Рабочая программа по кружку Любознательный родничок

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Бродовский детский сад общеразвивающего вида

Принято: Утверждаю:

на заседании Заведующий МКДОУ

Педагогического совета «Бродовский д/с ОРВ»

Протокол № ___ _________Н.В. Шубина

от «___»_____201___ г. Приказ № ____

от «___»______201___ г.





Дополнительная образовательная программа

Объединения «Любознательный родничок»

(проектно-исследовательский метод)

на 2015-2016 учебный год


Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации:1 год

Составила: Волгина С.В.,

педагог дополнительного образования

с. Бродовое, 2015 г.

Пояснительная записка


Направленность дополнительной образовательной программы: дополнительная образовательная программа объединения «Любознательный родничок» имеет социально-педагогическую направленность.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Основанием для формирования программы дополнительного образования являются нормативные документы:

  • ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

  • Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам";

  • Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской от 24 апреля 2013 г. № ДЛ-101/08 "О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми»;

  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

  • Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  • Устав МКДОУ «Бродовский д\с ОРВ»;

  • Программа развития МКДОУ «Бродовский д\с ОРВ»;

  • Дополнительная образовательная программа МКДОУ «Бродовский д\с ОРВ»;

Цель и задачи дополнительной программы:

Цель:

Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Задачи:

- Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

- Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Отличительные особенности данной дополнительной программы:

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения - отличительная особенность данной программы.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет.

Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Принцип набора - по интересам.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Продолжительность реализации программы - 1год.

Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 2015-2016 г. - 36 часов.

Основные формы и методы работы:

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности воспитателя и ребёнка. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

  • экскурсия;

  • практическая работа;

  • творческое задание;

  • лекционное занятие;

  • защита проектных работ.

В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:

  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений, проблемных ситуаций);

  • Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Ожидаемые результаты:

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • быстрое включение в активный познавательный процесс;

  • самостоятельное пользование материалом;

  • постановка цели и нахождение путей ее достижения;

  • самостоятельность при поиске открытий;

  • проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;

  • настойчивость в отстаивании своего мнения;

  • расширение кругозора детей;

  • развитие критического мышления и речи;

  • развитость мускулатура пальцев;

  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Требования к уровню подготовки:

Должны уметь:

  • выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

  • предлагать возможные решения;

  • проверять эти возможные решения, исходя из данных;

  • делать выводы в соответствии с результатом проверки;

  • применять выводы к новым данным;

  • делать обобщения.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:

Программа реализуется на занятиях объединения «Любознательный родничок». День занятий выбран исходя из интенсивности нагрузки на детей в соответствии со «счастливой свободной работой» с Монтессори материалом.

Продолжительность занятий с детьми 5 - 7 лет не более 25 минут.

Занятия проводятся по подгруппам.

Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).

Итоговый контроль: самостоятельный показ опытов детьми.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п.п.


Тема

количество

часов

Теория

Практика

1.

Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.

1

-

2.


Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента.

1

-

3.

Беседа о значении воды и бережном отношении к ней.

1

-

4

Презентация «Где прячется вода».

0,5

0,5

5

Опыт с водой «Где прячется вода».

-

2

6

Разработка проекта «Мир воды».

0,5

0,5

7

Опыт с водой «Какую форму имеет вода».

-

1

8

Опыт с водой «Чем пахнет вода».

-

1

9

Опыт с водой «Вода как растворитель».

-

1

10

Экологическая сказка «Королева-вода».

1

-

11

Опыт с водой «Свойства воды».

-

1

12

Опыт с водой «Измерение температуры воды».

-

1

13

Опыт с водой «Лед - твердая вода».

-

1

14

Опыт с водой «Снег превращается в воду».

-

1

15

Эксперимент «Лёд и снег легче

воды».

-

1

16

Опыт с водой «Превращение в воду льда и снега».

-

1

17

Опыт с водой «Насыщенные растворы».

-

1

18

Опыт с водой «Плавает или тонет».

-

1

19

Опыт с водой «Какого цвета вода?».

-

1

20

Опыт с водой «Свойства солёной воды».

-

1

21

Эксперимент «Сила воды цветы лотоса».

-

1

22

Эксперимент «Из чего состоит вода».

-

1

23

Презентация «круговорот воды в природе».

1

-

24

Сказка «Круговорот воды в природе».

1

-

25 - 26

Игра «Ходят капельки по кругу», сказки про капельку.

-

2

27

Опыт с водой «Пар это вода».

-

1

28

Эксперимент «Как добыть воду для питья».

-

1

29 - 31

Презентации: «Обитатели пресных, солёных водоёмов, водные растения».

3

-

32

Сказка «Как люди речку обидели».

1

-

33 - 34

Игры с водой «Кораблики», «Дождик», «Умывалочки» и др.


2

35

Закрепление пройденного материала, игры с водой, загадки, пословицы, поговорки о воде.

0,5

0,5

36

Итоговое занятие.

0,5

0,5


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 занятие: Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание заниматься экспериментальной деятельностью.

2 занятие: Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента.

3 занятие: Беседа о значении воды и бережном отношении к ней.

4 занятие: Презентация «Где прячется вода».

5 занятие: Опыт с водой «Где прячется вода».

6 занятие: Разработка проекта «Мир воды».

7 занятие: Опыт с водой «Какую форму имеет вода».

8 занятие: Опыт с водой «Чем пахнет вода вода?»

9 занятие: Опыт с водой «Вода как растворитель».

10 занятие: Экологическая сказка «Королева-вода».

11 занятие: Опыт с водой «Свойства воды».

12 занятие: Опыт с водой «Измерение температуры воды».

13 занятие: Опыт с водой «Лед - твердая вода».

14 занятие: Опыт с водой «Снег превращается в воду».

15 занятие: Эксперимент «Лёд и снег легче воды».

16 занятие: Опыт с водой «Превращение в воду льда и снега».

17 занятие: Опыт с водой «Насыщенные растворы».

18 занятие: Опыт с водой «Плавает или тонет».

19 занятие: Опыт с водой «Какого цвета вода».

20 занятие: Опыт с водой «Свойства солёной воды».

21 занятие: Эксперимент «Сила воды, цветы лотоса».

22 занятие: Эксперимент «Какую форму имеет вода».

23 занятие: Презентация «круговорот воды в природе».

24 занятие: Эксперимент, сказка «Круговорот воды в природе».

25 - 26 занятия: Игра «Ходят капельки по кругу», сказки про капельку.

27занятие: Опыт с водой «Пар это вода».

28 занятие: Эксперимент «Как добыть воду для питья».

29 - 31 занятие: Презентации: «Обитатели пресных, солёных водоёмов, водные растения».

32 занятие: Сказка «Как люди речку обидели».

33 - 34 занятие: Игры с водой «Кораблики», «Дождик», «Умывалочки» и др.

35 занятие: Закрепление пройденного материала, игры с водой, загадки, пословицы, поговорки о воде.

36 Итоговое занятие.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п.п.


тема

Количество

часов

Дата по

плану

Дата по

факту

1.

Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.

1

01.09.

02.09.



2.


Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента.

1

07.09.

09.09.


3.

Беседа о значении воды и бережном отношении к ней.

1

14.09.

16.09.


4.

Презентация «Где прячется вода».

1

21.09.

23.09.



5.

Опыт с водой «Где прячется вода».

1

28.09.

30.09.


6.

Разработка проекта «Мир воды».

1

05.10.

07.10.


7.

Опыт с водой «Какую форму имеет вода».

1

12.10.

14.10.


8.

Опыт с водой «Чем пахнет вода».

1

19.10.

21.10.


9.

Опыт с водой «Вода как растворитель».

1

26.10.

28.10.


10.

Экологическая сказка «Королева-вода».

1

02.11.

04.11.


11.

Опыт с водой «Свойства воды».

1

09.11.

11.11.


12.

Опыт с водой «Измерение температуры воды».

1

16.11.

18.11.


13.

Опыт с водой «Лед - твердая вода».

1

23.11.

25.11.


14.

Опыт с водой «Снег превращается в воду».

1

30.11.

02.12.


15.

Эксперимент «Лёд и снег легче

воды».

1

07.12.

09.12.


16.

Опыт с водой «Превращение в воду льда и снега».

1

14.12.

16.12.


17.

Опыт с водой «Насыщенные растворы».

1

21.12.

23.12.


18.

Опыт с водой «Плавает или тонет».

1

28.12.

30.12.



19.

Опыт с водой «Какого цвета вода».

1

11.01.

13.01.


20.

Опыт с водой «Свойства солёной воды».

1

18.01.

20.01


21.

Эксперимент «Сила воды цветы лотоса».

1

25.01.

27.01.


22.

Эксперимент «Из чего состоит вода».

1

01.02.

03.02.


23.

Презентация «круговорот воды в природе».

1

08.02.

10.02.


24.

Сказка «Круговорот воды в природе».

1

15.02.

17.02.


25 - 26.

Игра «Ходят капельки по кругу», сказки про капельку.

2

22.02.

24.02.

29.02.

02.03.


27.

Опыт с водой «Пар это вода».

1

07.03.

09.03.


28

Эксперимент «Как добыть воду для питья».

1

14.03.

16.03.



29 - 31.

Презентации: «Обитатели пресных, солёных водоёмов,

водные растения».

3

21.03.

23.03.

28.03.

31.03.

04.04.

06.04.


32.

Сказка «Как люди речку обидели».

1

11.04.

13.04.


33 - 34

Игры с водой «Кораблики», «Дождик», «Умывалочки» и др.

2

18.04.

20.04.

25.04.

27.04.


35.

Закрепление пройденного материала, игры с водой, загадки,

пословицы, поговорки о воде.

1

16.05.

18.05.


36.

Итоговое занятие.

1

23.05.

25.05.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для использования на занятиях в детских объединениях.

Основное оборудование:

  • приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);

  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

  • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);

  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);

  • разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);

  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

  • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

  • специальную одежду (халаты, фартуки);

  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

  • карточки-схемы проведения эксперимента;

  • индивидуальные дневники экспериментов;

  • правила работы с материалом;

  • индивидуальные дневники.

Список используемой литературы.


  1. «Программа образования в детском саду школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори»;

  2. «Ребёнок в мире поиска» О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;

  3. «Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И.Савенков;

  4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохорова;

  5. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков.






© 2010-2022