий, живая ветка рябины, картинки или слайды). Можно рассмотреть и описать форму листьев, посчитать ягоды, посчитать ягоды, описать, на что похожи и т.д.

Воспитатель. А на что похожи ягоды рябины, если бы мы представили, что у рябины есть лицо. ( рассматривают ягоды рябины и приходят к выводу, что ягод на дереве, как веснушки на лице). А теперь давайте подумаем, почему же рябину назвали рябиной?

Рассматривание репродукции картины И.Э. Грабаря "Рябинка".

Воспитатель: Мы с вами сейчас рассмотрим иллюстрацию картины Игоря Эммануиловича Грабаря "Рябинка". Прежде чем мы приступим к обсуждению картины, дети прочтут стихи, а вы попробуете определить, какое из них наиболее подходит к настроению картины.

Начало осени. Скучная картина.

Плывут паутины Скучная картина!

Над сонным жнивьем. Тучи без конца,

Краснеют рябины Дождик так и льется,

Под каждым окном. Лужи у крыльца...

Хрипят по утрам Чахлая рябина

Петушки молодые. Мокнет под окном,

Дожди налегке Смотрит деревушка

Выпадают грибные. Сереньким пятном.

Поют трактористы, Что ты рано в гости,

На зябь выезжая. Осень, к нам пришла?

Готовятся села Еще просит сердце

Ко Дню урожая. Света и тепла!...

( А. Твардовский). ( А. Плещеев)

Дети объясняют выбор того или иного стихотворения, по их мнению подходящего к картине. Далее с помощью вопросов воспитателя дети рассматривают репродукцию. ( Какие деревья, кроме рябины нарисовал художник? Как вы думаете, почему кроме рябины Грабарь нарисовал и березки, ведь картина называется "Рябинка"? На что похоже поле с зеленой озимью? Какая часть осени изображена на картине: начало, середина или предзимье? Каких красок больше в картине веселых или грустных?).

Воспитатель. А какое время года в загадке: "Платье потерялось, а пуговки остались". (ответы детей) Что случилось с платьем рябины? ( ответы и рассуждения детей) Поздней осенью, когда становится мало корма для птиц, а тем более зимой, птицы с удовольствием склевывают рябиновые ягоды. Поэтому люди, собирая ягоды рябины, часть ягод обязательно оставляют на дереве для птиц.

У меня рябит в глазах от такой картины:

Стая рябчиков сидит на ветвях рябины.

Воспитатель. Произнесите вслух это двустишие и постарайтесь найти похожие слова. ( рябина, рябит, рябчиков). Рябчик - это пестрая лесная птица. В народе пестрая расцветка называется рябой, вот и назвали птичку - рябчик, по другому бы звучало - пестренький. Как в сказке звали пеструю курочку. Помните? (Ряба). А слово рябит, что означает? ( слушаем ответы детей). А водная рябь на ваш взгляд - это что? Почему так говорят: рябит в глазах, рябь пробежала по воде? (пестрит). В народе еще мелкие щербинки, веснушки на лице называли рябинами. Про очень конопатого человека говорили - он рябой. Даже поговорки сложили: "И ряб, да люб; и кос, да на меня похож". "И рябая дочь, да родимая, а и красавица, да чужая". "У рябого отца и сын рябой". ( Дети дают свои образцы понимания пословиц, далее с помощью воспитателя приходят к правильному значению пословиц).

Далее детям предлагается самим нарисовать ветку рябины.

Прогулка.

Попросить детей самостоятельно отыскать рябину на участке. При рассматривании коры дерева отмечаем, что она гладкая светло - серо - коричневая или желто - серая, блестящая. Сравниваем лист рябины с птичьим пером. Измеряем линейкой длину листьев. Подсчитываем сколько на листе сидит листочков. В ходе наблюдения делаем вывод , что на листе все листочки парные и только самый верхний непарный.

Рассматривая ягоды, находим внутри семена. Определяем цвет, плотность кожуры ягод. Ищем ответ на вопрос: почему у ягод рябины плотная кожура. Даем представление детям о коралловом цвете на примере окраски осенних ягод рябины. Обращаем внимание, что ягоды собраны в кисть.

Воспитатель. В каждое время года есть деревья, которые выделяются своею красотою: весной мы любуемся цветущей черемухой, зимой елью, а осенью наступает пора, когда рябина как бы наряжается в коралловые бусы и как бы говорит людям: "Посмотрите, какая я красивая".

Совместная деятельность во второй половине дня.

Воспитатель. В деревнях девочки носили самодельную "бижутерию" из рябиновых ягод - рябиновые бусы. Мы с вами сегодня тоже нанижем рябиновые бусы. Для того, чтобы не пользоваться иголкой, вместо нитки нужно взять плотную леску, ею легко прокалываются ягоды и свободно на нее нанизываются ягоды рябины. А пока вы нанизываете ягоды рябины я расскажу вам старинную легенду о рябине.



Легенда о рябине.

Жил-был богатый купец. И была у него дочка-красавица. Полюбила она простого небогатого парня. Но купец не хотел отдавать замуж свою дочь за бедного. Не ровня, мол, бедняк его дочери. Побоялся купец, что его единственная дочка тайно обвенчается с бедняком и убежит из дома, и решил он пойти к колдуну и просить, чтобы разучил влюбленных. А дочка купеческая случайно узнала о том, что отец к колдуну ходил и решилась убежать из дома к своему любимому. В темную дождливую ночь выскочила девушка из дома и побежала на берег реки, где уговорилась встретится со своим женихом. А колдун, выполняя просьбу купца, тоже пошел к берегу реки, где уже стоял парень, поджидая девушку. Заметил парень колдуна и бросился в реку, чтобы подальше увести его и не дать встретиться с девушкой. Юноша стал переплывать реку, а колдун дождался, когда тот выйдет на другой стороне на берег, стукнул посохом и превратил его в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из -за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. От ужаса, охватившего ее, замерзла она на берегу реки и превратилась в рябину. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки - ветви протянулись в сторону любимого. Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. Вот такая легенда. И в честь этой легенды народ сложил песню "Тонкая рябина", которые очень любят ваши мамы и бабушки, давайте послушаем. (дети слушают песню"Тонкая рябина" в исполнении Л. Зыкиной).





© 2010-2022