Конспект проведения организованной учебной деятельности «Развитие речи». Тема: «Пересказ рассказа Н. М. Артюховой «Саша - дразнилка»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каныгина О. В.

Конспект проведения

организованной учебной деятельности

Старшая группа


Образовательные области: «Коммуникация».

Раздел: «Развитие речи».

Тема: «Пересказ рассказа Н. М. Артюховой «Саша - дразнилка».

Цель:

  • Формировать способность сосредоточенно слушать текст;

  • Пересказывать его опорным схемам;

  • Грамматически правильно строить фразы;

  • Анализировать собственную речь, делать выводы.

Материал: иллюстрация для создания образа семьи (мама, папа, бабушка, портреты настроения: брат, сестра), иллюстрация для моделирования ситуации рассказа: мальчик Саша, девочка Ляля, папа, кукла, девочки, апельсин, машина, стол, платок носовой.

Ход занятия:

В: - Вы любите ходить в гости?

Д: - Да!

В: - А вот к кому мы сейчас пойдём узнаете сами. (подходят к иллюстрации семьи). Интересно кто нас пригласил в гости?

Д: - Да, интересно.

В: - Как можно назвать одним словом всех: папу, маму, бабушку, дедушку, брата, сестру.

Д: - Семья.

В: - Вот такую семью нам нарисовал художник. Писательница Н. М. Артюхова тоже была в гостях в одной такой семье. И вот, что она увидела… Хотите узнать?

Д: - Хотим.

В: - Послушайте (читает 1 раз). Мне рассказ показался интересным. А вам?

Д: - Да.

В: - О ком рассказ?

Д: - О Саше, о Ляле.

В: - Писательница Н. М. Артюхова так и назвала рассказ «Саша - дразнилка» (условное обозначение мальчик - Саша ). А кого дразнил Саша?

Д: - Дразнил сестрёнку Лялю.

В: - Условное обозначение девочка Ляля . Она обижалась и плакала. Кому жаловалась Ляля?

Д: - Папе.

В: - Условное обозначение папа .

- Меня Саша дразнит! - говорила Ляля. И что же посоветовал папе Ляле?

Д: - Ну и пусть дразнится, а ты не дразнись!

В: - Ляля попробовала не дразниться, и что же из этого вышло? (модель стола).

Д: - Саша и Ляля сели за стол, пить чай.

В: - Что сказал Саша Ляле? (сигнал кукла).

Д: - Куклу за ногу к люстре подвешу.

В: - Ну и что же засмеялась Ляля. А как ещё дразнил Саша Лялю? (сигнал платочек).

Д: - У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут.

В: - А мне завтра не хочется, я пойду послезавтра. Все вы (сигнал ).

Д: - Девчонки ужасные трусихи и плаксы.

В: - Что ответила ему Ляля? (сигнал и ).

Д: - Мне самой мальчики больше нравится.

В: - Что ещё от обиды крикнул Саша? (сигнал апельсин).

Д: - У меня апельсин больше, чем у тебя?

В: - Что ответила Ляля?

Д: - Ешь на здоровье (сигнал ),

В: - Что случилось с Сашей?

Д: - Саша заплакал.

В: - Кто пожалел Сашу? (сигнал мама).

Д: - Мама.

В: - Что она спросила у Саши?

Д: - Почему ты плачешь, Саша?

В: - Что ответил Саша маме? (стрелочка на Лялю).

Д: - Меня Лялька обижает! Я её дразню, а она не дразнится!

В: - Вот так Саша дразнил сестрёнку Лялю (показ на обозначение). Интересный рассказ. Вот такую замечательную историю нам рассказала Н. М. Артюхова. А вам хотелось бы тоже кому - нибудь рассказать эту историю?

Д: - Хотим.

В: - Тогда надо ещё раз внимательно послушать рассказ и запомнить чтобы его рассказать. А помогут вам схемы обозначения ( чтение рассказа 2 - ой раз).

Расскажем о Саше - дразнилке, надо внимательно слушать, чтобы знать с какого места продолжить, когда остановится ваш друг.

Я начну, а вы продолжайте (чтение рассказа фрагментами, начало фразы, а дети хором, индивидуально продолжают его, обращаются все время на обозначения). А теперь будем рассказывать сами с помощью схемы. Слушать внимательно, будем оценивать. (дети вызываются по желанию, по очереди, можно помочь вопросом).

У кого получилось интересно и эмоционально?

Д: …..

В: - Кто рассказал теми же словами, что и Н. М. Артюхова. Скажите ребята, если в семье живут дружно, то такую семью как можно назвать?

Д: - Дружная семья.

В: - А если весело?

Д: - Веселая семья.

В: - А если счастливо?

Д: - Счастливая семья.

В: - А если заботятся о друг друге?

Д: - Заботливая семья.

В: - А если все трудятся?

Д: - Трудолюбивая семья.

Игра «Скажи ласково»

Добрая мама - добренькая мамочка

Сильный папа - …

Умная бабушка - …

Красивая сестра - …

Младший брат - …

Приветливый сосед - …

Заботливый дедушка - …

Физминутка

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики погрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали

Дружно хлопаем!

Раз, два, три, четыре, пять

Надо нам букет собрать!

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели.

Справа звон - динь - дон,

Слева - динь - дон,

На нос села пчела,

Ишь какая она!

Мы листочки приподняли,

В ладошки ягоды собрали.

В: - Славно мы повеселились.

Поиграли, порезвились

А теперь пришла пора

Почитать нам, детвора.

Художник нарисовал «Семью». Писательница Артюхова написала про семью рассказ. А поэтесса Т. Лукашева рассказала так о семье «Мой дом»:

Мы торопимся домой:

Мама, папа, братик мой.

Дверь ключом мы открываем

Свет по комнатам включаем,

«Здравствуй» дому говорим,

На диване посидим

И сердечно за столом

Говорим о том, о сём.

А потом попьём мы чаю,

Папа сказку почитает

Вот уже взошла луна,

Спать нам всем пришла пора.

Тихо дому я шепчу:

«Очень я тебя люблю».

- Ребята, как вы думаете, что поэт написал рассказ, сказку?

Д: - Стихотворение (2 - 3 ответа).

В: - Как вы догадались, что это стихотворение?

Д: - Есть рифма.

В: - А вы хотите научится сочинять стихи?

Д: - Да.

В: - Поиграем в игру «Подбери рифму».

Я захотел устроить бал

И гостей к себе …

Д: - Позвал.

В: - Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый …

Д: - Пирог.

В: - Пирог, ножи и вилки тут,

Но что - то гости …

Д: - Не идут.

В: - Я ждал, пока хватило сил

Потом кусочек …

Д: - Откусил.

В: - Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …

Д: - Съел.

В: - Когда же гости подошли

То даже крошек …

Д: - Не нашли.

В: - Вот такие разные истории можно рассказать о семье и о тех, кто в ней живёт. Вы ребята, дома тоже придумайте свою историю о совей семье и нам её расскажите.

© 2010-2022