Эссе «Воспитатель — это здорово! »

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Воспитатель - это здорово! »

Начну я с размышления, почему я стала воспитателем и что меня привлекает в ней. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны из вне. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен постигнуть это собственными силами, собственным напряжением. Из вне он может получить только первоначальную мотивацию, которая постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться. И такую мотивацию я получила еще в средней школе. Большая заслуга в том, что я работаю с детьми, заслуженно принадлежит Ангелине Константиновне, пионервожатой нашей школы. Это человек, не просто любящий, а обожающий детей. Всегда с идеями, всегда веселая, всегда к нам терпеливая! И, понятно, рядом с таким человеком, наша школьная жизнь всегда была активной: хотелось всегда чего - то еще более яркого, интересного. С 5 класса я стала посещать кружок пионеров, где наряду с общением со сверстниками, научилась и танцевать, и вязать, и фотографировать, и шить мягкие игрушки! В 8 классе меня привлек туристический клуб «Звезда». И начались постоянные походы, турслеты, расширился круг общения. Постоянная забота о более младших членах клуба во время походов, нашла отражение в стенах школы: шефство над младшими классами. А параллельно школьной жизни, в летние каникулы, был в моей жизни детский оздоровительный лагерь - незабываемое время! Вот где было раздолье для своей активности, творчества и общения! Мне всегда нравилось быть в коллективе, кому-то помогать, петь песни, устраивать конкурсы, праздники. И, оканчивая школу, у меня не было раздумий, кем же я стану во взрослой жизни. Конечно же, педагогом! Кто как не педагог сможет в жизни реализовать то, чем нравилось заниматься самой!

Сейчас я воспитатель, за моими плечами более 5 лет педагогического стажа. Часто со всех сторон мы слышим: время сейчас другое, жизнь другая и никто толком не знает, как следует воспитывать детей. В таких случаях, нечего даже пытаться рассуждать на эту тему и тем более советовать. Да, это время и эта жизнь сильно отличаются от времени и жизни, когда я только пришла работать в детский сад. Но воспитание детей в семье, так ли уж сильно оно изменилось? Думаю, что нет. Ведь все начинается с семьи, какое бы ни было время, и какой бы ни была жизнь.

Жизнь отводит родителям для воспитания детей строго определенное время, его нельзя упускать. Но, к сожалению, многие родители откладывают это время на потом. И в таких случаях нам, воспитателям, приходится компенсировать это в детском саду.

Актуальность проблемы полноценного развития ребенка подтверждается рядом фактов и положений. Так, наиболее общие положения сформулированы в нормативно - правовых документах, регламентирующих деятельность дошкольного образования. «Каждый возрастной период, - писал и говорил А.В.Запорожец, - должен быть полноценно прожит человеком, потому что внутри каждого возраста, формируются психологические новообразования, специфические именно для этого периода». В дошкольном возрасте - это формирование мотивационно - потребностной сферы, самосознания, стремлении ребенка быть как взрослый. Эти потребности удовлетворяются в сюжетно- ролевых играх и в специфических для дошкольного возраста продуктивных видах деятельности.

Сегодня у меня есть возможность поделиться с вами своим педагогическим опытом, а вернее своими впечатлениями о педагогической деятельности. Я долго не могла сформулировать то, что для меня есть ребенок, на что я опираюсь в своей деятельности, пока не помню где, не прочитала опыт работы воспитателя, где она сказала, что ребенок - это солнце. Мне понравилось это определение, и я решила им воспользоваться, да простят меня коллеги. Потому что, это действительно так, иначе можно менять профессию.

Для меня, как и для многих из вас, ребенок - это солнце, вокруг которого должны вращаться все средства образования. И в своей работе с детьми я всегда придерживаюсь следующих принципов.

1 принцип - «Не навреди» Это значит, осуществляю организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, возможностями детей, с учетом их индивидуальных особенностей.

2 принцип - «Уважай свободу и достоинство каждого ребенка» этот принцип подразумевает предоставление свободы в разнообразных видах детской деятельности. В регламенте моей работы с детьми обязательно предусматривается время для свободного проявления интересов детей, т.е. время, когда дети могут заниматься своим любимым делом. И для этого возникает необходимость создания предметно - пространственной среды, которая поможет ребенку раскрепоститься. Проявление свободы выбора закреплено в настоящее время и на законодательном уровне. Все созданные в группе центры приспособлены для удовлетворения интересов и потребностей детей. Детям предоставляется возможность свободно перемещаться по группе, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых. Созданная предметно - пространственная среда на участке также способствует проявлению детской инициативы, самостоятельности, познанию предметов и объектов окружающего мира. Считаю, что в нашей группе, созданы условия для обеспечения счастливого пребывания детей. А это, прежде всего, душевный комфорт, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с самим собой и окружающим миром.

3. «Обучение с увлечением» - следующий принцип моей педагогической деятельности. Работая с детьми, я должна привить вкус к интеллектуальному труду, научить смотреть и видеть, наблюдать и мыслить, вести диалог. И в этом мне хорошо помогают и дают хороший результат: проектный метод обучения, создание мини- музеев, экспериментальная деятельность, использование компьютерных технологий и программ. И, конечно же, привлечение к созданию проектов родителей воспитанников.

Все родители хотят видеть своих детей умными, развитыми, добрыми, способными и даже одаренными. И мне, как педагогу, под силу помочь им в осуществлении их мечты. В моей педагогической деятельности постоянными и неизменными помощниками, именно поэтому, и являются родители воспитанников. Совместно с ними мы организуем праздники, походы, соревнования, экскурсии не только на природу, но в музей, библиотеку, на предприятия, где они работают. Родители во время мероприятий являются не только зрителями или организаторами, но и непосредственными участниками: они шьют костюмы, готовят атрибуты, играют роли, что очень радует детей. Кроме развлекательных мероприятий, привлекаю родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества, мотивирую родителей на разработку совместных с детьми проектов, таких как «Опасные места в детском саду», «Чудеса осени», «Любимое место в родном городе», «Безопасность на дороге» и другое.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения и воспитания, владения технологиями проектирования, игровой технологией, «коллекционирование», «путешествие по реке времени» и многими другими технологиями, умения анализировать и оценивать свою деятельность.

Воспитатель - это образец для подражания. Каждый его поступок - это пример для воспитанника. Я сама очень люблю природу и не упускаю возможности увидеть красоту любого объекта, при этом выражаю свои эмоции вслух, поскольку не стесняюсь своих воспитанников и полагаю, что они имеют право знать насколько хороша природа нашего края. Через определенный период времени я вижу отдачу: дети мне подражают, не таят свое положительное отношение к миру в себе, а умеют выразить его с чувством. Конечно, меня это очень радует.

«Годы чудес» - так называют дошкольное детство. Назначение человека на Земле - оставить после себя что-то хорошее, светлое, оставить после себя прекрасное поколение, способное сделать жизнь еще краше. Это прекрасное поколение и есть наши детки. Любовь к детям продиктовала мне выбор профессии - воспитатель. Что же означает слово «воспитатель»? Воспитатель - это человек, питающий душу ребенка, его сознание, его внутренний мир. И долг воспитателя - формирование человека, гармонически сочетающего физическое совершенство, духовное богатство, моральную чистоту, воспитание будущих строителей нашей страны, ведь первые семь лет жизни ребенка - очень важный период, когда закладываются общечеловеческие ценности. Чем раньше ребенок овладеет этими качествами, тем жизнь для него становится содержательнее. Еще без педагогического образования я перешагнула порог детского сада и влилась в большую, шумную толпу маленьких людей с ясными сверкающими глазами. И я задумалась - родители доверили мне самое ценное, что у них есть, а смогу ли я оправдать их доверие, помочь родителям воспитать добрых, здоровых детишек. С каждым днем я все больше убеждалась, что труд воспитателя тяжел, кропотлив, требует выдержки, терпения, мудрости, доброты, любви к детям и своему делу. А рабочий день воспитателя? Каков он? Только на первый взгляд кажется, что все дни воспитателей одинаковые: встреча деток, завтрак, занятия, прогулка, обед, дневной сон, проснулись и домой. А ведь это совсем не так! Никогда не знаешь, что тебя ждет через пять минут, не то, что завтра!

Утро. Еще детей-то пришло совсем ничего, но уже беда! Пришел такой неугомонный, громкоголосый Максим, а уже успел отличиться. Забрал у одного машинку, у другого сбросил книгу на пол, успел толкнуть третьего, за что получил сдачи от четвертого, потому что третий не может сам обидеть никого. И начинается крик, который слышно в соседней группе. Все - рабочий день начинается! А у меня на глазах раздувается огромная шишка у неугомонного мальчишки. Бледнею, но начинаем разбирать ситуацию, прикладывать холодный компресс, а у самой ноги трясутся, ведь вечером предстоит разговор с родителями о появившейся шишке. А он еще и меня успокаивает, что ему не больно, что он сам виноват и сейчас пойдет и почитает книгу. Пять минут не прошло, а это уже спокойный и тихий мальчик! А вот заходит Катя, неприступная, со складочкой на лбу, наверное, обдумывает, кого сегодня выбрать подружкой. Так и есть, вчера играла с Полиной, а сегодня выбрала Свету! Надо подумать, что мне делать, когда придет Полина, ведь она обидится на Катю и будет много слез в уголке. Их много таких разных, непредсказуемых Максимов, Кать, Полин и Свет. Каждого нужно заметить, понять и принять. А помимо этого дать им знания, умения, навыки. Но день еще только начинается, впереди занятия, прогулки, в тихий час- планы на следующий день, подготовка к родительскому собранию, а после сна - праздник для деток, вечером встреча с родителями.

Пришло время утренней зарядки. Сейчас что-то будет! Так и есть, пока ходьба, упражнения - все хорошо, пришло время пробежки и началось: Вася толкнул Кирилла, Кирилл Лену, тут смех, тут слезы. Это мы, взрослые, можем просто пробежаться, а детям обязательно нужно потолкаться, подурачиться. Кому как не воспитателю знать, что детям интересно преодолевать сказочные препятствия, перепрыгивать через ручеек с палочкой-выручалочкой. И тогда мы превращаемся в животных или в машины, а тут приходится соблюдать правила дорожного движения. Со смехом возвращаемся в группу и готовимся к завтраку. И тут, если хоть один малыш не успел побрызгать другого, то можно считать, что мы и не умывались!

Подошло время завтрака. Каждый воспитатель знает, что не всегда легко уговорить детей съесть кашу и превращаемся или в богатырей или в спортсменов. Небольшая интрига и смотришь, а тарелки уже пустые. Молодцы, не правда ли?

Начинается увлекательное путешествие к знаниям. Тревога всегда присутствует: как до каждого ребенка донести то, что знаешь сам так, чтобы он тебя понял. Но тревоги напрасны, когда видишь заинтересованный взгляд и слышишь вопросы «А как?», «Почему?», «А зачем?», совместное с детьми дело проходит как одно мгновение. Господи, какие они у меня любопытные, все хотят знать! Хорошо поработали, пора и прогуляться.

Прогулка - самый увлекательный момент для детишек. На прогулке нас ждут наблюдения, игры, рассуждения, трудовые поручения и многое другое. Ни одна прогулка не обходится без непредвиденных ситуаций. Например, наблюдаем за ветром. На метеостанции стрелка на флюгере показывает северный ветер. Все обсудили, зафиксировали наблюдения на доске и вдруг Лена задает вопрос: «А где ветер? Я его не вижу!». Вот тебе и проблемная ситуация! Начинаем ее решать. Вот так прогулка становится насыщенной и увлекательной. Воспитатель - это образец для подражания. Каждый его поступок - это пример для воспитанника. Я сама очень люблю природу и не упускаю возможности увидеть красоту любого объекта, при этом выражаю свои эмоции вслух, поскольку не стесняюсь своих детей. А результат ты видишь в глазах и вопросах детей. Если они все время спрашивают, значит, ты их заинтересовала.

Подходит время обеда. Если завтрак был для богатырей, то придумываем вместе с детками, кем будем во время обеда. После небольших дискуссий приходим к единому простому мнению - сделать приятное нашим поварам и после обеда сходить и сказать им «спасибо». Дружно берем ложки и уплетаем суп за обе щеки. Претворили идеи в дело и смело идем на кухню благодарить Раису Усмановну, которая от удивления сначала не знала что сказать, а потом заверила нас, что полдник будет еще вкуснее. Посмотрим!

Обед закончен, подошло время укладывать деток спать. Ну, с этим у нас почти все в порядке. Читаем сказку, закрываем глазки и ждем героев сказки во сне. Вроде все засыпают, только Ванюшу сон не одолевает. Никакие уговоры не берут. Придется присесть к нему на кроватку и немного погладить, уж очень он сегодня возбужден был. Не прошло и пяти минут - малыш уснул. Можно немного передохнуть, поработать над планами на завтрашний день, пообщаться с коллегами, обсудить проведение праздника, оформить зал. Дневной сон детей пролетел за заботами незаметно.

Пора вставать! Открываем глазки, поиграем с пальчиками рук и ног, пройдемся по волшебной дорожке и умываемся, одеваемся, причесываемся. Вдруг чувствуем аромат булочек. Заходит Людмила Федоровна с красивым подносом, снимает салфетку и перед нами чудесные ароматные булочки. Скорее за столы! Спасибо повару, сдержала свое слово! Говорю детям, что их ждет сюрприз и исчезаю из группы. Пора надевать костюм для праздника. Возвращаюсь уже клоуном и с кучей воздушных шаров.

Вот и сюрприз! Приглашаю всех в зал. И дети с широкими от удивления глазами, спешат на праздник. А там их ждет еще много неожиданностей и другие герои. Праздник прошел на славу. Все счастливые возвращаемся в группу. Есть время поиграть, тогда вперед, выбираем занятия по душе. Только не это, Максим опять заводит драку! Приглашаю поиграть со мной. Вроде увлекся, пойду, помогу замок девчонкам построить, а то у них башенки падают. Незаметно подошло время ужина. После праздника и игр все подустали, и ужин прошел спокойно. А тут и родители начали приходить, даже на вечернюю прогулку не успели выйти. Надо с каждым поговорить, рассказать, как прошел день.

Вот группа и опустела. Наконец, ты свободна. Бывало и так, что руки опускались, и было искушение бросить все. Я - воспитатель! Потому что люблю каждого ребенка, верю в каждого их них и горжусь ими! Я учу их радоваться людям, отличать добро от зла, приобщаю к культуре, учу мечтать, творить, дарю им знания и сама стремлюсь к самосовершенствованию. Работаю и буду работать под девизом: «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!». Ведь только у воспитателя, который всегда находится в окружении маленьких детей, есть возможность всегда оставаться молодой и счастливой!

© 2010-2022