Статья О современной литературе и детях

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила ВОРОБЬЁВА Н.А. Воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «Тополёк» п.Юный.

О современной литературе и детях.

Многие люди главным достоянием человека считают письменность. Я думаю, они правы. Разве смог бы человек достичь таких научных и духовных высот без письменности? Конечно, нет. И с очень давних пор при мысли о письменности человек представляет книгу.

Первой книгой ученые считают бухгалтерские книги царя Древнего Египта Нефериркаре Какйя, написанные приблизительно в 2400 году до н.э. Прошло уже почти четыре с половиной тысячи лет, а мы до сих почитаем книги, бережем их для будущих поколений.

Но что же хранится в книгах? Ответ очень прост. Да все, что угодно! Это могут быть и мемуары, и стихи, и анекдоты, и все, что только можно себе вообразить. Как говорят: «Бумага все стерпит». Да, бумага стерпит, но есть и такие вещи, которые бумага, будь она живой, посчитала бы честью нести в себе. Конечно же, я имею в виду литературную классику.

Л. Н. Толстой, Вольтер, А. С. Пушкин, И. В. Гёте и многие другие. Их имена мы знаем не понаслышке. Произведения данных авторов включены практически во все программы образовательных учреждений, о них говорят в светском обществе, они являют собой мировое достояние культуры. Многие называет этих людей гениями. И с этим трудно поспорить. Но этого и не требуется. Мы все прекрасно знаем, что это не пустые слова, что эти люди велики, и на них нужно равняться. Это уже можно считать аксиомой. Безусловно, об этом можно рассуждать очень и очень долго, но мне хотелось бы поговорить о том, что называют противоположностью классике, то есть о современной литературе.

Школьная программа рассчитана на прохождение творчества писателей в основном не позднее середины ХХ века. Произведения, написанные примерно за последние 25 лет, по убеждению многих, не имеют такой обширной обучающей специфики, как произведения написанные ранее. Но я с этим не согласна.

Мне уже давно не дают покоя отзывы родителей, чьи дети зачитываются одним из самых популярных мировых бестселлеров детской и подростковой литературы, ломающего полки книжных магазинов. Возможно, кому-то это может показаться странным и даже смешным, что я, пятнадцатилетняя девушка, вполне адекватная, кое-что понимающая в литературе, буду отстаивать позицию пользы чтения книг о Гарри Поттере. Большинству людей имя этого персонажа знакомо. Кто-то относится к нему с пренебрежением, кто-то с благоговением, а кто-то и с презрением. Конечно, каждый имеет право на свое собственное мнение, но и оспаривать его другим тоже можно. Этим эссе я хочу достучаться до людей, которые, не вникая в смысл произведения, делают поспешные выводы о его содержании.

Немного расскажу об истории создания этой серии книг. На познавательном сайте Википедия можно найти такую информацию: «Га́рри По́ттер» - серия из семи романов, написанных английской писательницей Дж. К. Роулинг. Книги представляют собой хронику приключений юного волшебника Гарри Поттера, а также его друзей Рона Уизли и Гермионы Грейнджер, обучающихся в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс. Основной сюжет посвящен противостоянию Гарри Поттера и тёмного волшебника лорда Волан-де-Морта, в чьи цели входит обретение бессмертия и порабощение магического мира. Первый роман был опубликован 30 июня 1997 года. Через 12 дней после моего рождения. Для меня эта книга можно сказать уже «устаревшая». Но по сравнению с произведениями Аристотеля это, конечно, современная литература.

Чтобы доказать положительное влияние этих романов на детей мне хотелось бы прибегнуть к сравнению с другими произведениями. Произведениями классиков. Возможно, многие меня осудят, но, как я уже сказала ранее, каждый имеет право на свое личное мнение.

Рассмотрим некоторые этапы жизни главного героя. Во-первых, его детство. Он осиротел в раннем возрасте, затем жил у своих родственников, безразличных и порой жестоких к нему. Гарри не видел возможности вырваться из этого заточения и даже не надеялся когда-либо попасть в волшебную школу-интернат. Это навевает воспоминания о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Детство Мцыри схоже с детством волшебника: он вырос без родителей в заточении монастыря, и жизнь его изменилась после нескольких дней за стенами монастыря. В дальнейшем идеи произведений расходятся, поэтому следующие рассуждения не имеют смысла.

Так же, при чтении романов, промелькнуло сходство с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин». В обоих произведениях главенствует тема войны и принимающих в ней участие молодых ребятах. В такое время происходит очень быстрое взросление в жестких условиях, вынести которые способен не каждый взрослый. И в эти времена простые, можно сказать еще дети, проявляют недюжинную волю, храбрость, способность принимать решения быстро и правильно.

Можно проследить схожесть с известными героями не только самого Гарри, но и других персонажей. Например, Хагрид, лесничий, мне напоминает Герасима из повести И. С. Тургенева «Му-му». Он тоже очень чувствительный человек и имеет слабость к животным. Только то, что Хагрид не был одинок, немного ослабляется гнет его трагедии. Но в отличии от Герасима ему не единожды приходилось расставаться со своими любимцами. И пусть это не первостепенная линия сюжета, но она тоже очень глубоко «трогает за душу».

А вот профессор Дамблдор напоминает мне А. А. Чацкого. Этот герой из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слишком умен, чтобы вписаться в необходимое общество. Так же и профессор не может поладить с Министерством Магии, главной задачей которого, в том числе и Министра Магии К. Фаджа, является сохранения покоя в стране, наведенного за последние 15 лет, любой ценой. Даже ценой скрытия от народа особо опасного преступника. Фамусовское общество в классической комедии тоже не вникает в политическое устройство страны, предпочитая консерватизм и застой.

А в общих чертах вся серия романов напоминает балладу М. В. Жуковского «Лесной царь». В обоих произведениях сюжет построен на движении, спасении от надвигающейся смерти. Во всех семи книгах в кульминационный момент Гарри Поттер сталкивает лицом к лицу с угрозой его жизни. И каждый раз он чудом спасается! Это, конечно, неудивительно, потому что он волшебник. И конец у произведений тоже расхож. Мне больше нравится конец в современном написании. Счастливый конец всегда воспринимается легче.

В книгах еще очень много актуальных в наше время конфликтов: между родителями и детьми, между молодыми людьми, между разными слоями общества и др. Даже политические проблемы и коррупция не обойдены стороной. Все это учит, предлагает варианты решения проблем. И в то же время книга не мешает мечтать. Тот, кто прочитал и хотя бы немного проникся атмосферой Хогвартса до последнего, в самом удаленном уголке сознания, надеется на то, что вот-вот сова принесет ему письмо, свидетельствующее о принятии на первый курс чародейства и волшебства.

События, происходящие в книгах, захватывают, они близки , понятны нашему времени, поэтому читать их легко. Иногда, время за чтением пробегает очень незаметно, и только в этом случае я согласна с упреками родителей, потому что не раз получала их в свой адрес.

И в завершение моего эссе хотелось бы опровергнуть еще одно высказывание:

Бестселлер - позолоченная гробница посредственного дарования.

Смит А.

По определению «Бестселлер» - это популярная книга или другое тиражируемое издание, попавшая в список наиболее продаваемых. Последняя книга о Дарах Смерти за первые 24 часа продаж спустила с книжных полок 11 миллионов копий. Разве могут простые читатели купить такое количество «посредственного дарования»?

Романы о Гарри Поттере относят к современной литературе. Я уверена, что это не единственное высоко моральное произведение нашего времени. Поэтому не стоит ограничивать детей в чтении только классики. Может быть, они наткнуться на что-то полезное и в современной литературе, как я?



© 2010-2022