Рабочая программа Обучение детей игре в шашки

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 6 «Василёк»




РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

____________________ Заведующий МБДОУ

____________________ № 6«Василёк»

«_____»_____________20__ ________Колесниченко Л.А.

«________»________________ 20__



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Волшебные шашки»






для детей дошкольного возраста (6-7 лет)

срок реализации 1 год

направление: социально - педагогическое





Автор-составитель: воспитатель

Кунтувганова Ралина Аскерхановна



г. Сургут, 2016г.

ПАСПОРТ

дополнительной общеобразовательной программы

«Волшебные шашки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Василёк»


Название

программы

«Волшебные шашки»

Направленность

программы

социально - педагогическая направленность

Ф.И.О. педагога

Кунтувганова Ралина Аскерхановна

Год разработки

2015-2016г.

Где, когда и кем утверждена

дополнительная

общеобразовательная

программа


Информация

о наличии рецензии


Цель

- раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;

- организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

Задачи

Образовательные:

- обучение технике игры в шашки;

- ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

- активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

- развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

- обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

- воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

- выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Ожидаемые

результаты освоения

программы

- развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

- повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;

- сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Срок реализации

программы

1 год обучения.

Количество часов в неделю/год


Возраст

обучающихся

Дети дошкольного возраста 6-7 лет

Формы занятий

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В подготовительной к школе группе - 30 минут.

Методическое

обеспечение

Учебно-тематический план

Перспективный план

Конспекты занятий

- Карточки-дебюты

- Опорные схемы

- Компьютер (в домашних условиях)

- наличие кабинета.

- набор шашек и шашечных досок

- простой карандаш

- линейка

- бумага для рисования.


Условия реализации программы

(оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др)

  1. Помещение, отвечающее санитарно - гигиеническим требованиям.

Содержание

I. Целевой раздел

Пояснительная записка ……………………………………………………

- цели и задачи …………………………………………………………...

- структура программы …………………………………………………..

- формы и режим занятий ………………………………………………..

- диагностический инструментарий……………………………………

II. Содержательный раздел

- методические рекомендации …………………………………………..

- учебно-тематический план работы с детьми .............………………..

- перспективный план. ………………………………………………….

- календарно-тематический план работы с детьми 5-7 лет ………….

- взаимосвязь со специалистами МБДОУ и родителями………………

III. Организационный раздел

- дидактическое и материально-техническое оснащение ………….. …

Литература …………………………………………………………………

Пояснительная записка

Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. В образовательных учреждениях города и области занятия шашками носят разовый характер (соревнования в группах, турниры в детских садах). Поэтому, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства необходима программа дополнительного образования, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.

Программа «Волшебные шашки» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой - Филя, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, на мой взгляд, самое главное, обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник - родитель - педагог.

Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

В приложение программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению анализировать, обобщать и делать выводы. Примерные сценарии занятий, викторин и развлечений могут служить для разработки собственных сценариев на любую тему.

- Программа разработана в соответствии с:

- Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 - ФЗ;

- Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993).

- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155).

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

- Основной образовательной программы дошкольного образовательной организации.

- Уставом ДОО.

Цели программы:

- раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;

- организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

Задачи программы:

Образовательные:

- обучение технике игры в шашки;

- ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

- активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

- развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

- обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

- воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

- выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

При приеме детей в шашечный кружок учитываются три момента:

- желание ребенка,

- способности ребенка,

- желание родителей.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

- игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность);

- проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов);

- игры-конкурсы;

- игры-путешествия;

- игры- соревнования;

- интеллектуальные (викторины) игры.

Организация занятий:

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (55 занятий).

Форма занятий - коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Особенности руководства

Руководство детской шашечно-игровой деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.

Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

Формы проверки результативности занятий:

- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;

- подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на занятиях;

- соревнования по шашкам среди сверстников: членов кружка, воспитанников детского сада;

- участие в интеллектуальных играх.

Прогнозируемый результат освоения программы:

- развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

- повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;

- сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.












Тематический план содержания программы

Ме-сяц

Мероприятия

Количество занятий

октябрь

- Наглядно-информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы кружка «Волшебные шашки», с указанием целей занятий и просьбой приобрести настольную игру «Шашки». Помощь родителей при подготовке досок и фишек для игры в шашки.

- Организационный момент: набор детей в кружок.

- Занятие № 1 «Встреча с Филей»,

- Занятие № 2 «Мудрец. Сказка о происхождении шашек».

- Занятие № 3 «Волшебная доска»

- Занятие № 4-5 Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Для родителей: Наглядная информация с описанием истории шашечной игры и правил игры. Проведение анкетирования на тему «Роль игры в шашки в вашей семье»

- Занятие № 6 Краткая историческая справка о возникновении

шашечной игры, шашечная доска, фигуры, горизонтали, вертикали,

диагонали, центр, край, угол. Правила игры в шашки

- Занятие № 7 -8 Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ... ), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.). Изучаем правила игры.


1

1

1

2


1

2

ноябрь

- Занятие № 9 - 12 Рисование шашечной доски с помощью линейки и карандаша на листе бумаги. Повторение правил игры в шашки.

- Занятие № 13 Правила шашечной игры: ловушки в начале партии. Дидактическая игра «Расставь на доске»

Консультация для родителей: «Как научить ребёнка играть в шашечную игру».

- Занятие № 14 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучение правил игры в шашки: правила взятия дамками в русских шашках.

Игра: «Почтальон разносят «письма» по адресам» (где буква - название улицы, а цифра - «номер дома»)

Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ.

- Занятие № 15 «Путешествие» (фигуры путешествуют по доске,

стараясь как можно скорее попасть на названное преподавателем шашечное поле: страну).

- Занятие № 16 Дидактическая игра «Составь доску».

Изучаем правила игры: что считается победой в шашках.

4


1




1





1



1

декабрь

- Занятие № 17- 21 Индивидуальные и подгрупповые занятия:

Решение диаграмм. Дидактическая игра «Чего не стало» или «Что изменилось».

Консультация для родителей: «Роль игры в шашки в развитии детей!» Цель: заинтересовать родителей в совместной игре с ребенком.

5



январь

- Занятие № 22 Интеллектуальная разминка. Викторина по знанию правил игры в шашки.

- Занятие № 23-25 В царстве смекалки: решение логических задач - шашечных этюдов.

Изучаем правила игры: размены. Влияние разменов на оппозицию.

1

3

февраль

- Занятие № 26 - 28 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Анализ сыгранных партий. Изучаем правила игры: ничья в шашках.

- Занятие № 29- 33 Парные игры детей. Решение диаграмм (Подмечаем, сравниваем, анализируем, обобщаем). Изучаем правила игры: треугольник Петрова.

3


5



март

- Занятие № 34 Игра-развлечение «Путешествие в сказочное королевство»

-Занятие № 35 Выкладывание шашечного замка из геометрических фигур на плоскости. Индивидуальные игры с отдельными детьми.

- Занятие № 36 - 40 Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач.

1

1


5

апрель

- Занятие № 41 - 44 Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.

- Занятие № 45 - 48 Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.

4


4

май

- Занятие № 49 Шиворот - навыворот (игра в поддавки)

- Занятие № 50 Уголки (игра в уголки)

- Занятие № 51 Шашечный турнир «Юный шашист»

Занятие № 52 -55 Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.

1

1

1


4

Всего: 55










ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

СЕНТЯБРЬ


Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами

Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: создание условий для развития логического мышления;

Знакомство с доской и фигурами.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».

ОКТЯБРЬ




Терминология (фигуры, доска, ход, бой)

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки

Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций;

Терминология (противоположные стороны, диагонали)

Цель: развитие интеллектуальных способностей;

Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций;

НОЯБРЬ




Развивающие игры. Литература: «Развитие логического мышления дошкольников».

Цель:формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

Обучение игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Объяснение положения в игре дамок.

Цель: продолжать учить играм в «Шашки».

Игра с соперниками.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

ДЕКАБРЬ




Задания и задачи, развивающие логическое мышление. Литература: В. Волина «Праздник числа».

Цель:формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Соревнования по шашкам на сладкий приз.

Цель: учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами

ЯНВАРЬ




Показ и объяснение ходов игры в «Поддавки».

Цель: научить играм в «Поддавки».

Продолжение ознакомления с игрой.

Цель: развитие интеллектуальных способностей;

Игра между соперниками

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.


ФЕВРАЛЬ




Развивающие игры. Литература: «Развитие логического мышления дошкольника».

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки».

Цель: закрепление навыков игры в «Шашки», «Поддавки»

Игры между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.


МАРТ




Развивающие игры. Литература: «Игры со спичками», А.Т. Улицкий.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

Показ и обучение игры «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

Продолжение и обучение игры в «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

АПРЕЛЬ




Соревнование. Игра «Поддавки» 1 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Соревнование. Игра «Поддавки» 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Соревнование. Игра в «Уголки» 1 тур.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.


Соревнование. Игра в «Уголки» 2 тур.

Цель: развитие интеллектуальных способностей у детей, воспитывать усидчивость, любознательность.

МАЙ




Соревнование по шашкам 1 тур.

Цель: учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость,

Соревнование по шашкам 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Игра в «Шашки» с родителями.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.









КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий

(факт)

1.

«Встреча с Филей»

1



2.

«Мудрец. Сказка о происхождении шашек».


1



3.

Волшебная доска

1



4.

Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки

2



5.

Краткая историческая справка о возникновении

шашечной игры, шашечная доска, фигуры, горизонтали, вертикали,

диагонали, центр, край, угол. Правила игры в шашки.

1



6.

Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ... ), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.). Изучаем правила игры.

2



7.

Рисование шашечной доски с помощью линейки и карандаша на листе бумаги. Повторение правил игры в шашки.

4



8.

Правила шашечной игры: ловушки в начале партии. Дидактическая игра «Расставь на доске»

1



9.

Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучение правил игры в шашки: правила взятия дамками в русских шашках.

1



10.

«Путешествие» (фигуры путешествуют по доске,

стараясь как можно скорее попасть на названное преподавателем шашечное поле: страну).

1



11.

16 Дидактическая игра «Составь доску».

Изучаем правила игры: что считается победой в шашках .

1



12.

Индивидуальные и подгрупповые занятия:

Решение диаграмм. Дидактическая игра «Чего не стало» или «Что изменилось».

Консультация для родителей: «Роль игры в шашки в развитии детей!» Цель: заинтересовать родителей в совместной игре с ребенком.

5



13.

Интеллектуальная разминка. Викторина по знанию правил игры в шашки.


1



14.

В царстве смекалки: решение логических задач - шашечных этюдов.

Изучаем правила игры: размены. Влияние разменов на оппозицию.

3



15.

Индивидуальные и подгрупповые занятия. Анализ сыгранных партий. Изучаем правила игры: ничья в шашках.

3



16.

Парные игры детей. Решение диаграмм (Подмечаем, сравниваем, анализируем, обобщаем). Изучаем правила игры: треугольник Петрова.

5



17

Уголки (игра в уголки)


1



18.

Игра-развлечение «Путешествие в сказочное королевство»

1



19.

Выкладывание шашечного замка из геометрических фигур на плоскости. Индивидуальные игры с отдельными детьми.

1



20.

Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач.

5



21.

Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.



4



22.

Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.

4



23.

Шиворот - навыворот (игра в поддавки)

1



24.

Движ- Занятие № 49 Шиворот - навыворот (игра в поддавки)

- Занятие № 50 Уголки (игра в уголки)

- Занятие № 51 Занятие № 52 -.ение плюс фантазия.

1



25.

Шашечный турнир «Юный шашист»


1



26.

Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.

4




Итого:

55


Взаимодействие с семьей.

Анализируя формы работы с родителями (законными представителями) можно условно сформулировать четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

В своей работе использую следующие формы работы с родителями:

-информационно-просветительская работа (консультации, папки-передвижки, буклеты, памятки);

- родительские собрания (групповые и общие ДОУ);

- индивидуальные беседы и советы;

- открытые мероприятия, дни открытых дверей;

- мастер - классы;

- взаимодействие с родительским комитетом;

- групповые консультации;

- семинар - практикумы;

- анкетирование родителей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотовыставок;

- совместное создание предметно - пространственной среды.

Взаимосвязь со специалистами МБДОУ:

1. Заведующий МБДОУ.

2. Заместители заведующего по УВР.

3. Музыкальные руководители.

4. Инструктор по физической культуре.

5. Педагог - психолог.

6. Воспитатели.

7. Медицинские работники

Методическое обеспечение

- Карточки-дебюты

- Опорные схемы

- Компьютер (в домашних условиях)

- наличие кабинета.

- набор шашек и шашечных досок

- простой карандаш

- линейка

- бумага для рисования.

Информационное обеспечение программы:

1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. - М.: Владос, 1998.

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. - М.: Просвещение, 2007

3. М. Бодров, В.М. Высоцкий. Центральная партия. - М.: Владос, 1999.

4. И.М. Бодров, В.М. Высоцкий. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две на две.- М.: Владос, 2001

5. А.А. Косенко. Избранные партии И. А. Тимковского и современная теория.-М.: Владос, 2001,

6. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011

7. Интернет сайт для любителей шашек kombinashki.ru/roditelyam.php

























Приложение1

Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

(Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, на­блюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник игра­ет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения

старших дошкольников играть в шашки.

Фамилия,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

Ход

Бой






Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шаш­ками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредствен­но во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежела­ние проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивает­ся как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень - ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень - для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных по­пыток или подсказка педагога;

Низкий уровень - ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.









































Приложение 2

Объявление для родителей

Уважаемые родители!

В нашей группе начинает работу кружок «Волшебные шашки».

Цель работы кружка:

1. Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников.

2. Организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

3. Помочь ребенку ощутить атмосферу риска, учить его видеть допущенные ошибки. Прогнозировать результаты своих действий и чувствовать себя в безопасности, выступая на равных со взрослым соперникам и со сверстниками.

4. Помочь ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать, нравиться нам это или нет. Любое наше действие может иметь определенные последствия.

Задачи программы:

Образовательные:

- обучить технике игры в шашки;

- ознакомить детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

- активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

- развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление; учить ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

- воспитывать отношение к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;

- выработать у воспитанников умение применять полученные знания на практике.

Огромная просьба приобрести игру «Шашки» для тренировок с детьми в домашних условиях.


© 2010-2022