Проект Подружись с планетой Земля

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 5»

г. Лениногорска муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан





На курсах повышения

квалификации для воспитателей







Проект

«Подружись с планетой Земля»











Воспитатель: Гумарова Венера Мударисовна







г. Лениногорск

2014 г.

Введение

Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет экологическое развитие ребенка.

Постановка проблемы

Мы - жители планеты Земля, единственная планета Солнечной системы, где имеется достаточно большое количество кислорода в свободном состоянии. Благодаря ему на нашей планете возможно существование жизни.

Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, надежный космический корабль, в котором человек должен быть хозяином. Этот дом полон тайн и чудес. Природа окружает нас постоянно но, к сожелению дети, как правило почти не обращают внимание на нее. Не замечают опасности в природе. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремление глубже узнать этот мир, прочувствовать его красоту.

Как сделать так, чтобы жизнь каждого человека не прошла мимо самой большой человеческой ценности - Природы? Как сделать так, чтобы все могли видеть и слышать красоту природы, нежность Весны, торжественность Зимы, хрупкость травинки...

Если не дать развиться этим чувствам в детстве, вероятнее всего,позже они не появятся. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше его эффективность. Ведь убеждение человека закладываются с детства. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого. И чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растет интерес к ней.

Формирование проблемы

« Как стать заботливыми хозяевами своей планеты?»

Для успешной реализации проблемы разработан проект « Подружись с планетой Земля».

Суть проекта

Проект носит комплексный, интегрирующий характер. Обеспечивает взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим, другими направлениями воспитательно - образовательного процесса. Предполагает активное включение всех участников в экологически ориентированную творческую деятельность.

Реализация проекта осуществляется в форме длительной игры, акцентирующий внимание на природной, социальной среде, экологии города. Игровой сюжет основан на том, что в детский сад приходит письмо от Лунтика - который просит с просьбой совершить путешествие и узнать тайны планеты Земля. Главные действующие лица в игре дети. Им предлагается роль «юных экологов». Они в процессе игры открывают тайны Земли, желают стать хозяевами своей планеты, улучшают окружающий мир, делают его прекраснее своими руками, приносят реальную помощь своей планете.

В ходе игры каждое мероприятие представляет собой своеобразный экологический практикум для дошкольников, их родителей и педагогов. Важное место отведено специальным занятиям развивающего типа, урокам доброты, экологическим экспедициям, природоохранным акциям, обучающим тренингам. Играя, дошкольники познают окружающий мир, выявляют причинно - следственные взаимосвязи. У них формируется опыт экологически грамотного поведения в природной и социальной среде.

Таким образом, работа над проектом стимулирует потребность каждого ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности, что позволяет обеспечить систему его личностного роста, ориентируясь на критерии экологической воспитанности.

Гипотиза: если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.

Цель проекта воспитание гуманных чувств, бережного отношения природным ресурсам родного края.

Задачи проекта:

  1. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения, стремления к сохранению и приумножению природных богатств.

  2. Учить устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями.

  3. Развитие творческих способностей, исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

  4. Обогащение позитивного опыта взаимодействия с окружающей средой.

  5. Включение родителей в осуществление данного экологического проекта.

Целевая группа проекта


  • а) по составу участников: групповой (дети 6-7 лет, педагоги, родители);

  • б) по целевой установке: познавательный, исследовательско - творческий;

  • в) по тематике: ролево - игровой;

Сроки реализации проекта средней продолжительности (от 1 до 3 месяцев)

Место реализации проекта МБДОУ №5

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап.

  • Запуск проекта: чтение звукового письма от Лунтика, беседа;

  • отбор наглядно и методического материала по теме проекта;

  • изготовление дидактических игр по теме;

  • подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;

  • подбор материалов для творческих работ.



  1. Основной этап

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1

Экспедиция в природу

(экскурсии, целевые прогулки)

Экскурсии, целевые прогулки

август

Гумарова В.М.

2

Оформление «стены тревоги»




ДОУ



август



Гумарова В.М.

3

Экологические игры




ДОУ

август

Гумарова В.М.

4

« Час» экологического чтения

ДОУ

август

Гумарова В.М.

5

Занятия развивающего типа.

1 блок

«Живая и неживая природа»;

2 блок - Флора

«Растения»;

«Деревья»;

«Цветы».

3 блок - Фауна

«Животный мир»

4 блок

« Мир насекомых»

5 блок

«В мире все взаимосвязано»;

Игра «Пищевая цепочка»

6 блок

Жизнь человека не Земле

















ДОУ

















сентября

















Гумарова В.М.

6

Игра «нравственная дилемма».


ДОУ

октябрь

Гумарова В.М.

7

Природоохранные акции

На участке детского сада

октябрь

Гумарова В.М.

8

КТД- коллективные творческие дела, поисково - исследовательская деятельность.

ДОУ

октябрь

Гумарова В.М.



  1. Заключительный этап

  • Письмо Лунтику о проведенной работе, с иллюстрационным материалом.

  • Создание «Панорамных добрых дел»: выставляются все выполненные в ходе проекта творческие работы, фотоматериалы, рисунки, подтверждающие конкретные экологически ориентированные дела.

  • Экологический праздник, посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды.

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовое:

1.Закона об образовании РФ, Приказа Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»),

2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»,

3.Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

4.основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5Региональная программа образования детей дошкольного образования. Р. К. Шаехова. - РИЦ, 2012.





















Необходимо изучить



+







+













+







+









+






















В течении года

Материально-технические:

1.Ноутбук;

2.Интерактивная доска;

3.Магнитофон.


+

+

+



Кадровые:

1.Психолог;

2.Логопед;

3.Музыкальный руководитель;

4.Инструктор по физкультуре;

5. Воспитатель по обучению татарскому языку.


+

+

+

+

+



Научно-методические:

  1. Журналы

  2. Энциклопедии



Личная библиотека

В течении года

Информационные:

1.Стенды;

2.Конференции;

3.Бюллетени;

4.Конференции;

5.Призентации.




+

+





+




Мотивационные:

1.Самообразование;

2.Обучение на курсах;

3.Конкурсы;

4.Родительские собрания;

5.Анкетирование.




+

+



Организационные:

1.Разработка плана мероприятия





Финансовые:

1.Призы;

2Грамоты;

3.Газеты

4.Журналы




Собственные средства педагога

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Овладение навыками исследовательской деятельности, действиями, благотворно влияющими на окружающий мир, изменяющими его к лучшему; проявление готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям.

  • Внесение личного вклада каждого участника проекта в улучшение экологического состояния планеты, благополучие Земли, самих себя, окружающей среды.

  • Соблюдение норм и правил взаимодействия с окружающим.

  • Проявление нравственной, экологической позиции.

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

Итоговые диагностические задания (мониторинг) для детей 6-7 лет (подготовительная группа) направлены на определение конечных результатов освоения детьми знаний по данному проекту.

Полученные результаты заносятся в сводную диагностическую карту.

Тест - опросник

  1. Что такое Земля? 1 б.

  2. Сколько всего планет в Солнечной системе? Назови 3 планеты. 1б.

  3. Кто жители планеты Земля? 1б.

  4. Кто появился на Земле раньше: человек или животный мир? 2б.

  5. Может ли так случиться, что Земля погибнет? Почему? 2б.

  6. Что такое природа? 1б.

  7. Назови не менее 5 объектов живой и неживой природы. Объясни свой выбор. 2б.

  8. Как ты думаешь, почему нужно охранять природу? Расскажи о своих размышлениях. 2б.

  9. Знаете ли вы животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)? 2 б.

  10. Умеете ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения? 1б.

Обработка данных.

За полный правильный ответ - 1 балл, а в вопросах - 4,5,7,8,9 - 2 балла.

Учитывается и умение детей рассуждать, обобщать, делать выводы.

Если ребенок набрал:

От 12 - 15 баллов - высокий уровень знаний / «отлично»/

От 9 - 12 баллов - хороший уровень / «хорошо»/

От 5 - 9 баллов - средний уровень / «удовлетворительно»/

До 5 баллов низкий уровень / «неудовлетворительно»/.













Литература

  1. Белавина И., Найденская Н. Планета - наш дом « ЛАЙДА», Москва 1995.

  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - (Ребенок в мире поиска)

  3. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, Москва 2000.

  4. Колонина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Экологические проекты в детском саду,2011.

  5. Узорова О, Нефедова Е. «Энциклопедия для дошкольников» ,2011.

  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
    Машкова С.В. и др. Познавательно - исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. - Волгоград: Учитель, 2011

  7. О.М Масленникова, А.А Филлипенко. - Волгоград: Учитель, 2011

  8. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Под ред. С.Н.Николаевой. - Москва «Мозаика - синтез» 2010

  9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н.Николаева. - Москва. «Просвещение», 2000г.

  10. Соломнникова О.В. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, 2011г.

  11. Шалаева Г.Г. «Энциклопедия дошкольника» - Москва. «Просвещение», 2000г

© 2010-2022