Копилка воспитателя Эмоционально-экспресивные игры на основе произведений В. А. Сухомлинского

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Шахтёрское ошкольное общеобразовательное учреждение комбинированного типа №6 «Росинка» управления образования администрации города Шахтёрска




Эмоционально - экспрессивные игры

для совершенствования опыта

внешнего оформления эмоций

детей дошкольного возраста,

используя произведения

В. А. Сухомлинского



Подготовила:

Воспитатель I категории

Кочура Н.Н.


Старший дошкольый возраст

Задачи этого возрастного этапа следующие:

1. Совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, направлять детей к передаче тонких оттенков настроения, используя мимику, жесты, речь.

2. Стимулировать проявления индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоциональной реакции.

Для реализации этих задач рекомендуется проводить серию эмоционально-экспрессивных игр.

Игра "Живые картинки".

Для проведения этой игры желательно оформить театральную сцену. Воспитатель предлагает подготовиться к показу "живых картинок", а именно: продумать сюжет, позы, жесты, выражение лица, одежда, украшения. Воспитатель помогает детям. Все дети сидят на стульях, открывается сцена, когда ребенок готов к показу. Зрители должны угадать названия "живых картинок".

Детей старшего дошкольного возраста продолжаем учить понимать, дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам (мимика, позы, жесты, интонация голоса), устанавливать причины того или иного настроения через анализ обстоятельств. У детей развивают способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, радоваться вместе с другими.

В организации этих задач мне большую помощь оказывают произведения В. А. Сухомлинского. Особенно большую роль играют сказки, рассказы о природе, где передаются различные настроения между переживаниями человека и состоянием природы. Важное место отводится беседам по содержанию прочитанных произведений, и играм, которые я составляю, используя содержание интересных сказок, рассказов данной тематике

Игра "Поговорим о настроении".

Воспитатель обращает внимание детей на то, что можно увидеть очень разные выражения лица у людей на улице, в магазине, в автобусе. Предлагаем назвать детям известные эмоциональные состояния. Потом показываем вырезанные из журналов портреты людей с разным настроением. Дети к каждой картинке подбирают соответствующую пиктограмму. Можно предложить следующие задания:

- составить фигуру людей с веселым настроением, оскорбленного, печального, злого;

- нарисовать то, что вызывает у детей радость, печаль, что меня может удивить.

Используя проблемные ситуации, наглядный материал, можно остановиться на таких моментах, как причины, вызывающие те или иные эмоциональные переживания, средства изменения негативных переживаний.

В дальнейшей работе необходимо подвести детей к выводу: от настроения человека зависят его взгляды на окружающую среду, на отношение между людьми.

Дети должны понимать, что плохое, грустное настроение часто делает все окружающее (природу, предметы) неинтересными, мрачными. И наоборот, доброжелательное, светлое настроение дает возможность видеть все красивое, прекрасное, приятное вокруг.

Во время совместной деятельности с детьми продолжается работа по обогащению словаря эмоциональной лексики:

- жалкий, жадный, капризный, ленивый, оскорбленный;

- стыдно, грустно, одиноко.

При этом важно нацеливать детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроения, прослеживать ассоциативные связи с цветом.

Во время чтения сказок и рассказов В. А. Сухомлинского предлагаю детям дать характеристику особенности внешнего выражения того или иного состояния. Например: что значит усталый кот, довольный петушок, одинокий цветок. Дети пробуют отразить эмоциональные состояния героев своими действиями, подобрать цвет, соответствующий данному настроению, состоянию. В общении важно обращать внимание на образность стилистических форм речи детей. Дети учатся понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов: гадкий утенок, девочка-капризуля, кот-озорник.

Рекомендуется проводить инсценировку сказок. Дети входят в образы героев, стараются передать настроение, чувства, переживания интонацию своего героя. Можно предложить ребенку переиграть роль, то есть сделать так, чтобы негативные поступки изменились на добрые. Проблемный вопрос: "Попробуйте сочинить сказку про кота и птиц, но котик уже не будет их ловить, а будет их другом.

Средний дошкольный возраст

На этом возрастном этапе необходимо решить большое количество задач, связанных с эмоциональным развитием детей. Это прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения сенсорных стимулов, носят комплексный характер.

Игра "Кто в доме живет"

Готовим несколько картонных коробок с отверстиями. Кладем в них предметы разных качеств: мягкие, колючие, гладкие. Дети на ощупь определяют предмет и мимикой его отражают.

Игра "Вкусно -невкусно"

Дети закрывают глаза и пытаются мимикой показать свои вкусовые ощущения. Даем пробовать кусочки банана, лимона, соленого огурца, редьки, свеклы и т. Д.

Игра "Как много запахов вокруг"

Детям дают понюхать духи, корочку апельсина, зубок чеснока, цветок, мыло. Ребенок с помощью мимики отражает запах.

Для развития эмоциональной экспрессии, ее механизмов: мимических, пантомимных, жестикуляционным, речевых, звуковых, а также формирование основ отражения внешних эмоциональных проявлений необходимо использовать эмоционально-экспрессивные игры:

- Воплощение детьми разных ситуаций из жизни животных, их поведение;

- Передача эмоционального состояния сказочных героев путем персонификации.

Необходимо при этом учитывать возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст сказки.

Игра "Кошка и котята"

Содержание игры в повторении "котятами" различных действий, показывает "кошка". Например, кошка учит говорить "мяу", прыгать, подкрадываться, умываться, прятаться от опасности.

Игра "Передай действиями"

В основу этой игры положены сказки В.А. Сухомлинского "Ежик и светлячок", "Как коту стало стыдно", "Как удивился Мурка", "Как испугался Юрко", "Как Петя разгневался".

У детей среднего дошкольного возраста важно пополнять "эмоциональный словарь" словами, что называют разные настроения, состояния:

- Удивлен, злой, напуганный, страшный, трусливый, оскорбленный;

- Удивление, страх, горе, зло, радость.

- Оттенки настроения: не так страшен, очень печальный;

- Подбирать синонимы: радостный-веселый, грустный-невеселый;

- Эмоциональные характеристики в виде фразеологизмов.

Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарем, формирование умения анализировать эмоции с помощью слов, я использую сказки и рассказы В. А. Сухомлинского, иллюстрации к этим произведениям.

Показывая то или иное отражение, предлагаю вспомнить настроение героя, дать ему личную эмоциональную характеристику.

Можно сделать картонный круг с действующей стрелкОЙ, а по кругу изображены животные, люди в различных эмоциональных состояниях. Воспитатель возвращает стрелку на любую картинку, а ребенок называет данный настроение, подбирает слова-синонимы (заяц грустный, невеселый, он спрятался, потому что кого-то боится).

Важно учить детей устанавливать и дифференцировать:

- Эмоциональные состояния (радость, печаль, страх, удивление, злость),

- Замечать изменения настроения, переходы из одного настроения в другое, с чем это связано,

- Раскрыть содержание таких форм поведения, как удивленный, напуганное, заботливое, дружелюбное,

- Развивать эмоциональную идентификацию.

Для решения этих задач предлагаются беседы, с использованием пиктограмм разные игры.

Игра «Путаница»

Кладем перед детьми большой лист бумаги на котором нарисованы люди, животные, явления природы, соединенные между собой волнистыми линиями разных цветов. Ребенку необходимо рассказать кто кого боится (мышь боится кота), кого что удивило (цветок удивил пчелку), что развеселило мальчика (мальчика развеселила радуга на небе).

"Книга настроений"

Воспитатель делает книгу с 5-6 листов бумаги, скрепляет их посередине. На одном листе нарисована пиктограмма с определенным настроением. А на следующем листе - картинки, на которых запечатлены определенные настроения. Например: пиктограмма - радость. Картинки - торт, цветок, солнышко, бабочка, кукла хорошая, мячик.

Ребенок рассматривает картинки и называет настроение, которое вызвали эти рисунки, а потом смотрят, как это настроение ображено в пиктограмме. Предложить детям самим назвать предметы, животных, мультики, явления природы, вызывающие у ребенка определенное настроение.

Альбомы "Радуга настроения»

На бумаге нарисованы две куклы: одна веселая, а другая - печальная. Предлагаем детям нарисовать одежду, обувь этим куклам в соответствии с их настроением.

На листе белой бумаги посередине изображена пиктограмма определенного настроения. А по окружности расположены пустые круги. В них предлагаем детям нарисовать то, что вызывает у них определенное настроение.

Альбом "Герои сказок"

На каждом листе альбома нарисованы герои сказок В.А.Сухомлинского, содержание которых знают дети. Надо отметить, из какой сказки герой, какое у него настроение, почему.

Раздел I

Цель: Продолжать знакомство детей с различными эмоциональными состояниями. Учить контролировать проявления своих эмоций в различных ситуациях. Расширять словарный запас детей, учить внимательно слушать рассказы других детей. Воспитывать дружелюбие, уважение к другим людям, доброе отношение к животным, растениям, беречь природу.

Занятие № 1 "Радость".

1. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского "Новая кукла". вопрос:

- О чем вы думали, когда слушали музыку?

- Что вы чувствовали во время прослушивания?

- Что вам хочется делать под эту музыку?

2. Повторное прослушивание музыкального произведения. Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под музыку, которая звучит. После окончания музыки обращаем внимание детей на то, какие у них были выражения лица, как они танцевали (как выражали свою радость)

3. Беседа. Сделать акцент на том, что каждый ребенок в танце выражал свою радость по-своему. Спрашиваем детей, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Подводим детей к выводу, что форма и степень выраженности радости зависят и от человека. и от самого действия, ставшей причиной радостного настроения.

4.Знайомство со сказкой А. Сухомлинского "Ежик и светлячок".

-Рассказывание сказки "Ежик и светлячок",

- Перессказ содержания сказки детьми;

- Ответы на вопросы: что увидел ежик? Кого принес домой ежик? Почему обрадувались ежата?

5. Рисование на тему "Радость". Предложить детям нарисовать малых ежат, которые обрадовались, что еж принес домой светлячка.

6. Ответы детей на вопрос: "Что такое радость"? Зачитать варианты ответов:

- Радость - это когда все радуются, бывает радость большая, а бывает маленькая. Большая - когда у всех людей, а маленькая - это когда у одного человека;

- Радость - это когда праздник;

- Радость - это когда никто не плачет, ни один человек;

- Радость - когда нет войны;

- Радость - когда вся семья "собирается вечером вместе дома, или когда едем к бабушке в гости на выходные.

7. Хоровод. Предлагаем детям встать в круг и спеть песню "Вместе весело идти ...", и вместе порадоваться хорошей песни.

Занятие № 2 "Горе".

1. Беседа по содержанию сказок В.А. Сухомлинского "Мышонок - сирота".

- Что случилось с малым мышонком?

- От чего заплакал мышонок?

- Кто пожалел сироту?

- Почему кошка не съела мышонка?

- Почему улыбнулся мышонок?

2. Чтение рассказа В. А. Сухомлинского "" Камень "

- Где стоял колодец? кто любил отдыхать под дубом?

- Что сделал мальчик, который любил пошалить?

- Что случилось в результате шалостей маленького мальчика? кому он принес вред, предоставил много горя?

- "Что случилось? куда все делось? »- почему так подумал дедушка, почему он сразу не понял, что произошло?

3. Рисование фрагментов сказки "Мышонок - сирота"

- Нарисовать маленького мышонка;

- Показать на лице горе - грустное лицо, из глаз капают слезы,

- Рисовать все вокруг темными цветами, потому что для мышонка казалось все серым, не весело.

4. Драматизация ситуации "Пропала собака". Один ребенок выполняет роль хозяина потерявшейся собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему. После драматизации спросить у ребенка, который был хозяином:

- Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?

- Кто лучше всех тебя успокоил?

Занятие № 3 "Гнев, злость"

1. Чтение рассказа В. А. Сухомлинского "Как Петя разгневался" Беседа по содержанию рассказа:

- Сколько лет Пете?

- О чем рассказал мальчику папа?

- Почему заплакал Петрик? от чего ему стало больно?

- На кого разгневался мальчик? почему?

- Как понимаете выражение Петрика: «Неужели я такой слабодушный?"

2. Драматизация отрывка из сказки "Три медведя" Л.Товстого. Дети разыгрывают эпизод, где сердятся медведи, когда узнали, что кто-то пользовался их вещами. Обращаем внимание, как по-разному проявляют гнев медведь, медведица и медвежонок.

3. Рассказы детей о ситуации, когда они сердились, негодовали, слились.

4. Упражнение «Зеркало» Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев. Спросить, нравится такое выражение лица, почему?

5. Рисование "гнева". Предложить детям цветным пятном изобразить свой гнев. Рассмотреть рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить одинаковое и разное в работах детей.

Занятие № 4 "Страх"

1. Игра "Гуси - лебеди". Дети гуляют по групповому помещению, представляя , что они на поляне. Когда ведущий подает сигнал тревоги, прячутся за стульчики. Игра повторяются несколько раз. Может по сигналу выходить волк, и забирать тех гусей, не успели спрятаться за стульями.

2. Упражнение «Найди пиктограмму". Дети выбирают пиктограмму страха ранее подготовленных пиктограмм. Предлагаем детям сопоставить эмоциональное состояние, выраженный значок с тем чувством, которое возникло в них во время игры. Рассматриваем вместе с детьми выбранную пиктограмму, обращаем внимание на выражения глаз, рта, бровей.

3. Обсуждение поговорки "У страха глаза велики": Отмечаем прямой и скрытый смысл поговорки.

- Или боялись вы чего-то так, что причина страха вам казалась более страшной, чем она была на самом деле?

4. Чтение рассказа В. А. Сухомлинского "Как испугался Юра". Рассмотрение рисунков к рассказу. Перевод и беседа по содержанию:

- Что попросила мама у Юрия?

- Что увидел в саду под яблоней мальчик?

- Почему мальчик так испугался, кто это был?

- Куда делись яблоки, которые оставил Юрий под деревом?

- Где же делся ежик? С "выяснить с детьми о эмоциональные состояния еще говорится в в рассказе? Это - удивление, испуг, стыд. Выразить на лице эти эмоции.

Занятие № 5 "Удивление".

1. Чтение рассказа В. А. Сухомлинского "Как удивился Мурчик".

- Кто жил у старой бабушки?

- Что любил делать кот Мурчик во дворе?

- Кто подошел к коту?

- Почему удивился Мурчик? почему он не знал, что ему делать?

2. Упражнение «Зеркало». Предложить детям посмотреть на себя в зеркало, представить себе, что они видят там что-то сказочное, попробовать удивиться этому. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-разному, но всегда в их выражениях лица есть нечто общее. Вопрос: Что общего в том, как вы изобразили удивление?

3. Игра «Фантазия». Детям предлагаем представить, что их маму показывают по телевидению. Она отвечает на вопрос журналиста, просит рассказать ее о своем ребенке, о том, что ей нравится в ее ребенку; и чем она недовольна. Роль журналиста выполняет взрослый, а роль своей мамы - каждый ребенок по очереди.

4. Упражнение "Невероятные приключения". Детям предлагают продлить фразы (придумать дальнейший ход невероятного приключения):

- К нам пришел слон ...

- Мы оказались на другой планете ...

- Мгновенно исчезли все взрослые ...

- Волшебник ночью изменил все вывески на магазинах.

РАЗДЕЛ II

Цель занятий: Продолжать знакомить детей с эмоциями; закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Расширять представления об эмоциях, предлагая их в сопоставлении. Продолжать развивать представления.

Занятие № 1 "Радость и горе"

1. Знакомство с рассказом В. А. Сухомлинского "Цветок или волчий рот".

- Как звали мальчиков?

- В каком классе они учились?

- Почему радовался Сергей? какое у него было настроение, выражение лица?

- Настроение было у Николая? что стало для этого причиной?

- Как описал Сергей небо, что на нем увидел?

- Что Коля сравнивал с открытым ртом волка?

- Почему у мальчиков были разные представления об одном явлении природы?

- Какое астроение было у Сережки?

- Покажите, какое было выражение лица у Николая? почему вы так думаете?

2. Рисование пиктограмм.

- Нарисовать пиктограмму "радость",

- С настроением которого мальчика из рассказа она подходит;

- Нарисовать пиктограмму "горе", почему Вано подходит к настроению Николая?

3. Итог.

- От того, что происходит с людьми, зависит и наше отношение к окружающей среде;

- Если у нас хорошее настроение, то все вокруг кажется веселым, ясным, приветливым;

- А во время плохого настроения все кажется темным, некрасивым.

Занятие № 2 "Радость и гнев".

1. Знакомство с рассказом В. А. Сухомлинского "Что я скажу бабушке?"

1) чтение рассказа; 2) перевод рассказа детьми, рассматривание рисунков к рассказу;

3) беседа по содержанию, ответ на вопрос:

- Сколько лет девочке Любе?

- Куда ходила девочка вместе с сестрой?

- Почему радовалась девочка?

- Почему заплакала девочка?

4) проблемные вопросы:

- Как вы думаете, что сказала Люба бабушки?

- Что ответила девочке ее бабушка?

- Почему так внезапно изменилось настроение девочки Любы?

- А как бы вы поступили в этой ситуации?

2. Знакомство с картиной «Семья медведей ".

вопрос:

- Что нарисовано на картине?

- Как вы думаете, какое настроение у медведей?

- Почему они радуются?

- Какое чувство у пчел? почему?

Предложить показать, как сердятся пчелы, радуются медведи.

3. Игра "Медведи и пчелы" Дети делятся на две группы. Одна группа - пчелы, а другая - медведи. Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы их ловят. Медведи, воруя мед должны радоваться, а пчелы выражают гнев.

Занятие № 3 "Печаль, печаль, радость"

1. Знакомство с рассказом В. А. Сухомлинского "О чем думала Маша".

1) чтение рассказа;

2) рассматривание рисунка к рассказу;

3) беседа по содержанию; ответы детей на вопросы:

- В какую игру играли дети?

- Где спряталась Маша?

- Кто искал детей?

- Как звали детей, которых Коля быстро нашел?

- О чем думала Маша, когда сидела в своем убежище?

- Почему заплакала девочка?

- От чего удивилась и обрадовалась Маша?

4) Проблемные вопросы:

- Настроение было у Маши сначала? почему?

- От чего изменился эмоциональное состояние девочки?

- Как вы думаете, какое настроение стал у девочки, когда ее нашел Николай?

2. Рисование пиктограмм: радость, печаль, радость.

3. Составление рассказов. Предлагаем детям рассказать о радостных и печальных моментах своей жизни. Почему в них менялось настроение, что они делали, чтобы настроение поднялось?

Занятие № 4. "Радость, тревога, радость"

1. Знакомство с рассказом В. А. Сухомлинского "Горячий цветок".

1) чтение рассказа;

2) рассматривание рисунков к содержанию произведения;

3) беседа по содержанию и ответы на вопросы:

- Какая была пора года? о каких весен них месяцах идет речь в рассказе?

- Что увидела в саду Оля?

- Почему радовались мама и Оля?

- Какие изменения произошли на лице матери, почему так внезапно изменился ее настроение?

- Чем покрылась земля, цветы, трава?

- Что стало причиной радости Оли, почему она улыбнулась?

2. Рисование по содержанию рассказа. Предлагаю детям нарисовать розу из книги "Горячая цветок":

- Красная роза среди зеленой травы;

- Налетела черная туча, пошел снег,

- Роза вся в снегу, но красные лепестки горят ярким цветом.

3. Этюд "Я - Роза". Предложить детям представить себя цветком, которым любовались мама и Оля. Что бы чувствовали дети и роза, когда налетела туча, пошел снег.







© 2010-2022