Тренинг с родителями на тему: Адаптация и социализация

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительский университет.

Тема: «Адаптация и социализация детей».

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию, социализацию ребенка в будущем.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ;

  2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;

  3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;

  4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Участники: родители воспитанников МДОУ ДС № 22.

Оборудование: стикер, фломастеры, игрушка.

ХОД ВСТРЕЧИ

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнее родительское собрание, посвященный вопросу адаптации детей в ДC. Сегодня родительское собрание пройдет не в стандартном режиме, мы совместно постараемся с вами ответить на ряд вопросов, которые нас, как родителей очень волнуют.

Сейчас мы с вами на стикерах напишем свое имя и приклеим к одежде. Я по кругу буду передавать игрушку, каждому по очереди, а у кого игрушка в руках отвечает на три вопроса:

1. Как его зовут, чей он папа или мама?

2. Помните ли вы свое детство в детском саду, если да, то что?

3. Ваше настроение сейчас?

Мы с вами выяснили, что настроение у нас в основном спокойное, доброжелательное, и для того чтобы его закрепить и раскрепоститься, настроиться на сегодняшнее собрание, предлагаю поиграть:


Игра на сплочение " Встреча руками"

Педагог-психолог:

Встаньте, пожалуйста, в круг, так чтобы Ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде пусть Ваши руки:

  1. сначала найдут друг друга;

  2. познакомятся;

  3. проявят симпатию;

  4. потанцуют;

  5. подерутся;

  6. помирятся;

  7. попрощаются.

Молодцы, садитесь на свои места.

Ответьте на вопросы:

  • Легко ли было выполнить это упражнение?

  • Что мешало?

Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды.

Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

Итак, продолжим. Можно выделить следующие, наиболее яркие ситуации, требующие приспособления ребенка к смене жизненных обстоятельств в детском саду:

  • Поступление в детский сад.

  • Переход из одной группы в другую.

  • Длительная болезнь.

  • Длительный отпуск.

  • Смена педагога.

  • Появление нового ребенка в группе сверстников.

Сейчас я задам вам несколько вопросов, а вы порассуждайте и ответе на них:

Вопрос1.«Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?»

Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации

  • Беспокойство

  • Страх

  • Заторможенность (повышенная возбудимость)

  • Капризность

  • Раздражительность

  • Упрямство

Вопрос 2.«Какие дети адаптируются сложнее в детскому саду?»

Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

  • являющиеся единственными в семье;

  • чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

  • привыкшие к тому, что их капризам потакают;

  • пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

  • не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

  • неуверенные в себе;

  • страдающие ночными страхами;

  • эмоционально неустойчивые;

  • пережившие психологическую травму;

  • с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);

  • чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Социальный институт - это семья, ДОУ, школа, профессиональное учебное заведение. Именно на эти институты возложена важнейшая функция социализации личности.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе.

Понятие «социализация» характеризует тем, что ребенок усваивает определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом.

Старший дошкольный возраст

- конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию.

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность..

Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.

В период адаптации и социализации важно как ведут себя родители ребенка или законные представители.

Вам, как родителям ребенка важно:

  • Понимать, что энергичный и активный ребенок - это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

  • Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

  • Чаще разговаривать с малышом,читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

  • Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

  • Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

  • Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам

ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у

ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне

естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать,

в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или

переключить его внимание.

Игра-Упражнение «Путаница»

Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.

Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По

Сигналу ведущего каждый Игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число

Игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят

Себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый

Человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е.

Снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив

Всякое словесное общение.

Рефлексия

Ведущий:

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

  • Что он узнал сегодня?

  • Что он хотел бы еще узнать?


Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьезныхпроблем и психологических нарушений у ребенка.

Правила для родителей в период адаптации ребенка

к изменяющимся условиям.

(памятка)

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.

Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребенком

детского сада, чтобы он шел туда с желанием.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у

ребенка желание посещать детский сад.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до первого

дня посещения группы детского сада.

Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.

Игры «По дороге в детский сад»

Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.

1. «Все круглое (квадратное, треугольное)»
Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.

«Красные (зеленые) предметы» - по принципу упражнения № 1.

«Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.

4. «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.

5. «Загадки»

По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?»

Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»


© 2010-2022