- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Сборник дидактических эко-игр «Наш дом природа»
Сборник дидактических эко-игр «Наш дом природа»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хмара М.Ю. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
.
Қостанай қаласы әкімдігінің
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің
№ 27 бөбекжай - бақшасы»
я/с № 27 акимата г.Костаная
отдела образования акимата г. Костаная.
Сборник дидактических
эко-игр
«Наш дом природа»
Ты, дружок , смотри не подкачай!
Правдивым будь и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей -
Всё, что зовётся
Родиной твоей.
И. Мазин
Пояснительная записка.
Экологическое воспитание - это направление дошкольного воспитания, которое направленно на формирование экологической культуры, развитие нравственных и интеллектуальных качеств у детей в процессе общения с природой. В данном сборнике, в соответствии с Государственными стандартами дошкольного образования, представлены игры и занятия, основная цель которых - формирование креативной личности дошкольника через развитие психических процессов, сформировать у детей целостный взгляд на природу и места человека в ней, воспитать ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безлопастного поведения в природе и быту. Воспитание у детей личностных качеств, таких как, доброжелательность, внимание, сопереживание, отзывчивость, не терпимость к равнодушию.
Задания и упражнения имеют игровой замысел и представлены в интересной форме, что способствует внедрению современных подходов к обучению детей: таких как билингвального, сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций. В ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями, игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе, реализовать творческие способности, обогатить словарь ( название объектов живой и неживой природы на русском и казахском языках), развивать коммуникативные умения.
Усвоение данных знаний происходит не изолированно, а во взаимосвязи и в контакте с другими видами деятельности , такими как: изобразительная, конструктивная, развитие речи, музыка, художественная литература.
Основа методических рекомендаций.
Соответственно Государственному стандарту дошкольного образования, методические рекомендации предлагают обеспечение условий для полного развития ребенка, формирование у него основ экологического мировоззрения и культуры, нравственного роста. Расширять представление о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, существующих в ней взаимосвязей. Формировать правила поведения в природе, чувство ответственности за охрану животного мира, развитие познавательных интересов, наблюдательности и любви к природе. Определяет инновационные подходы к организации педагогической деятельности, в области социума, познания, коммуникации, творчества и здоровья. Учебные действия, построенные на организации взаимодействия дошкольника с природой ближайшего окружения, что позволяет ребенку почувствовать свою причастность к природе, и способствует развитию нравственных качеств, таких как отзывчивость, сострадание, ответственность и гуманизм. Развитие у детей способностей к анализу, синтезу, самооценки своего поведения в природе.
Формы и методы.
Организуются интерактивные занятия на основе дидактических игр экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях в природе и закономерностях в ней. В экологическом воспитание детей предпочтительно применять методы многофазного наблюдения объектов живой и неживой природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в разных видах деятельности, моделирование явлений природы, опыты. Материал водиться на основе принципа поисковой деятельности, постигается детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявление существенных признаков. Непременным условием является тесный контакт и различные формы взаимодействия с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.
Цели:
-
Формирование креативной личности дошкольника через развитие психических процессов.
-
Формировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней.
-
Формировать у детей ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Познавать ее, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
-
Формировать основы нравственного и интеллектуального развития личности, характера будущего гражданина, развития коммуникативной компетенции.
-
Воспитывать у детей любовь к природе, интерес и заботливое отношение к ней.
Задачи:
-
Развивать умственные и интеллектуальные способности детей.
-
Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы.
-
Формировать обобщенное представление о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними.
-
Развивать умение наблюдать характерные и существенные признаки явлений природы, анализировать, сравнивать,
-
Формировать у детей правильное отношение к тем объектам природы, которые рядом с ним.
Экологические игры.
Экологические игры - это игры с природоведческим содержанием, которые позволяют решать ряд дидактических задач.
В методических рекомендациях предложены игры, в процессе которых ребенок естественным образом усваивает различные, сложные представления (обобщенные, динамические), о явлениях природы и их закономерностях подчас не догадываясь об этом.
-
Развивают умственные и интеллектуальные способности детей.
-
Развивают наглядно - образное, наглядно действенное и логическое мышление.
-
Способствуют развитию устойчивого внимания, умению сосредоточиться на определенных сторонах и явлениях действительности.
-
Развивают у детей произвольную память, умение ставить перед собой цель запоминать.
-
Делать теоретические умозаключения, высказывать предложения.
Дидактические игры делятся на три блока:
1блок
«Наши друзья»
Живая природа.
2блок
«Лесные чудеса»
Растительный мир.
3блок
«Береги природу»
Охрана природы.
«Наши друзья»
(Живая природа)
1 блок.
№
Название игры:
Цель:
Оборудование:
1.
«Кто где живет»
Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению, умозаключению.
Дать знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а закономерно и обусловлено наличием необходимых для них факторов. Формировать у детей понятий окружающая среда, сообщество, экологическая ниша, охрана природы.
Карта островов, с изображением различной среды обитания животных - лес, степь, горы, реки, океан. Степень совпадения требований персонажа к среде и наличие условий на различных территориях, должна быть различна. Фигуры животных.
2.
«Зимующие птицы»
Наглядно показать причинно следственные связи в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления в природе. Развивать умения делать теоретические умозаключения, высказывать предположения и искать их проявления в окружающем мире.
Фигурки насекомых, рябина.
3.
«Рисуем животных.
Учить создавать целостный образ животного с учетом особенностей его внешнего вида, развивать память, предметно схематическое мышление, воображение, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Карточки модули с изображением частей тела животных.
4.
«Назови малыша»
Упражнять в названии потомства птиц, совершенствовать умение быстро активизировать знания, развивать внимание, память ассоциативное мышление.
Карточки с изображением птиц и их потомства.
5.
«Отгадай, что загадаю»
Упражнять в узнавании птиц по описанию, отражающему характерные признаки их внешнего вида; развивать память, мышление, умение соотносить вербальный образ с визуальным.
Игровые карточки с изображением разных видов птиц.
6.
«Волшебный поезд»
Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению, умозаключению.
Закреплять и систематизировать представления детей о различных классах животных: дикие звери, птицы, насекомые, земноводные.
Два планшета с изображением «поезда», в каждом «поезде» по четыре вагона с пятью окнами; карточки с изображением животных.
7.
«Воздух, земля, вода».
Развивать умение классифицировать объекты живой природы по одному признаку. Совершенствовать умение быстро активизировать знания, развивать внимание, память ассоциативное мышление.
Упражнять в распределении животных по группам.
Мяч.
8.
«Летает, плавает, бегает».
Расширять знания о многообразии животного мира и их повадках. Упражнять в распределении животных по группам. Развивать память, мышление, умение соотносить вербальный образ с визуальным.
Карточки с изображением объектов живой природы.
9.
«Почему они все разные»
Показать причины и смысл биологической конкуренции и специализации. Понимать приспособительный характер видовых особенностей организма, межвидовых отношений и видовой структуры сообщества. Делать теоретические умозаключения, высказывать предположения и искать их проявления в окружающем мире.
Игрушки животных, фишки с изображением различной пищей.
10.
11.
«Чего не хватает животным»
Формировать у детей навыки по уходу за обитателями уголка природы. Совершенствовать умение быстро активизировать знания, развивать внимание, память ассоциативное мышление. Воспитывать трудолюбие, любовь к домашним питомцам.
Планшеты с изображением животных уголка природы и мест их содержания (клетка с попугаем, террариум с черепахой, клетка с хомяком); карточки с изображением различных условий содержания животных (чистый песок, грязный песок, баночка с чистой водой, баночка с мутной водой, кормушка с зерном, листья, трава), ширма.
12.
«Отгадай, что загадаю»
Узнавать по описанию отражающие характерные признаки птиц, их внешнего вида. Развивать память, мышление, умение соотносить вербальный образ с визуальным. Воспитывать любовь к птицам.
Набор карточек с изображением птиц.
13.
«Кто где живет»
Систематизировать представление детей о многообразии животного мира, и их связи со средой обитания.
Развивать умения делать теоретические умозаключения, высказывать предположения и искать их проявления в окружающем мире.
Карточки с изображением животных и мест их обитания.
14.
15.
«Лесные чудеса»
(Растительный мир.)
2 блок.
№
Название игры:
Цель:
Оборудование:
1.
2.
3.
«По грибы»
Закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах. Развивать память, мышление, умение размышлять делать выводы.
Картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов.
4.
«Встреча с растением»
Закреплять знания детей о растениях местности, где они живут. Формировать умение классифицировать растения по типам - цветы, кустарники, деревья. Формирование эмоционального отношения к природе.
Картинки с изображением деревьев и цветов Костанайской области (на каждого ребенка).
5.
6.
«Похоже - не похоже»
Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы сходные по одним свойствам и отличать по другим, сопоставлять, сравнивать либо изображать.
Экран с тремя окошками, карточки с подбором геометрических фигур, предметов, овощей и фруктов.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
«Береги природу»
(Охрана природы)
3 блок.
№
Название игры:
Цель:
Оборудование:
1.
«Что такое хорошо, что такое плохо»
Уточнить представления детей о роли природы в жизни людей; обратить внимание на то, что хорошие поступки людей облагораживают природу, а плохие - приносят вред. Развивать умения делать теоретические умозаключения, высказывать предположения и искать их проявления в окружающем мире.
рисунки с изображением действий людей по отношению к объектам природы (например: дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки на деревьях, рвут цветы; дети делают скворечники;), карточки тёмного и светлого цветов.
2.
«А как бы поступил ты?»
Формировать у детей способность давать мотивированную оценку поведению в природе сверстников, взрослых, своему собственному. Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать.
Отрывки из художественных произведений, реальные факты хороших и плохих поступков взрослых или детей в природе.
3.
«Охраняй-ка!»
Закреплять знания детей о значении воды и воздуха в жизни человека и в целом для живой природы. Показать отрицательное воздействие человека на природу; формировать у дошкольников представления о необходимости охраны природы. Развивать способность к анализу, обобщению, умозаключению.
Планшет с изображением реки и схемы города; карточки с нарисованными заводами, загрязняющими воздух и воду, и заводами с очистительными сооружениями; машинами, баржей, лодкой; знак, запрещающий мойку машин у реки; фишки.
4.
«Что было бы, если бы»
Воспитывать гуманное отношение к природе; развивать эстетические чувства, умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её. Формировать у детей понятий окружающая среда, сообщество, экологическая ниша, охрана природы.
Стихи об отношении людей к природе (положительные и отрицательные).
5.
«Путешествие по маршруту добрых чувств,
поступков, дел и отношений»
Воспитывать заботливое, бережное отношение детей к природе; вызывать сочувствие, сопереживание живому. Развивать умения высказывать свои мысли, делать выводы, умозаключения.
картины с изображение зайцев, кошки, цветов, детей, фишки, рассказы о природе.
6.
«Экологический светофор»
Воспитывать благородные и глубоко нравственные чувства, умение жить в гармонии с природой и проявлять заботу о живых существах. Совершенствовать умение быстро активизировать знания, развивать внимание, память ассоциативное мышление.
Взятые из жизни ситуации, отражающие поведение людей в природе, круги красного и зелёного цветов по количеству детей.
7.
«Необычное путешествие»
Расширить нравственные представления дошкольников о деятельности людей в природе; обогащать их личностный поведенческий и оценочный опыт. Развивать память, мышление, умение размышлять делать выводы.
Картинки с изображением людей, бережно и заботливо относящихся к природе (сажают деревья, подкармливают животных и т.п.), картинки, показывающие жестокое отношение людей к природе (сломанные деревья, разорённые гнёзда и т.д.), длинная полоса обойной бумаги.
8.
«Береги природу»
Продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи между объектами природы, воспитывать бережное отношение. Развивать умения делать теоретические умозаключения, высказывать предположения.
Наборное полотно, с изображением птиц, зверей человека, солнца и воды и т.д.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.