- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа по кружку Любознательный родничок
Рабочая программа по кружку Любознательный родничок
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Волгина С.В. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Бродовский детский сад общеразвивающего вида
Принято: Утверждаю:
на заседании Заведующий МКДОУ
Педагогического совета «Бродовский д/с ОРВ»
Протокол № ___ _________Н.В. Шубина
от «___»_____201___ г. Приказ № ____
от «___»______201___ г.
Дополнительная образовательная программа
Объединения «Любознательный родничок»
(проектно-исследовательский метод)
на 2015-2016 учебный год
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации:1 год
Составила: Волгина С.В.,
педагог дополнительного образования
с. Бродовое, 2015 г.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы: дополнительная образовательная программа объединения «Любознательный родничок» имеет социально-педагогическую направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Основанием для формирования программы дополнительного образования являются нормативные документы:
-
ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
-
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
-
Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам";
-
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
-
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений»;
-
Письмо Министерства образования и науки Российской от 24 апреля 2013 г. № ДЛ-101/08 "О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми»;
-
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
-
Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-
Устав МКДОУ «Бродовский д\с ОРВ»;
-
Программа развития МКДОУ «Бродовский д\с ОРВ»;
-
Дополнительная образовательная программа МКДОУ «Бродовский д\с ОРВ»;
Цель и задачи дополнительной программы:
Цель:
Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Задачи:
- Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Отличительные особенности данной дополнительной программы:
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения - отличительная особенность данной программы.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет.
Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Принцип набора - по интересам.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Продолжительность реализации программы - 1год.
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 2015-2016 г. - 36 часов.
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности воспитателя и ребёнка. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
-
экскурсия;
-
практическая работа;
-
творческое задание;
-
лекционное занятие;
-
защита проектных работ.
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
-
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений, проблемных ситуаций);
-
Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Ожидаемые результаты:
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
-
быстрое включение в активный познавательный процесс;
-
самостоятельное пользование материалом;
-
постановка цели и нахождение путей ее достижения;
-
самостоятельность при поиске открытий;
-
проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
-
настойчивость в отстаивании своего мнения;
-
расширение кругозора детей;
-
развитие критического мышления и речи;
-
развитость мускулатура пальцев;
-
проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
Требования к уровню подготовки:
Должны уметь:
-
выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
-
предлагать возможные решения;
-
проверять эти возможные решения, исходя из данных;
-
делать выводы в соответствии с результатом проверки;
-
применять выводы к новым данным;
-
делать обобщения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
Программа реализуется на занятиях объединения «Любознательный родничок». День занятий выбран исходя из интенсивности нагрузки на детей в соответствии со «счастливой свободной работой» с Монтессори материалом.
Продолжительность занятий с детьми 5 - 7 лет не более 25 минут.
Занятия проводятся по подгруппам.
Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).
Итоговый контроль: самостоятельный показ опытов детьми.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п.п.
Тема
количество
часов
Теория
Практика
1.
Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.
1
-
2.
Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента.
1
-
3.
Беседа о значении воды и бережном отношении к ней.
1
-
4
Презентация «Где прячется вода».
0,5
0,5
5
Опыт с водой «Где прячется вода».
-
2
6
Разработка проекта «Мир воды».
0,5
0,5
7
Опыт с водой «Какую форму имеет вода».
-
1
8
Опыт с водой «Чем пахнет вода».
-
1
9
Опыт с водой «Вода как растворитель».
-
1
10
Экологическая сказка «Королева-вода».
1
-
11
Опыт с водой «Свойства воды».
-
1
12
Опыт с водой «Измерение температуры воды».
-
1
13
Опыт с водой «Лед - твердая вода».
-
1
14
Опыт с водой «Снег превращается в воду».
-
1
15
Эксперимент «Лёд и снег легче
воды».
-
1
16
Опыт с водой «Превращение в воду льда и снега».
-
1
17
Опыт с водой «Насыщенные растворы».
-
1
18
Опыт с водой «Плавает или тонет».
-
1
19
Опыт с водой «Какого цвета вода?».
-
1
20
Опыт с водой «Свойства солёной воды».
-
1
21
Эксперимент «Сила воды цветы лотоса».
-
1
22
Эксперимент «Из чего состоит вода».
-
1
23
Презентация «круговорот воды в природе».
1
-
24
Сказка «Круговорот воды в природе».
1
-
25 - 26
Игра «Ходят капельки по кругу», сказки про капельку.
-
2
27
Опыт с водой «Пар это вода».
-
1
28
Эксперимент «Как добыть воду для питья».
-
1
29 - 31
Презентации: «Обитатели пресных, солёных водоёмов, водные растения».
3
-
32
Сказка «Как люди речку обидели».
1
-
33 - 34
Игры с водой «Кораблики», «Дождик», «Умывалочки» и др.
2
35
Закрепление пройденного материала, игры с водой, загадки, пословицы, поговорки о воде.
0,5
0,5
36
Итоговое занятие.
0,5
0,5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 занятие: Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание заниматься экспериментальной деятельностью.
2 занятие: Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента.
3 занятие: Беседа о значении воды и бережном отношении к ней.
4 занятие: Презентация «Где прячется вода».
5 занятие: Опыт с водой «Где прячется вода».
6 занятие: Разработка проекта «Мир воды».
7 занятие: Опыт с водой «Какую форму имеет вода».
8 занятие: Опыт с водой «Чем пахнет вода вода?»
9 занятие: Опыт с водой «Вода как растворитель».
10 занятие: Экологическая сказка «Королева-вода».
11 занятие: Опыт с водой «Свойства воды».
12 занятие: Опыт с водой «Измерение температуры воды».
13 занятие: Опыт с водой «Лед - твердая вода».
14 занятие: Опыт с водой «Снег превращается в воду».
15 занятие: Эксперимент «Лёд и снег легче воды».
16 занятие: Опыт с водой «Превращение в воду льда и снега».
17 занятие: Опыт с водой «Насыщенные растворы».
18 занятие: Опыт с водой «Плавает или тонет».
19 занятие: Опыт с водой «Какого цвета вода».
20 занятие: Опыт с водой «Свойства солёной воды».
21 занятие: Эксперимент «Сила воды, цветы лотоса».
22 занятие: Эксперимент «Какую форму имеет вода».
23 занятие: Презентация «круговорот воды в природе».
24 занятие: Эксперимент, сказка «Круговорот воды в природе».
25 - 26 занятия: Игра «Ходят капельки по кругу», сказки про капельку.
27занятие: Опыт с водой «Пар это вода».
28 занятие: Эксперимент «Как добыть воду для питья».
29 - 31 занятие: Презентации: «Обитатели пресных, солёных водоёмов, водные растения».
32 занятие: Сказка «Как люди речку обидели».
33 - 34 занятие: Игры с водой «Кораблики», «Дождик», «Умывалочки» и др.
35 занятие: Закрепление пройденного материала, игры с водой, загадки, пословицы, поговорки о воде.
36 Итоговое занятие.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п.п.
тема
Количество
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
1.
Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.
1
01.09.
02.09.
2.
Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента.
1
07.09.
09.09.
3.
Беседа о значении воды и бережном отношении к ней.
1
14.09.
16.09.
4.
Презентация «Где прячется вода».
1
21.09.
23.09.
5.
Опыт с водой «Где прячется вода».
1
28.09.
30.09.
6.
Разработка проекта «Мир воды».
1
05.10.
07.10.
7.
Опыт с водой «Какую форму имеет вода».
1
12.10.
14.10.
8.
Опыт с водой «Чем пахнет вода».
1
19.10.
21.10.
9.
Опыт с водой «Вода как растворитель».
1
26.10.
28.10.
10.
Экологическая сказка «Королева-вода».
1
02.11.
04.11.
11.
Опыт с водой «Свойства воды».
1
09.11.
11.11.
12.
Опыт с водой «Измерение температуры воды».
1
16.11.
18.11.
13.
Опыт с водой «Лед - твердая вода».
1
23.11.
25.11.
14.
Опыт с водой «Снег превращается в воду».
1
30.11.
02.12.
15.
Эксперимент «Лёд и снег легче
воды».
1
07.12.
09.12.
16.
Опыт с водой «Превращение в воду льда и снега».
1
14.12.
16.12.
17.
Опыт с водой «Насыщенные растворы».
1
21.12.
23.12.
18.
Опыт с водой «Плавает или тонет».
1
28.12.
30.12.
19.
Опыт с водой «Какого цвета вода».
1
11.01.
13.01.
20.
Опыт с водой «Свойства солёной воды».
1
18.01.
20.01
21.
Эксперимент «Сила воды цветы лотоса».
1
25.01.
27.01.
22.
Эксперимент «Из чего состоит вода».
1
01.02.
03.02.
23.
Презентация «круговорот воды в природе».
1
08.02.
10.02.
24.
Сказка «Круговорот воды в природе».
1
15.02.
17.02.
25 - 26.
Игра «Ходят капельки по кругу», сказки про капельку.
2
22.02.
24.02.
29.02.
02.03.
27.
Опыт с водой «Пар это вода».
1
07.03.
09.03.
28
Эксперимент «Как добыть воду для питья».
1
14.03.
16.03.
29 - 31.
Презентации: «Обитатели пресных, солёных водоёмов,
водные растения».
3
21.03.
23.03.
28.03.
31.03.
04.04.
06.04.
32.
Сказка «Как люди речку обидели».
1
11.04.
13.04.
33 - 34
Игры с водой «Кораблики», «Дождик», «Умывалочки» и др.
2
18.04.
20.04.
25.04.
27.04.
35.
Закрепление пройденного материала, игры с водой, загадки,
пословицы, поговорки о воде.
1
16.05.
18.05.
36.
Итоговое занятие.
1
23.05.
25.05.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для использования на занятиях в детских объединениях.
Основное оборудование:
-
приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
-
разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
-
разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
-
технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
-
разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
-
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
-
прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
-
специальную одежду (халаты, фартуки);
-
контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
-
карточки-схемы проведения эксперимента;
-
индивидуальные дневники экспериментов;
-
правила работы с материалом;
-
индивидуальные дневники.
Список используемой литературы.
-
«Программа образования в детском саду школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори»;
-
«Ребёнок в мире поиска» О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;
-
«Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И.Савенков;
-
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохорова;
-
«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков.