- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Тренинг с родителями на тему: Адаптация и социализация
Тренинг с родителями на тему: Адаптация и социализация
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Брюханова О.М. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Родительский университет.
Тема: «Адаптация и социализация детей».
Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию, социализацию ребенка в будущем.
Задачи:
-
Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ;
-
Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;
-
Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;
-
Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Участники: родители воспитанников МДОУ ДС № 22.
Оборудование: стикер, фломастеры, игрушка.
ХОД ВСТРЕЧИ
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнее родительское собрание, посвященный вопросу адаптации детей в ДC. Сегодня родительское собрание пройдет не в стандартном режиме, мы совместно постараемся с вами ответить на ряд вопросов, которые нас, как родителей очень волнуют.
Сейчас мы с вами на стикерах напишем свое имя и приклеим к одежде. Я по кругу буду передавать игрушку, каждому по очереди, а у кого игрушка в руках отвечает на три вопроса:
1. Как его зовут, чей он папа или мама?
2. Помните ли вы свое детство в детском саду, если да, то что?
3. Ваше настроение сейчас?
Мы с вами выяснили, что настроение у нас в основном спокойное, доброжелательное, и для того чтобы его закрепить и раскрепоститься, настроиться на сегодняшнее собрание, предлагаю поиграть:
Игра на сплочение " Встреча руками"
Педагог-психолог:
Встаньте, пожалуйста, в круг, так чтобы Ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде пусть Ваши руки:
-
сначала найдут друг друга;
-
познакомятся;
-
проявят симпатию;
-
потанцуют;
-
подерутся;
-
помирятся;
-
попрощаются.
Молодцы, садитесь на свои места.
Ответьте на вопросы:
-
Легко ли было выполнить это упражнение?
-
Что мешало?
Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды.
Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.
Итак, продолжим. Можно выделить следующие, наиболее яркие ситуации, требующие приспособления ребенка к смене жизненных обстоятельств в детском саду:
-
Поступление в детский сад.
-
Переход из одной группы в другую.
-
Длительная болезнь.
-
Длительный отпуск.
-
Смена педагога.
-
Появление нового ребенка в группе сверстников.
Сейчас я задам вам несколько вопросов, а вы порассуждайте и ответе на них:
Вопрос1.«Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?»
Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации
-
Беспокойство
-
Страх
-
Заторможенность (повышенная возбудимость)
-
Капризность
-
Раздражительность
-
Упрямство
Вопрос 2.«Какие дети адаптируются сложнее в детскому саду?»
Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.
Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:
-
являющиеся единственными в семье;
-
чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
-
привыкшие к тому, что их капризам потакают;
-
пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
-
не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
-
неуверенные в себе;
-
страдающие ночными страхами;
-
эмоционально неустойчивые;
-
пережившие психологическую травму;
-
с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
-
чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Социальный институт - это семья, ДОУ, школа, профессиональное учебное заведение. Именно на эти институты возложена важнейшая функция социализации личности.
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе.
Понятие «социализация» характеризует тем, что ребенок усваивает определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом.
Старший дошкольный возраст
- конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию.
Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность..
Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.
В период адаптации и социализации важно как ведут себя родители ребенка или законные представители.
Вам, как родителям ребенка важно:
-
Понимать, что энергичный и активный ребенок - это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
-
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
-
Чаще разговаривать с малышом,читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
-
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
-
Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
-
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам
ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у
ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне
естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать,
в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или
переключить его внимание.
Игра-Упражнение «Путаница»
Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.
Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По
Сигналу ведущего каждый Игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число
Игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят
Себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый
Человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е.
Снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив
Всякое словесное общение.
Рефлексия
Ведущий:
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
-
Что он узнал сегодня?
-
Что он хотел бы еще узнать?
Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьезныхпроблем и психологических нарушений у ребенка.
Правила для родителей в период адаптации ребенка
к изменяющимся условиям.
(памятка)
Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.
Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребенком
детского сада, чтобы он шел туда с желанием.
Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у
ребенка желание посещать детский сад.
Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до первого
дня посещения группы детского сада.
Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.
Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.
Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.
Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.
Игры «По дороге в детский сад»
Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.
1. «Все круглое (квадратное, треугольное)»
Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.
«Красные (зеленые) предметы» - по принципу упражнения № 1.
«Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.
4. «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.
5. «Загадки»
По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?»
Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»