Методическая разработка Условия обеспечения эмоционально-психологического комфорта участникам образовательных отношений ДОО

Создание психологического комфорта каждому участнику образовательных отношений – задача не легкая, но очень важная. Почему столь важно сохранять эмоциональное здоровье? Каждый из нас может ответить на тот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта (независимо от категории участника образовательного процесса: будь то ребенок или взрослый): тревожность, агрессивность, низкая самооценка, страхи, фобии, переход психологических переживаний в соматические расстройства и т.д.
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Условия обеспечения

эмоционально-психологического комфорта

участникам образовательных отношений ДОО

Что такое "психологический комфорт"? В словаре Ожегова слово "комфорт" определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяют "комфорт" (англ. comfort), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические.

Т. е. психологический комфорт определяется удобством окружающего пространства и положительным эмоциональным фоном, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма.

Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула идею о том, что здоровье человека включает в себя четыре составляющих: физическое здоровье, духовное здоровье, интеллектуальное здоровье и эмоциональное. Психологический комфорт - составляющая эмоционального здоровья.

Создание психологического комфорта каждому участнику образовательных отношений - задача не легкая, но очень важная.

Почему столь важно сохранять эмоциональное здоровье?

Каждый из нас может ответить на тот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта (независимо от категории участника образовательного процесса: будь то ребенок или взрослый): тревожность, агрессивность, низкая самооценка, страхи, фобии, переход психологических переживаний в соматические расстройства и т.д.

Участники образовательных отношений: дети, педагоги, родители. При этом стоит помнить о взаимодействии в диадах и триадах этих участников: ребенок - ребенок, ребенок - родитель, ребенок - педагог, родитель - педагог, педагог - педагог, родитель - родитель, ребенок - родитель - педагог и т.д.

Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в целом (опять же не только ребенка, но и взрослого). Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает на открытые, доброжелательные отношения с участниками образовательного процесса. Если говорить о в этом контексте о детях, то задача педагога - изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.

2. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений, способствующих снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.;

4. Стиль поведения воспитателя.
Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Наиболее комфортно человек чувствует себя тогда, когда удовлетворены все его потребности.

Потребность - физиологический или психологический недостаток чего либо.

С точки зрения А. Маслоу, потребности человека универсальны, т.е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений.

Пирами́да потре́бностей - общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory). Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality).

Анализ потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы - известная работа Абрахама Маслоу, известная под названием «Пирамида потребностей Маслоу» (1943).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

  4. Потребность в признании: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

  5. Потребность в самоактуализации (духовные потребности): познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

1. Физиологические потребности

Самые насущные, самые мощные из всех потребностей. Человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, согласно теории мотивации Маслоу, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический, а не эмоциональный голод. По мнению Маслоу, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам - на фоне физиологических потребностей все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе, т.к. человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, - разъяснял Маслоу. - Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии - наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей - основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество - это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно. Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

2. Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях). Эти желания также могут доминировать в организме и узурпировать право на организацию человеческого поведения. Как отмечает Маслоу, потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии и т.п.В самом общем виде потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении (большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам). В свою очередь неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.

3. Социальные: потребность в принадлежности и любви

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности удовлетворены актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей, жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Стремительное развитие в современном мире разнообразных групп личностного роста, а также клубов по интересам, по мнению Маслоу, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.

4. Потребность в признании

Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимы как уважение окружающих нас людей, так и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня Маслоу разделил на два класса. В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей автор включил потребность в репутации или престиже, т.е. в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Удовлетворение всех этих потребностей порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, собственной значимости и силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

5. Потребность в самоактуализации (самореализации)

Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности удовлетворены человек вскоре вновь почувствует неудовлетворенность - оттого, что он занимается не тем, к чему предрасположен. Если человек хочет жить в мире с собой, он обязан быть тем, кем он может быть. Эту потребность Маслоу назвал потребностью в самоактуализации. Cамоактуализация - это стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности. Это наивысшая потребность человека, согласно иерархии потребностей Маслоу. Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности всех нижележащих уровней.

В своих более поздних работах, изданных в 1960-70-е годы, Маслоу относит потребность в самоактуализации не к базовым потребностям, а к более высокой категории потребностей, которые он описал как «потребности (личностного) роста» (их также называют «ценностными» или «бытийными потребностями», либо «метапотребностями»). В этот список вошли также потребность в понимании и познании (когнитивная потребность) и потребность в прекрасном (эстетическая потребность), которые ранее упоминались вне основной иерархии, а также потребность в игре.

В своих более поздних работах, изданных в 1960-70-е годы, Маслоу относит потребность в самоактуализации не к базовым потребностям, а к более высокой категории потребностей, которые он описал как «потребности (личностного) роста» (их также называют «ценностными» или «бытийными потребностями», либо «метапотребностями»). В этот список вошли также потребность в понимании и познании (когнитивная потребность) и потребность в прекрасном (эстетическая потребность), которые ранее упоминались вне основной иерархии, а также потребность в игре.

Мера удовлетворенности потребностей

Согласно А.Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Другая закономерность, замеченная Маслоу, состоит в том, что когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребности более высокого порядка. При этом сам же Маслоу отмечал, что из этого правила нередко случаются исключения: у некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее, чем потребность в любви, также как некоторые люди останавливаются на уровне низших потребностей, не испытывая интереса к потребностям более высоким, даже когда низшие потребности вроде бы удовлетворены. По мнению Маслоу, все такие нарушения нормального развития человека происходят в результате развития невроза либо в ситуации сильно неблагоприятных внешних обстоятельств.

Предпосылки удовлетворения потребностей

Маслоу выделяет ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей: свобода слова и самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Эти условия, по его мнению, нельзя отнести к разряду конечных целей, но люди часто ставят их в один ряд с базовыми потребностями. Как пишет Маслоу, люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.

Случаи реверсии

Маслоу отмечает, что иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства людей, в общем виде, подчиняются описанному порядку, но встречаются и исключения. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии.

Мера удовлетворенности потребности

Ошибочно думать, что возникновение новой потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей. Как пишет Маслоу, процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, об их медленном пробуждении и активизации. Например, если нижележащая потребность А удовлетворена только на 10 %, то потребность более высокого уровня В может не обнаруживаться вовсе. Однако, если потребность А удовлетворена на 25 %, то потребность В «пробуждается» на 5 %, а когда потребность А получает 75 %-ое удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50 % и так далее.

А была ли пирамида?

Образ пирамиды, широко распространенный во всем мире для иллюстрации теории мотивации Маслоу, в действительности является далеко не бесспорным. Сам Маслоу в своих работах о пирамиде не упоминает (ни в словесной, ни в изобразительной форме).

Напротив, в трудах Маслоу встречается иной визуальный образ - спираль (Маслоу так пишет о переходе индивида к потребностям более высокого уровня: «мотивационная спираль начинает новый виток»). Образ спирали, несомненно, лучше отражает основные постулаты теории мотивации Маслоу: динамичность, развитие, плавное «перетекание» одного уровня в другой (в противовес статичности и строгой иерархичности пирамиды).

Методическая разработка Условия обеспечения эмоционально-психологического комфорта участникам образовательных отношений ДОО.

Тест Пирамида Маслоу позволяет понять, какие потребности на данный момент являются для вас самыми важными. Предполагается, что именно они наименее удовлетворены.

Потребность - это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Широкую известность получила теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (Maslow). Согласно этой теории потребности человека развиваются от физиологических к духовным, и человек должен сперва удовлетворить потребности первого порядка для того, чтобы возникли потребности более высокого уровня.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

  1. Физиологические (голод, жажда, сон и т.д.);

  2. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха и т.д.);

  3. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

  4. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

  5. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, самовыражении, осмыслении и т.д.).

Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более духовные. Так, шаг за шагом человек приходит к потребности в самоактуализации - наивысшей из них. А. Маслоу.

Тест потребностей А. Маслоу (см. Приложение 1)

Используя данный тест, можно определить какие потребности наиболее актуальны для индивида на данный момент его жизни. Соответственно, создание условий, прежде всего, должно быть продиктовано актуальными потребностями человека.

Другая методика, позволяющая определить потребности человека (и взрослого, и ребенка) - рисование «Мандалы».

Слово «мандала» с санскрита переводится как «магический круг».

Круг - символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства.

Мандала - символическая диаграммы, обычно круглой формы. Графика внутри круга может быть произвольной: от абстрактной до изображения животных и людей.

Понятие мандалы внесено в западную психологию щвейцарским психологом К. Юнгом. Он открыл ее, занимаясь собственным психоанализом. Юнг обратил внимание на то, что схематика круга в его рисунках изменялась в соответствии с его внутренним состоянием, т.е. по сути являлась его отображением.

Для Юнга мандала представляет собой важную составную часть процесса индивидуализации личности. При этом мандала помогает активизировать бессознательное и найти новые ориентиры во внешнем мире. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует самопознанию, оздоровлению организма и росту человека как личности.

Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора. Движение по часовой стрелке при этом может отражать процесс осознания материала бессознательного. Если движение в мандале имеет противоположную направленность, можно предполагать процесс психического регресса. Изменения глубины психических процессов отражают непрерывный диалог объективности и субъективности.

Мандала также может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это - не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гармония и красота присущи «здоровым» мандалам, так же как они присущи здоровым живым организмам.

Восприятие мандалы представляет собой процесс, предполагающий некий диалог и взаимодействие. Невербальный, иррациональный, интуитивный способ познания может быть при этом столь же валидным, как и рациональный, аналитический.

Значение цвета в мандале

Каждому, кто занимается интерпретацией рисунков мандалы, нужно помнить, что каждый цвет имеет как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в котором он используется.

  • Начнём с черного цвета. Он традиционно ассоциируется с отрицанием жизни - разрушением. С другой стороны, можно рассматривать его как психологическую смерть, предшествующую новой жизни. Черный символизирует темноту чрева и земли, в которую брошено зерно. Любая жизнь зарождается во тьме.

  • Теперь рассмотрим серый цвет. Этот цвет иногда может указывать на наличие чувства вины. Серый цвет также может свидетельствовать об апатии и ощущении усталости от жизни. Обилие серого цвета в рисунке может указывать на утрату способности испытывать от неё радость и получать удовлетворение. Он также может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни.

  • Тёмно-фиолетовый цвет является одним из наиболее значимых. Он может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти.

  • Коричневый может свидетельствовать о заниженной самооценке.

  • Красный цвет. Когда красный цвет присутствует на рисунке в избытке, это может указывать на гнев и потребность кому-то отомстить. Когда же красный цвет используется вместе с черным, это свидетельствует об агрессивных тенденциях, готовых реализоваться в разрушительных действиях. В то же время, хотя красный цвет ассоциируется с кровью и взрывным темпераментом, он свидетельствует и о способности защищать свои интересы и свое «я», а потому его следует считать признаком психического здоровья. Психологическое значение этого цвета определяется формой фигуры и его расположением в мандале.

  • Розовый цвет можно с большой долей уверенности считать символом тела. Обилие розового цвета в мандале может указывать на эмоциональную хруп кость и незащищенность. Розовый цвет нередко используется теми, кто переживает соматическое неблагополучие.

  • Оранжевый цвет. Оранжевый указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться и в чувстве любви, и в чувстве ненависти. Оранжевый цвет также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам или отцу. Потребность в самоутверждении.

  • Желтый цвет - цвет солнца. Ярко-желтый цвет указывает на высокий интеллект и сильный характер. Ясный ум и любознательность. Он нередко также свидетельствует о хороших, теплых отношениях с отцом.

  • Зеленый цвет. Символизирует здоровый рост и развитие. Он также указывает на способность заботиться о других и о себе, свидетельствует о состоянии зрелости.

  • Светло-голубой (или небесный) цвет. В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями. Если же этот цвет в большом количестве используется мужчиной, это может указывать на некоторую пассивность.

  • Темно-синий цвет. Указывает на интуитивные способности, а так же способности к эмпатии.

  • Сиреневый цвет или цвет лаванды. Может указывать на асфиксию, имевшую место при рождении. Когда он присутствует в мандале, высока вероятность того, что автор рисунка является, религиозным человеком, и тогда сиреневый цвет является знаком духовного опыта.

В мандалах здоровых индивидов, как правило, присутствуют все основные цвета.

Состояние каждого из нас может меняться, поэтому, используя мандалу как средство оценки процесса психического развития, следует быть готовым к тому, что характер изображения будет со временем меняться. Задача первичной оценки, которая зачастую происходит на материале всего нескольких мандал, - определить, каково состояние человека в данный момент,

допуская при этом, что через некоторое время оно может стать другим. Было бы ошибочным на основе анализа мандал навешивать на людей ярлыки и рассматривать их рисунки как нечто неизменное. Мандала становится эффективным средством работы лишь в том случае, если мы рассматриваем ее как часть непрерывного процесса развития и изменений.

Значение формы в мандалах.

Я кратко охарактеризую некоторые формы, присутствующие в мандалах. Центральная их часть, конечно же, является наиболее важной: ее цвет и форма могут очень многое сказать о человеке. Если, например, изображение в центре мандалы имеет вид эмбриона или чем-то его напоминает, это может указывать на неспособность человека справляться со стрессом.

Мандалы могут включать как извилистые, так и прямые линии. Первые обычно указывают на преобладание эмоций над разумом и тесно связаны с фемининностью. В отличие от извилистых линий, прямые указывают на преобладание рационального начала и более характерны для мужчин. Поэтому изображение звезды можно считать символом мужественности, а изображение цветка - женственности.

Пятиконечная звезда в середине мандалы - признак уверенно стоящего на ногах человека. Так же как и эмбрион, звезда может указывать на связь с материальным миром, физическим телом, однако звезда говорит о силе, в то время как изображение эмбриона - об уязвимости и слабости.

Крест в центре мандалы можно трактовать как крест (христианскую символику) или перекресток. Можно предполагать, что автор рисунка пребывает в состоянии нерешительности либо чувствует себя распятым. Нередко крест также ассоциируется с жертвой, и если он находится в центре, то может отражать состояние дезинтеграции, за которым следует формирование нового центра «я».

Расположенный в середине мандалы квадрат может соответствовать в воображении пациента саду или двору. В этом случае следует спросить, является ли он открытым или закрытым. Если «вход» во «двор» или «сад» закрыт, возможно, что автор рисунка переживает состояние стресса.

Треугольник в центре мандалы указывает на движение. Если треугольник направлен вершиной вверх, это признак активности и стремления защитить свои интересы. Если же вершина треугольника направлена вниз, прогноз неблагоприятен: такой треугольник указывает на движение вниз, к земле, возможность смерти и разрушения. Сочетание треугольника, направленного вершиной вверх, с треугольником, направленным вершиной вниз, формирует звезду Давида, сочетающую в себе созидательное начало с разрушительным.

Когда внешняя граница мандалы представлена цветной линией, это является благоприятным признаком. В случае отсутствия такой границы можно предполагать утрату психической целостности, поскольку мандала характеризует «я» ее автора; при этом то, что находится вне круга, ассоциируется с внешней по отношению к личности средой. Если же внешняя граница мандалы очень плотная, можно предполагать наличие паранойяльной настроенности или стремление защитить хрупкое «я». В то же время это может являться признаком интроспективной ориентации.

Обширное незакрашенное пространство в мандале свидетельствует о желании автора рисунка скрыть или подавить свои чувства. В сочетании с едва заметной внешней границей круга это, однако, указывает на готовность к контактам.

Оценивая состояние автора мандалы, обратите внимание на размер ее центра. Если он невелик, у автора можно предположить сниженную самооценку.

Выделено 12 стадий наиболее часто используемого изображения форм и символов в мендалах.


Нулевая стадия «Чистый свет»

Как выглядит:

Мандалы как таковой - нет. Вместо рисунка мандалы - кольцо, обруч, окружность. Огненное кольцо. Любого цвета, на любом фоне.

Расшифровка:

В данный момент вам очень необходим покой, опыт и состояние «предшествующее рождения», имитация пребывания в небытии, в полной темноте и тишине. Состояние зерна, посаженного в чернозем. Зерна, которое очень скоро взорвется зеленым ростком. Накапливание энергии, необходимой для прорыва. Сильные религиозные переживания.

Первая стадия «Пустота»

Как выглядит:

Появляется тело круга, но больше практически ничего, за одним исключением. Все рисунки типа «японский флаг». Цветной груг на цветном фоне. Черный круг на белом фоне.

Исключение: к первой стадии «Пустота» относятся так же мандалы, изображающие паутину или похожие на паутину.

Расшифровка:

Возвращение на землю, ощущение единения с материей. Состояние «мы достигли суши». Почва под ногами, способность контактировать с окружающим «земным». Также чувство тяжести, ригидности, неподвижности, приземленности. Состояние «некуда бежать, мы на острове».

Вторая стадия «Блаженство»

Как выглядит:

Любые рисунки типа «Американского флага», то есть - обилие мелких звёздочек на фоне. Поле, усеянное цветочками, принт «горошек», герб, усыпанный снежинками, небо в мелких кудрявых облачках, рыбки в воде, веснушки. Рисунок рябит, пестрит, представляет собой россыпь чего-либо, искры, фейерверк, салют, блестки.

В то же время, главное ощущение от такой мандалы - текучесть или легкость, мерцание и переливы

Расшифровка:

Ощущение удовольствия, блаженства, пассивности, регресс в детство (Регресс может быть как хорошим, так и плохим).

Вы готовы к полному принятию мира, вы готовы доверять.

Третья стадия «Лабиринт, спираль, вихрь»


Как выглядит:

Очень простая мандала, выглядит как лабиринт, спираль, пружина, вихрь, торнадо, винтовая нарезка, винтовая лестница, пуповина.

Расшифровка:

Лабиринт имеет два выхода. Один ведет в глубь, в чрево лабиринта - к смерти. Второй выход ведет к свету, к пробужденности.

Амбивалентное состояние. Движение, продвижение, поиск пути, цели, интуиция, неизвестность, медленное продвижение по тоннелю, в конце которого еще не видно света.

Четвертая стадия «Начало»

Как выглядит:

Любой рисунок с четким символом, располеженным строго по центру. Любая геометрическая фигура, вписанная в круг, любой символ в центре, треугольник, точка, запятая, человечек, глаз, сердце, цветок, эмбрион в чреве, готическая розетка, роза.

Расшифровка:

Картина отражающая видение: «Я и мир», самоозабоченность, нарциссизм, пробуждение «Я», потребность в самоутверждении, борьба за свои права, попытка заявить о себе, однако в сочетании с пассивностью, зависимостью от окружающих и их оценки. Хорошо для тех, кто никогда не имел своего «Я».

Пятая стадия «Мишень»

Как выглядит:

Мандала выглядит как мишень, воронка, в отличие от спирали мандала часто выглядит объемной

Серии концентрических кругов.

Расшифровка:

Высокое чувство беспомощности, тревожности, уязвимости. Попытка в связи с этим - оградить себя от случайности, беды, ошибки. Попытка побороть хаос. Поиск сильного покровителя

Внешний мир часто воспринимается как угроза. Возможен невроз навязчивых состояний.

Стадия шестая «Расщепление, единоборство с Драконом»

Как выглядит:

Круг мандалы разделен пополам - вертикально или горизонтально. Четкая линия делит рисунок на две половины. Небо и земля, разделенные линией горизонта, разделенные морем.

Расшифровка:

Настало время открыто заявить о своих правах, время объявить войну, открытая конфронтация. «Верхи не хотят, низы не могут».

Активная жизненная позиция. Вера в свои силы. Усиление противоречий, предшествующее позитивным изменениям. В отличие от стадии «Начало», Я заявляет о себе, но при этом уже не полагается на окружение и не зависит от него.

Седьмая стадия «Оквадрачивание круга»

Как выглядит:

Рисунки, на которых изображен:

  • Вертикально стоящий крест

  • Квадрат, вписанный в круг.

В мандале присутствуют практически одни только прямые линии.

Расшифровка:

Мандалы с крестами: ощущение, что энергия распирает тебя изнутри и ее некуда девать. Ощущение свободы, «оковы пали», самооценка высокая.

Начало нового позитивного этапа в жизни. Смена социальной роли, повышение статуса.

Мандалы с квадратом. Успешное отстаивание собственных территориальных прав, построение границ своей личности. Ощущение себя «Хозяином»

Восьмая стадия «Функционирующее Эго»

Как выглядит:

Пятиконечная звезда в круге, стоящая «на ногах» (символ человека и его нормальной телесности - прямостояние)

Любые изображения свастики и цветов с лепестками, похожих на свастику.

Молнии внутри круга, иногда выходящие за пределы круга.

Расшифровка:

Пребывание в динамичном периоде жизни. Выход из состояния покоя, сна. Наслаждение действием и любой двигательной активностью.

Девятая стадия «Кристаллизация»

Как выглядит:

Красивые симметричные рисунки. Напоминают снежинки Кая под увеличительным стеклом. Солнце многоугольники, плоды, фрукты в разрезе, многолучевые звезды, многолепестковые цветы.

Что означает:

Вы находитесь в данный момент в состоянии гармонии с собой и окружающим миром. Социальное положение - устойчиво.

Однако, стереотипное зацикливание на такой мандале - нехорошо, особенно если эта «супер»-мандала явно не кажется позитивной.

При интерпритации важно заметить разницу:

- вы пытаетесь сохранить «всё как есть», заморозить. Не желаете ничего менять.

- либо находитесь в динамично изменяющейся непредсказуемой среде (или абсолютно новой, чужой среде) и отчаянно пытаетесь к ней адаптироваться, понравиться ей.

Десятая стадия «Ворота смерти»

Как выглядит:

  • «поверженный» Икс-образный (или диагональный) крест

  • перекресток дорог

  • круг, разделенный

  • треугольник вершиной вниз

Расшифровка:

Необходимое одиночество, ощущение беспомощности, мазохистские тенденции, желание принести себя в жертву, готовность «претерпеть муки ради…», наслаждение от переживаемого страдания или умение черпать в нем силы для нового роста , возрастной кризис, драматичная утрата прежних идеалов, переоценка ценностей, яркая потребность в обновлении, гибель старых масок-персон, погружение в бессознательное и отказ от сотрудничества с прежней логикой жизни.

Одиннадцатая стадия «Фрагментация»

Как выглядит:

  • Месиво, отсутствует ощущение целостности рисунка (Дисгармоничная мандала, у которой почти всегда отсутствует центр. Фрагменты никак не связаны между собой. Хаос деталей, линий, штрихов)

  • Капкан, зубастая пасть, яма с открытыми краями.

Расшифровка:

Сейчас вы позволяете себе делать и говорить всё то, что не могут делать и говорить другие - накипело. Воспользуйтесь этим ресурсным состоянием как шансом к росту и самоактуализации.

Разрушение старого Эго. Состояние «Кто я такой?».

Имеет место внутрипсихический разрушительный процесс, который вы, возможно, даже не осознаете. Фрустрация собственных потребностей.

Двенадцатая стадия «Трансцендентный Экстаз»

Как выглядит:

  • Струи воды, фонтаны, фейерверки, взрывы, салюты

  • Зеленые ростки, стебельки и побеги, «вырывающиеся из под земли к свету»

Очень часто изображение выплескивается за границы круга.

В отличает от звездочек и блесток стадии «Блаженство», стадия «Экстаз» имеет четко направленный, активный, динамичный «мужской» характер.

Расшифровка:

Вы в лучшей форме и полны энергии. Состояние влюбленности, влюбленности в жизнь. Стремление к естественной красоте, неприятие всего искусственного, цивилизованного, ограничивающего обретение своего пути, стиля, понимание и обретение смысла жизни, торжество.

Таким образом, задача педагога-психолога выявить актуальные потребности участников образовательных отношений и выстраивать работу по созданию эмоционально-психологического комфорта с учетом данных потребностей.

Литература:


  1. А. Маслоу «Мотивация и личность» СПб, 1999.

  2. «Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» Под ред.: А.И. Копытин. СПб.: Речь, 2005.

  3. «Значение Мандалы и ее использование» (berzinarchives.com)

  4. «Игры для профилактики психоэмоционального напряжения дошкольников» (ped-kopilka.ru)

  5. «Создание психологического комфорта…» (planetadetstva.net)

  6. «Создание условий для эмоционального благополучия детей» (doshvozrast.ru)

  7. «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» (Barnaul.jrg)



© 2010-2022