Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

Ключевые понятия: «развивающая среда», «насыщенность среды», «трансформируемость пространства», «полифункциональность материалов», «вариативность среды, «доступность среды», «безопасность среды».

Направление деятельности и развитие ребёнка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

Все, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берём на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно-пространственная среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля.

Развивающая предметно-пространственная среда - это окружающее ребенка образовательное пространство (пространство Организации, Группы, территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении), приспособленной для реализации Программы и содержащее материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста.

Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствования структуры детской личности.

Главное требование к организации развивающей предметно-пространственной среды - её адекватность реализуемой в ДОО программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребёнка.

Цель взрослого в развивающей предметно-пространственной среде - содействовать развитию ребенка как личности.

Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать социокультурную развивающую пространственно-предметную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

На современном этапе развития образования в России существует концепция построения развивающей среды в ДОО, где указано, что построение развивающей предметно-пространственной среды происходит только в контексте личностно-ориентированной модели конструктивного взаимодействия между людьми. Личностно-ориентированная модель воспитания включает:

  • психологическую защиту ребёнка,

  • социально-личностное развитие,

  • раскрытие индивидуальных возможностей детей.

Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обуславливают выделение внутри нее нескольких составляющих подпространств:

1.Образовательное пространство.

2.Коммуникативное пространство: взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

3.Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.

4.Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности.

5. Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.

Важнейшим условием развития творческой личности ребенка является создание развивающей среды, которая, во-первых, обеспечит возможность совместной деятельности детей и, во-вторых, станет основой проявления индивидуального творчества каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда - это система условий, повышающих активность ребенка в разных видах деятельности, направленных на коррекцию отклонений и развитие всех сфер психики.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ,

  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия,

  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,

  • двигательную активность детей,

  • возможность для уединения,

  • возрастные особенности детей,

  • национально-культурные и климатические условия

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

  • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

  • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  1. игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

  2. двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  3. эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  4. возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

  • Обеспечение эстетической направленности

Организация зон для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, театрализованной, двигательной и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование для развития игры, импровизации, перевоплощения.

  • Сочетание центров среды в группах

Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей.

  • Информированность среды

Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний.

  • Обогащенность, наличие природных и социокультурных средств

Педагог должен включать материал не только разной степени сложности, но и разнообразным по содержанию, виду и форме, разным способам действия, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так «неправильно».

  • Вариативность материала

Среда не должна быть завершенной, застывшей, её следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, дополнения её необходимыми для развертывания деятельности компонентам

  • Сочетание новых и традиционных компонентов среды

Оригинально они представлены в среде ДОУ:

  • оформление по сезонам, к праздникам на свисающих нитях от потолка атрибуты, заполняя воздушное пространство помещений;

  • в файлах на стенах и шкафчиках;

  • в специально отдельном месте, лёгких стендах, полках, стенах творчества.

  • Здоровьесберегающие ориентации ПРС

В первую очередь - это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности. Этому в полной мере соответствуют изделия: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы.

  • Обеспечение эстетической направленности

Каждая деталь оформления детского сада - цвет стен, мебели, штор, расположение картин и дидактического материала, игрового оборудования, размещение растений - всё это должно способствовать эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений.

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дает возможность формировать познавательную, творческую активность дошкольников, организовывать музыкальную, театрализованную и другие виды творческой деятельности.



© 2010-2022