- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях дошкольной образовательной организации»
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях дошкольной образовательной организации»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скворцова И.В. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект « Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях дошкольной образовательной организации»
В развитии ребенка образование и среда играют
большую роль, чем наследственность…
Вопрос в том, какое образование и какая среда
лучше всего развивают потенциальные
способности ребенка.
Массару Ибука
Актуальность проекта.
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому возникает необходимость наполнять среду группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств, для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. Развивающая среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим воздействием. Воспитательно-образовательный процесс формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности, а также в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные условиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступной и безопасная и соответствует возрастным возможностям детей .
Исходя из этого в МБОУ СОШ№ 70 (дошкольные группы) г.Липецка разработан проект «Создание развивающей предметно- пространственной среды в дошкольных группах в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО »
Цель проекта: Разработка развивающей предметно-простанственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-простанственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
развивающей предметно-простанственной среды в ОУ.
Сроки реализации проекта: два года.
Дошкольные группы располагаются на территории школы и входит в её состав. Это создает благоприятные возможности для развития детей, расширяет спектр возможностей по организации воспитательной, образовательной и оздоровительной работы.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды дошкольных групп. Все группы оборудованы групповыми и раздевальными комнатами, в наборе помещений учреждения также имеются: методический кабинет, медицинский блок, музыкальный зал, кабинет педагога-психолога. В дошкольных группах созданы необходимые условия для обеспечения безопасности детей. Территория учреждения огорожена забором, установлена тревожная кнопка для экстренных вызовов, входные двери оборудованы домофонами. В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Раздевалки групп оформлены информационными стендами, выставками детских работ. Развивающая предметная среда каждой группы оборудована с учетом возрастных особенностей детей.
На территории детского сада расположено игровые площадки, на которых имеются: песочницы для игр с песком, веранды с теневым навесом, горки, качели, лесенки для лазания, деревянные домики для игр. Так же на территории детского сада имеется спортивная площадка. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметная среда ОУ оборудована с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако развивающей предметно-простанственная среда не полностью соответствует ФГОС ДО.
Особенности предметно - развивающей среды в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, предметно - развивающая среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
двигательную активность, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Территория детского сада хорошо благоустроена: разбиты цветники, газоны. На территории детского сада расположено игровые площадки, на которых имеются: песочницы для игр с песком, малые формы, веранды с теневым навесом.
Дошкольные группы работают по ООП ДО.
Цели деятельности - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей первостепенное значение имеют следующие задачи:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Педагогический состав:
В ДОУ работает 7 педагогов, из них: с первой квалификационной категорией: 7 человека, ОУ укомплектовано педагогическим персоналом на 100%.
Актуальность проблемы:
В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
2. организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;
3. у педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС;
4. родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ОУ.
Этапы и мероприятия реализации проекта
мероприятия
Подготовительный этап
сентябрь 2014
- май 2015г.г.
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ОУ.
Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.
Защита педагогами проектов организации группового пространства.
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
Анализ материальной базы ОУ для усовершенствования развивающей среды.
Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта.
Разработка плана проекта.
Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
Реализационный этап
июнь 2015 - март 2016г.г.
Проведение педагогического совета на тему: «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Консультации на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном
дошкольном образовательном учреждении»
Разработка анкет для педагогов ОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии с ФГОС.
Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС.
Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.
Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам
построения развивающей предметно-пространственной среды.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.
Декоративное оформление коридоров детского сада: информационные,
познавательно-развивающие стенды, стенды достижений и др.
Оформление территории детского сада.
Заключительный этап
апрель 2016 - декабрь 2016г.г.
Написание и оформление проекта.
Описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды педагогами групп.
Написание протокола педагогического совета «развивающая предметно-
пространственная среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Написание конспектов консультация для педагогов:
«Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей предметно- пространственной среды ОУ в соответствии с требованиями»
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном
дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ОУ».
Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию
развивающей предметно-пространственной среды в ОУ.
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных группах.
Список литературы:
1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция
построения развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993
2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989
3. Закон Российской Федерации « Об образовании»
4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное
звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию
Министерства образования РФ от 17.06.2003
5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-
педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
6. ФГОС ДО
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
8. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие
реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)