Театрализованная деятельность как средство совершенствования знаний по изучению казахского языка дошкольниками

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Театральная деятельность как средства совершенствование знаний детей по изучению казахского языка»

Государственный язык сегодня становится в большой мере средством жизнеобеспечения общества. Роль казахского языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Изучение государственного языка и грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа, позволяет разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому казахский язык стал обязательным компонентом обучения в дошкольных организациях.

Дети дошкольного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия ребят друг с другом создаются условия непроизвольного усвоения материала. Освоение нового происходит в атмосфере творчества и дружеской партнерской обстановки. Это способствует раскрытию творческих способностей личности ребенка, развивает коммуникативные способности и обогащает его опыт, способствуя формированию потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сфер личности.

Необходимость решения нестандартных задач, как в процессе учебы, так и в будущей профессиональной деятельности детей требует развития самостоятельного мышления, оперативности, целеустремленности, инициативности и креативности в решении проблем. Решению всех этих вопросов в значительной степени способствует театральная деятельность на государственном языке.

В это время происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей детей. Главная цель при обучении государственному языку - формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений. Театральная деятельность - самая точная модель общения, так как она подражает действительности в главных, существенных чертах, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров. Таким образом, театр можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Он создает условия для естественного учебного процесса, где язык используется в реальном действии. С этой точки зрения театральная деятельность повышает эффективность обучения и помогает сохранить интерес к изучаемому языку.

Элементы театральной деятельности широко используются в учебном процессе в виде инсценировок и театрализованных игр. Такие приемы, как драматизация, инсценировок и др., эффективны при обучения любому предмету, но особенно высока их ценность при усвоении государственного языка. Театральные постановки на государственном языке - одно из направлений вне учебной деятельности, основная задача которой - повышение интереса, мотивации, активизация желания изучать казахский язык. Театральная деятельность способствует решению этой задачи, дети знакомятся с литературными произведениями на родном и казахском языках, реализуют себя в речи на казахском языке, эмоциональная атмосфера театра создает положительную мотивацию.

В процессе театральной деятельности совершенствуются:

  • интонационные, грамматические и лексические навыки;

  • использование и отработка речевых фраз и клише в различных ситуациях;

  • умение аудирования.

Участие учителя казахского языка в театрализованном деятельности дает возможность управлять процессом изнутри, а не просто инструктировать учащихся. Это прием, который напрямую способствует полноценному восприятию художественной литературы, развитию «литературного» воссоздающего воображения, т.к. предполагает проникновение в мотивы поступков героев, смысл, вкладываемый автором в произведение.

Основная задача театральной педагогики состоит в том, чтобы не превращать дошкольника в артиста, а использовать средства театрально-исполнительского искусства в целях образования и развития, формирования всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.

Театрализованная деятельность с применением драматизации представляет собой своеобразный синтез ролевой игры и театрального искусства, где каждая конкретная форма приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Их соотношение зависит от вида театрализованной деятельности, образовательной, развивающей, воспитательной цели и особенностей руководства ею.

В применении драматизации сказок на занятиях казахского языка у дошкольников коммуникативная направленность обучения перестаёт быть обычной декларацией, а становится одним из принципов образовательного процесса.

Драматизация понимается как технология обучения и воспитания, направленная на развитие коммуникативности дошкольника средствами художественных произведений. В основе драматизации сказки лежит «метод физических действий» К.С. Станиславского.

Театр близок и понятен детям. Это объясняется двумя причинами. По мнению Л.С. Выготского, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно связывает его творчество с личными переживаниями. Драматическая форма изживания впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно и независимо от желаний взрослого. Любую мысль ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Другой причиной близости драматической формы детям является связь театрализации с игрой - ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках.

Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности и потребности дошкольников. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений дошкольников позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические особенности. На начальном этапе ролевого общения целесообразно давать роли, наиболее полно соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе.

Театральная деятельность, будучи ориентированной на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания детей так называемых групп риска ( с нетипичным поведением): излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т. д. Кроме того, театр позволяет организовывать работу и с одаренными детьми.

Изучение развивающего потенциала драматизации сказки в обучении казахскому языку дошкольников позволяет сделать следующие выводы: использование театральной педагогики, обогащенной технологиями обучения казахского языка, позволяет создать универсальную образовательную модель, соответствующую возрастным особенностям и индивидуальным потребностям дошкольников, возможностям дошкольных организациях и дошкольных программам по обучению казахскому языку; основные приоритеты в развитии театральной педагогики, реализуемой средствами драматизации, иноязычного подхода к отбору содержания образования и личностно-деятельностного подхода к технологиям его передачи.



© 2010-2022