- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Педагогический пробег Деятельностный подход - основа ФГОС ДО
Педагогический пробег Деятельностный подход - основа ФГОС ДО
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Прохасько О.В. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Подготовила:
старший воспитатель
МБДОУ № 9 «Жар-птица» г. Симферополь
Прохасько Ольга Владимировна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ
«ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА ФГОС ДО»
I часть. Организационный момент.
Уважаемые коллеги, вы уже знаете о том, что в основе ФГОС ДО лежит деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса. Эти положения базируются на фундаментальных трудах известных психологов, таких как Л. С. Выготский, Александр Владимирович Запорожец, Даниил Борисович Эльконин и других. (слайд 1).
Мы с вами знаем, что у каждого психологического возраста есть свой ведущий вид деятельности. Понятие «ведущая деятельность» было введено Алексеем Николаевичем Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Если брать периодизацию Д. Б. Эльконина, то мы видим следующее (слайд 2-4).
И в каждой ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы, развивается личность, возникают новые виды деятельности, которые развиваются от возраста к возрасту, меняются содержание и формы деятельности. Вот об этом мы сегодня и будемс вами говорить.
Я вам предлагаю совершить своеобразный пробег по тропе знаний в области видов детской деятельности, форм и методов работы, которые содействуют реализации ФГОС ДО.
И в начале, мы разделимся на 4 команды, по цвету соответствующего шарика. Все команды будут двигаться по определенному маршруту.
(слайд 5).
Оборудование: вопросник блица; карточки с названиями животных, видом деятельности; карточки с авторскими высказываниями; карточки с формами и видами деятельности; листы с надписями для составления синквейна.
II часть. «Педагогический пробег»
Первая остановка «Блиц». (слайд 6-9)
На этой остановке, я предлагаю вспомнить основные понятия, тезисы, связанные с ФГОС ДО, и актуализировать свои знания Стандарта.
Вторая остановка «Мозговой штурм». (слайд 10)
По-прежнему ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игровая деятельность. Игры детей разнообразны по своему содержанию и видам.
Командам предлагается за 5 минут написать как можно больше видов детских игр.
Команды по очереди начинают зачитывать игры из своего списка. Совпадения не допустимы.
Вы молодцы! Все названные вами игры отечественная педагогика делит на 3 большие группы: (слайд 11)
• творческие (придуманные самими детьми);
• игры с правилами (придуманные взрослыми);
• народные.
Третья остановка «Коммуникативная». (слайд 12)
Коммуникативная деятельность включает в себя такие формы работы с детьми, как (слайд 13)
Как вы знаете, общение бывает вербальным и невербальным. И мы прекрасно владеем большим арсеналом речевых игр и упражнений, но подчас забываем о развитии навыков невербального общения. (слайд 14)
На этой станции вам предлагается поиграть. Время на подготовку - 5минут.
• «Изобрази животное». Представитель команды изображает животное, указанное в карточке, а остальные угадывают его. (слон, жираф, цапля, лягушка, заяц, кенгуру, кот, белка)
• «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!». Группа играющих показывает движениями свои дела (катаются на коньках, играют в снежки, лепят снеговика и т. д.)
Четвертая остановка «Такие важные игры». (слайд 15)
Каждый в группе выдается высказывание, которое она разделяет или опровергает, зачитывает ее и комментирует (слайд 16)
Пятая остановка «Методическая». (слайд 17-19)
На этой остановке вам нужно заполнить методические карточки. Но перед этим вспомним, через какие виды деятельности проходит жизнь ребенка в детском саду. И как вы заметили, здесь ваши маршруты расходятся. Каждой команде в предложенных формах работы надо вписать вид деятельности и образовательную область.
Шестая остановка «Синквейны». (слайд 20-21)
Синквейны - быстрый и мощный инструмент для анализа, синтеза и обобщения информации. (Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат).
Первая строка содержит слово, обозначающее тему синквейна. Обычно это существительное.
Вторая строка - два прилагательного, описывающих тему.
Третья строка - три глагола, обозначающие действия, связанные с темой.
Четвертая строка - предложение (фраза) из четырех (или более) слов, в котором выражено отношение к теме чувства по поводу обсуждаемого. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата известного автора, пословицы или составлена педагогом фраза в контексте темы.
Пятая строка - это слово-резюме, которое определяет новую интерпретацию темы, выражает к ней личностное отношение.
Примеры синквейнов:
Ребенок
Подвижный, веселый.
Играет, занимается, шалит.
Самое ценное в жизни.
Счастье!
Воспитатель
Заботливый, мудрый.
Помогает, развивает, учит.
Для детей вторая мама.
Наставник
Затем предлагается каждой команде составить синквейн по определенной
теме: дети, воспитатель, игра, деятельность.
Седьмая остановка «Конечная». (слайд 21)
Я вас поздравляю с прибытием на конечную остановку. Вы сегодня хорошо поработали и актуализировали свои знания по теме нашей игры. Все поработали замечательно, наши бурные аплодисменты.
III часть. Заключительная часть
И раз мы сегодня говорим о деятельности, то и притча сегодня тоже будет о деятельности.
Двое мудрецов отправились по свету посмотреть, как люди живут. В одном небольшом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно, что им очень тяжело, руки были в кровавых мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.
- Что ты делаешь? - спросили они у одного человека. - Я таскаю камни наверх.
- А ты что делаешь? - спросили они другого. - Я зарабатываю детям на еду.
- Ну а ты что делаешь? - спросили они третьего.
- Я строю храм Божий!
И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь важно, как ты к этому относишься.
Я надеюсь, что наша игра была для вас познавательна. Спасибо за участие.