Рабочая программа кружковой работы «МУКОСОЛЬКА»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Аленка»




ПРИНЯТО:

С учетом мнения педагогического совета

Протокол № __, от __.__.20__г.

Утверждаю:

Заведующая ДОУ_______Воронина О.Н.

Приказ № __, от __.__.20__г.











Рабочая программа кружковой работы
«МУКОСОЛЬКА»

с детьми 3 - 4лет, II младшей группы «Непоседы»



Срок реализации программы: 1 учебный год, с 1 сентября 2015 - 31 мая 2016

Авторы:
Горбатенко Ж.М. воспитатель













г.Абаза, 2015г

Актуальность: программа предусматривает проведения занятий в системе дошкольного образования с детьми младших, средних групп и кружков художественно-эстетического направления, является путем обновления дошкольного образования, приобщая детей к личностной культуре.

Занятия составлены по принципу от простого к сложному, соответствующие подготовке детей, умениями и навыками, в последовательном освоении основных изобразительно-выразительных средств. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятий к занятию возрастает самостоятельность детей. Последнее занятие цикла носит творческий характер, где дети применяют знания и умения полученные ранее.

Развитие способностей ребенка происходит в деятельности, где он самостоятельно решает поставленные задачи. Разные методические приемы направлены на развитие способностей, самостоятельности, инициативы и мышления детей.

Уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики руки используется пальчиковая гимнастика, сопровождаемая чтением народных стихов, потешек. Все это создает благоприятный эмоциональный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи. То есть, педагогом проводиться систематическая работа, направленная на развитие у детей, памяти (слуховой, зрительной, моторной), внимания (слухового, зрительного, произвольного), мышления, психомоторики и т.д., а главное идет становление творческой личности, индивидуальности.

Цель: знакомство с техникой и способами лепки из соленого теста, овладение этими способами.

Задачи:

  1. Развитие творческого воображения.

  2. Развитие мелкой моторики рук.

  3. Развитие глазомера (разнообразие сенсорного опыта: чувство пластики, формы, материала, веса).

  4. Овладение различными приемами и способами действия с тестом.

  5. Умение составлять поделки путем последовательного усложнения приемов.

  6. Умение работать по наглядному образцу, по словесной инструкции, создание объемных поделок.

  7. Умение планировать работу и доводить ее до конца.

  8. Получать радость, удовлетворение от сделанной работы.

Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни м в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. Дошкольники приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - «Тестопластика».

Техника лепки проста, ее не трудно освоить если под рукой есть- соль, мука, вода.

Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплотить самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям дошкольного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.

Поэтому мы, в нашем ДОУ создали кружок тестопластики «Азбука лепки», разработали « Программу развивающего обучения по тестопластике» и «Методические рекомендации к организации работы с соленым тестом». Наша программа не повторяет структуру учебных программ. Она рассчитана на практическое применение приемов и методов в лепке: на занятиях в самостоятельной деятельности детей.

В приобщении детей к работе с соленым тестом является создание красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформлении которых включаются работы, которые дети изготовили своими руками.

На первом этапе мы используем лепку мелких орнаментных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются самыми важными составными элементами композиции. Эти детали настолько красивы, что и сами по себе могут являться украшениями: это цветы, листья, ягоды, фрукты, овощи и т.д.

Изготовление мелких элементов важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает детей к аккуратности, тщательным выполнением работы.

На втором этапе мы изготавливаем простые поделки, которые имеют множество вариантов выполнения. Они выглядят весьма эффектно и даже без окраски.

Косы, кольца, медальоны - это распространенные украшения. Их мы украшаем мелкими орнаментальными деталями.

На третьем этапе мы переходим к изготовлению более сложных композиций: сюжеты русских народных сказок, настенное панно, плоские украшения, которые изготавливаем с помощью шаблонов.

Также из теста можно сделать множество настольных игр и головоломок. Игры,сделанные своими руками, у детей наиболее любимы.

На всех этапах мы пользуемся одним рецептом приготовления теста: 4 чашки соли, 2 чашки муки (пшеничной), ¾ чашки воды, 1ст. ложка обойного клея (консистенция густой сметаны). Это основа. Тесто должно быть хорошо вымешано, чтобы оно стало мягким, однородным и эластичным. Изделия мы выполняем на небольших кусочках плотной бумаги. Это позволяет без нарушения изделия перекладывать его с места на место. Изделия можно сушить на воздухе или в духовке при температуре на выше 200 градусов. После того, как изделие высохло, мы с детьми раскрашиваем его гуашью или глазируем. Также тесто можно окрасить с помощью пищевых красителей, их можно добавить как в муку так и в готовое тесто. Когда изделие полностью готово его покрывают лаком (делают это без присутствия детей). Мы используем жидкий бесцветный лак для деревянных изделий. Работы покрытые таким лаком выглядят более привлекательно. Для того чтобы укрепить готовые изделия на основе, мы используем клей сильной фиксации.

Влияние занятий декоративной лепкой (тестопластикой) на развитие ребенка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности.

Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:

- расширение кругозора;

- развитие мелкой моторики;

- создание целостного образа;

- развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;

- развитие игры с правилами;

- расширение словарного запаса;

- развитие умение взаимодействовать, делового и общения;

- развитие познавательных процессов;

- позитивное влияние на психологическое и физическое здоровье.


За основу взята программа по художественно-декоративной пластике для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста автора Кропачевой Е. С., Болотниковой Л. Л.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (4 раза в месяц).

Время проведения занятия - 15 минут в младшей группе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Декоративная лепка является одним из средств эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с народно-прикладным искусством является неотъемлемой её частью. Красивые, обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие художественного вкуса, расширяют представление и фантазию.

В современной керамике существует две тенденции. Одна из них следует традициям народных промыслов, другая же отталкиваясь от этих традиций создает новые образы, формы, приёмы и методы работы. Уход от народных традиций вызван изменением характера назначения керамических изделий. Сейчас изделия из керамики наполняют наш дом теплом и уютом. В современной, более декоративной керамике, больше возможности для творчества развития воображения, так как в ней нет таких ограничений, больше свободы выбора и на одной и той же основе рождаются самые разные образы.

В отличие от глины и пластилина, тесто - это самый доступный, дешевый и легкий в освоении материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике, окрашивать или закрашивать готовые изделия. После обжига или сушки изделия затвердевают и могут храниться долгие годы. С ними можно играть, украсить свой дом, группу, можно подарить в качестве подарка или сувенира.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенных в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя.

Кроме того, занятия лепкой помогают развивать не только мелкую моторику рук, но и решают ряд задач:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ:

  1. Учить создавать художественный образ посредством пластики;

  2. Развивать зрительное и мускульное восприятие формы, чувство ритма;

  3. Развивать представление о форме предметов, их сходство и различие;

  4. Учить использовать для создания образа различные выразительные средства;

  5. Развивать умение работать по представлению, с натуры, по замыслу;

  6. Воспитывать художественный вкус.

ТЕХНИЧЕСКИЕ:

  1. Развивать координацию движения рук и мелкую моторику;

  2. Учить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощипыванием;

  3. Использовать в работе способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный) и приемы (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание).

ТВОРЧЕСКИЕ:

  1. Развивать желание выразить себя в процессе творчества;

  2. Расширять кругозор, развивать творческое отношение к миру;

  3. Развивать творческую инициативу, самостоятельность в выборе темы и способов изображения, применяя полученные знания и умения;

  4. Создать условия для развития личности.

Цель образовательной деятельности:


Показать красоту удивительного вида прикладного искусства

тестопластики, его многогранность и разнообразие.

Создавать художественные образы.

Помочь окунуться в мир творчества и фантазии.

Воспитывать чувство прекрасного, желание творить красивое.

Основные приемы лепки


Разминание

- надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста

Разминание

В руки я комок возьму,

Хорошо его помну,

Чтоб он теплым, мягким стал,

Но к рукам не прилипал.

Отщипывание

- отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусков при помощи большого и указательного пальцев руки.

Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

Скатывание

На него я посмотрю,

Что хочу, то и слеплю.

Шарик я сейчас скатаю, С ним немножко поиграю.

Шлепанье

- энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Раскатывание

Шарик в руки я возьму

И раскатывать начну -

Вот и столбик получился,

Столбик в жгутик превратился…

Сплющивание

- сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Скручивание

Жгутик я в спираль скручу

И ракушку получу.


Сплющивание

Чтобы с ней случилось что-то,

Сплющить мне ее охота.

Ну и что же получилось?

Она в блинчик превратилась.


Прищипывание

Блинчик в трубочку сверну

И прищипывать начну.


Вдавливание

Можно снова шар скатать,

Чтобы пальцем протыкать.


Вытягивание

Я кусочек прищипну,

И вытягивать начну.

Хвостик длинный получился,

Шарик в репку превратился.



Основные правила лепки


  1. Перед лепкой подготовьте рабочее место и разомните пластичный материал, чтобы он стал эластичным, «послушным».

  2. Изготовление поделки начните с лепки ее основной части, самой крупной, затем лепите менее крупные и соедините их между собой. Самые мелкие элементы можно лепить по мере оформления игрушки (глаза, нос, рот и другие).

  3. Для присоединения мелких элементов воспользуйтесь стекой, в этом случае соединение будет аккуратнее и прочнее (например: на голове делать углубления, вставить в них глаза, уши и т.п. детали, затем прижимать пальцами или стекой).

  4. При конструировании игрушки из отдельных крупных элементов надо плотно прижимать их и замазывать место скрепления, чтобы игрушка была прочной.

  5. По окончании работы следует убрать рабочее место, вымыть руки с мылом и тщательно вытереть их полотенцем.

На занятиях по тестопластике могут использоваться различные, дополнительные материалы для творчества (природные материалы: косточки семян, веточки, семечки, крупы, нити, полимерные материалы, трубочки, бусины, пуговицы и т.д.)


Темы занятий:



1 неделя


2 неделя


3 неделя


4 неделя


Сентябрь


"Я пеку, пеку…"


Булочка


Бублики-баранки


Коржик-шанежка

"Жаворо-нок"-обрядовая выпечка


Октябрь



Улитка


Жук-жучок

Гусеница-сороконож-ка

Стрекоза


Ноябрь



Румяное яблочко


Спелая груша


Вишенки-подружки


Медальон для мамы


Декабрь


Зайчик-попрыгай-чик


Лисичка-сестричка


Снеговичок

Новогодняяёлочка


Январь



Колючий ёжик

Мышка-норушка


Кот-мурлыка


Косолапый медвежонок


Февраль



Звёзды и кометы


Ракеты в космосе


Космонавт


Самолёт


Март


"Сердечко" для мамочки

Солнышко-колоколны-шко


Подснежник

Ромашка


Апрель



Лягушка


Черепаха


Рыба-кит


Осьминож-ка


Май



Весенняя птичка


Курочка-наседка


Жёлтенькие цыплятки


Грибная полянка


Планируемый результат после освоения

программы по тестопластике.


Дети должны научиться:

  • Создавать художественный образ посредством тестопластики.

  • Уметь представлять форму предметов, их сходство и различие.

  • Уметь использовать для создания образа различные выразительные средства (умение декорировать поделку).

  • Уметь работать по представлению, с натуры, по замыслу.

  • Уметь лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиками и прощипыванием.

  • Уметь использовать в работе способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный) и приемы (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание).

  • Уметь выразить себя в процессе творчества средствами тестопластики.

  • Уметь самостоятельно подходить к выбору темы и способов изображения, применяя полученные знания и умения.


© 2010-2022