- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия по развитию речи
Конспект занятия по развитию речи
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Орешкина М.В. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБДОУ «Детский сад «Сказка»
г. Белокуриха
Подготовительная к школе группа «Буратино»
Развитие речи.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие.
Воспитатель М .В. Орешкина
2015г.
Тема: «Помощники».
Цель: создать условия для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и звуковой аналитико- синтетической активности ребенка через его включение в различные виды деятельности.
Задачи:
Способствовать развитию речи, слухового восприятия, мыслительных операций (анализ, внимание, память, мышление), творческих способностей.
Развивать умения высказываться, вести диалог, отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Совершенствовать и применять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; умение составлять схемы к словам.
Развивать коммуникативную компетентность детей.
Формировать предпосылки учебной деятельности;
Развивать образное мышление, усвоение обобщающих знаний, отражающих связи и отношения.
Методы и приемы: Словесный, наглядный, игровой, практический.
Оборудование: мультимедиа, обучающий диск, звуковые схемы слов, карточки, раскраски , листы бумаги, ручки, карандаши. .
Ход НОД.
1. Вводная часть.
Оргмомент.
В: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. А как встречают гостей?
Д: -Здороваются, улыбаются.
В: -Давайте и мы поздороваемся с гостями и улыбнемся им и друг другу- пусть у всех будет солнечное настроение.
Постановка игровой задачи.
Дети находятся произвольно в группе. Входит младший воспитатель Нина Николаевна и обращается к ребятам:
Н.Н.: - Ребята, пока Марина Васильевна занята, я хочу попросить вас о помощи. Ко мне приехал мой внук Дима. Он сейчас отдыхает в санатории. Дима, как и вы, ходит в подготовительную группу детского сада. Он беспокоится, что пока он находится в санатории, то много нового пропустит и отстанет от своих друзей. Я слушаю, как вы занимаетесь, как хорошо отвечаете на все вопросы, как хорошо у вас всё получается. Может, поможете моему внуку?
Д: - Да, поможем!
Н.Н: - У меня в папке конверты с заданиями, которые нужно выполнить Диме. Вы уж сами передайте М.В. задания и все ей расскажите. Если сможете нам помочь, я вечером передам внуку папку.
(Входит воспитатель, ребята пытаются рассказать о просьбе Н,Н.)
В: - Ребята, давайте присядем на ковер, и вы мне всё подробно расскажете.
(Дети рассказывают и передают папку. Вместе с воспитателем рассматривают её содержимое)
В: - Давайте вместе решать, что делать. У кого какое мнение?
(Дети решают помочь Диме).
В: - Я согласна с вами, надо помочь мальчику. Только, за него задания мы делать не будем, а сделаем подобные, т.е. похожие. Я буду записывать на листок ваши ответы, затем мы сложим в конверт и отдадим Н.Н.
- Но нам придется много говорить, может, разомнем язычки? (артикуляционная гимнастика).
- Нам придется и писать, и раскрашивать, что же еще нужно размять? (пальчиковая гимнастика).
- Как настроение? Теперь вы точно готовы помочь Диме!
2. Основная часть.
Работа в микрогруппах.
В: - Открываем первый конверт. В нем 5 одинаковых листов . Что нам необходимо сделать, чтобы выполнить эти задания одновременно, сэкономив время?
Д: - Разделимся на группы.
В: - Давайте вспомним алгоритм работы в группах:
1. Выбираем спикера.
2.Получаем задание.
3.Вместе обсуждаем, доказываем.
4.Приходим к общему решению.
5.Спикер оглашает результат.
1 задание.
В: - У каждой группы в конверте находится слово. Прочитайте его и дайте характеристику первому звуку (слон, кино, малина, филин, волк). Я буду записывать ваши ответы, чтобы передать Диме.
2 задание.
В: - Открываем следующий конверт. О, с этим заданием, я думаю, вы легко справитесь. Нужно подобрать к схеме слово. (твердый звук стоит в начале слова, твердый звук стоит в середине слова, твердый звук стоит в конце слова, мягкий звук стоит в начале слова, мягкий звук стоит в середине слова). Какие вы молодцы!
Физминутка.
В: Может быть, немного отдохнем?
3 задание.
В: - Дима просит по картинкам составить рассказ. Где нам взять картинки? А, у нас есть диск. Удобнее составить рассказ всем вместе.
В : - С чего мы начнем? Какие варианты?
Д: - Рассмотрим картинки.
В: - Что затем будем делать? Предлагайте.
Д: - Послушаем рассказ.
В: - И, в итоге, что сделаем? Есть идеи?
Д: Расставим картинки в нужном порядке и составим по ним рассказ.
В: - Я всё это сфотографирую, и мы отправим Диме.
В: - Как вы думаете, Диме интересно будет посмотреть, как мы играем? А Наталью Викторовну попросим пофотографировать.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
В: - Сейчас мы превратимся с вами в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю вам по- очереди мяч и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
4 задание.
В: - А вот еще один конверт. Что за просьба в нем? Я поняла. Нужно сделать транскрипцию слов. (сын, лиса, двор, дом, ноги). Отлично справились с заданием! Кладем в папку конверт для Димы.
5 задание.
В: - Достаем конверт. Похоже, он последний. А здесь нам даны буквы. А вот и записочка: «Дана 1 согласная буква и гласные. Задание: разложить на 2 группы гласные. Первая группа- гласные дают команду «Читай твердо», вторая группа- гласные дают команду «Читай мягко». Прочитайте слияния согласной с первой группой, затем со второй группой.
Вот все конвертики и закончились!
3. Итог .
В: - Ребята, вы настоящие помощники! Надеюсь, что теперь Дима сможет легко выполнить все задания.
- А давайте составим для него список заданий. (воспитатель рисует на доске. Дети- на листочках).
- Конверт нарисуем в виде какой геометрической фигуры? (в виде квадрата)
- А каким цветом нарисуем? (красным)
- В нем лежат схемы. Что можно нарисовать в квадрате? (схему)
- Этот конверт синий- что нарисуем? (синий квадрат)
- В нем буквы. Что можно нарисовать в квадрате? (буквы)
- Следующий конверт- зеленый. Что рисуем? (зеленый квадрат)
- В нем транскрипция слов. Что нарисуем в квадрате? Есть варианты? А еще можно нарисовать скобки. ( [ ] )
- Еще один конверт- желтый, рисуем… (желтый квадрат)
- В нем слова, в которых вы давали характеристику первому звуку. Что можно изобразить? Ваши предположения. (А можно изобразить первые звуки в скобках).
- А этот конверт оранжевый- что изобразим? (оранжевый конверт)
- В нем было задание- составить рассказ. Есть варианты рисунка? ( А можно нарисовать квадратики и подписать их числами по счету).
4. Рефлексия.
В: - А вам-то самим понравилось помогать? Кому из вас что больше понравилось делать? Оцените занятие с помощью смайликов:
- Мне все понравилось, я справился со всеми заданиями.
- Мне все понравилось, но я затруднялся…
- Мне было трудно…
В: - А как Дима сделал свои задания - узнаем завтра.
(Заходит Н.Н., дети отдают папку). Нина Николаевна принесет нам задания, сделанные Димой, и мы посмотрим, все ли у него получилось.
Словесное поощрение, подарок-сюрприз.
В: -Спасибо, ребята, за вашу помощь! Вы- настоящие друзья и помощники! Я хочу подарить вам раскраски на память о сегодняшнем событии.
Приложение.
Дидактическая игра.
"Назови ласково"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
(Далее произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает).
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
"Магазин посуды"
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а вы продавцами.
Мне нужна посуда для супа - супница.
Посуда для салата - салатница;
посуда для хлеба - хлебница;
посуда для молока - молочник;
посуда для масла - маслёнка;
посуда для конфет - конфетница;
посуда для сухарей - сухарница;
посуда для соли - солонка;
посуда для сахара - сахарница.
(После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями). Задача: побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.