• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Доклад на тему: Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности в процессе организации и проведения деловых игр как одно из условий профессиональной подготовки специалистов Дошкольного образования

Доклад на тему: Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности в процессе организации и проведения деловых игр как одно из условий профессиональной подготовки специалистов Дошкольного образования

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности в процессе организации и проведения деловых игр как одно из условий профессиональной подготовки специалистов Дошкольного образования

Конкурентная борьба, характеризующая нынешний рынок труда, определяет высокие требования, предъявляемые к специалистам, диктует преподавателям новые подходы к качеству образования, к использованию наиболее эффективных методов проведения учебных занятий и форм внеучебной деятельности.

Чтобы активизировать познавательную деятельность студентов, помочь им осмыслить теоретический материал и научить их использовать полученные знания в профессиональной деятельности целесообразно использовать разнообразные методы учебной и внеучебной деятельности по предмету. Качество образования во многом зависит от личностно ориентированного подхода, который даёт возможность каждый раз использовать в обучении новые педагогические технологии. Эти технологии активно используются не только на учебных занятиях, но и во внеурочной работе. Наиболее эффективными являются имитационные методы проведения занятий, которые основаны на имитации профессиональной деятельности, а в частности на игровом моделировании. Эти методы используются при изучении тем предметного модуля в ходе профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования.

От будущего специалиста требуется умение разбираться в специфике работы руководителя физического воспитателя, уметь применять полученные знания и умения в педагогической организационной работе детского сада, уметь анализировать состояние здоровья детей, особенности их физического развития и физической подготовленности. Проводить коллективные и индивидуальные формы работы.

Для решения этих задач применяются различные формы работы. Они должны помочь студентам четко ориентироваться в профессиональной информации, хорошо освоить принципиальные положения, обрести «точки опоры», которые не только облегчают усвоение конкретных знаний, но и создают представление о целостности и единстве педагогического процесса.

Одним из средств решения поставленных задач являются деловые игры, которые представляют собой своеобразное связывающее звено учебной и внеучебной деятельности и выступает как дидактическое единство данных форм работы преподавателя по предмету. Деловые игры можно назвать необходимым условием результативности профессиональной подготовки специалистов.

Деловая игра представляет собой модель фрагмента педагогического процесса возможных вариантов взаимодействия участников. Она является способом и средством формирования качеств, умений, навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Игра раскрывает возможности каждого участника, наглядно показывает поведенческие и тактические ошибки, совершаемые в той или иной ситуации вырабатывает наилучшие подходы к решению различных педагогических и организаторских проблем. Это своеобразная проверка того, что студент может предпринять, став самостоятельными специалистом.

Для проведения такой формы занятий, как деловая игра, требуется серьезная подготовка. Преподаватель должен предусмотреть определенные условия:

  • решить в форме учебной или внеучебной деятельности будет проходить игра;

  • как отразится в игре учебный материал;

  • выделить игровые цели и задачи;

  • выработать правила;

  • определить условия активности и самостоятельности участников.

Разрабатывая содержание, следует определить, кто из студентов может наилучшим образом справится с той или иной ролью: организатора, обеспечивающего сам ход проведения игры, рецензента, способного провести его критический анализ, специалиста-профессионала, умеющего качественно осветить возникновение проблемы и ответить на поставленные вопросы. Не должно быть равнодушных, не занятых в игре студентов: все принимают посильное участие.

Если кто-то из студентов не нацелен на серьезную работу, игра не получится, она не даст высоких результатов, на которые рассчитывает педагог.

Поэтому, необходимо заранее подготовить участников игры, используя принцип индивидуального подхода. Чтобы игра была максимально приближена к реальным условиям, необходимо продумать средства наглядности. Все это поможет участникам войти в роль, почувствовать себя в реальности обыгрываемой обстановке, а так же научит разумно пользоваться дополнительной атрибутикой.

Деловая игра в зависимости от содержания может делиться от 1 до 2 академических часов.

Во время игры следует правильно определить место и роль преподавателя. Он направляет и корректирует её ход предоставляя студентам самостоятельность, уровень которой зависит от подготовленности игроков.

Преподаватель должен стремиться развить самостоятельность будущих специалистов, выработать в них уверенность правильности и целесообразности своих поступков именно деловая игра несет в себе организующее начало.

Для игры характерно самонастройка, преобладание самообучение над обучением. Она дает педагогу возможность на учебных занятиях упражнять студентов в умениях педагогического труда, а во внеурочной деятельности моделировать различные варианты педагогического взаимодействия практически выполнять профессиональные нормы и правила поведения, а так же вырабатывать новые решения. В деловой игре нельзя предсказать ситуации, которыми могут столкнуться отдельные ее участники и вся группа в целом. Можно только определить общие правила для играющих, применительно к различным условиям.

В рамках изучения тем предметного модуля деловые игры являются составным элементом учебной и внеучебной деятельности. Они дают возможность студентам видеть то, что не укладывается в рамках раннее усвоенных знаний, взаимосвязывать все методы принятия решения и целостно их воспринимать, извлекать из памяти нужную информацию о проблеме и строить самостоятельно умозаключение.

Деловые игры целесообразно проводить в конце изучения тем «Подвижные игры», «Формы занятий в физическом воспитании». «Формирование навыков ЗОЖ», «Методы обучения физическим упражнениям» и др.

Примерный расчет времени при деловой игре таков:

  • организация игры - 3-5 мин;

  • ход игры - 20-60 мин;

  • обсуждение - 30-40 мин;

  • выводы - 5-10 мин.

Предлагаем возможные варианты деловых игр в курсе изучения тем предметного модуля 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие».

1. Беседа с родителями на тему: «Здоровый ребёнок-счастье семьи».

В игре определяется «руководитель физического воспитания»!, который выступает основным сообщением по заявленной теме. «Воспитатели групп» (4-6человек), которые выступают с небольшими сообщениями. «Медсестра», которая может предложить «родителям» конкретные рекомендации по созданию по гигиенических условий в семье. Остальные участники- «родители». Они выступают по основному сообщению, задают вопросы, высказывают критические замечания, вносят предложения. Игра заканчивается выступлением «руководителя физического воспитания».

2. Родительское собрание на тему: «О привычке к закаливанию».

Из числа участников игры выбираются «заведующая ДОО», «педагог - методист», «медсестра», «руководитель физического воспитания», «воспитателя групп», остальная часть учебной группы студентов - «родители».

«Заведующая ДОО» начинает собрание, представляет участников. В выступлениях «методиста», «медсестры», «воспитателей», «руководителя физического воспитания» с разных сторон освещается проблема закаливания дошкольников, даются конкретные рекомендации, раскрываются современные технологии закаливания, «Родители» делятся опытом своих семейных традиций по закаливанию, задают вопросы, высказывают критические замечания. При подготовке к игре целесообразно продумать средство наглядности: стенд с методической литературой, фотографии детей, показатели детской заболеваемости за определенный период и др. Заканчивает родительское собрание выступление «заведующей ДОО».

3. Консультация для воспитателей подготовительной группы на тему «Готовим детей к школе».

В обыгрывании этой ситуации могут принять участие «руководитель физического воспитания», «медсестра», «методист» и «воспитатели групп». Консультацию может начать «медсестра», которая познакомит «воспитателей» с данными последнего медосмотра, назовёт группы здоровья детей, уровни физического развития и мероприятия, направленные на улучшение здоровья детей. « Руководитель физического воспитания» представит данные по итогам проведенной диагностики уровня физической подготовленности детей. «Методист детского сада» порекомендует методическую литературу, с которой могут познакомиться «воспитатели». В ходе обсуждения «воспитатели» принимают активные участие: задают вопросы, предлагают свои варианты работы с детьми.

4. Телепередача «Растим здоровую смену».

Студенческая группа делится на 3 подгруппы, каждая из которых представляет на «телевидении» свою тему по физическому воспитанию в рамках общей темы. Студенты самостоятельно распределяют роли: родителей, руководителей физического воспитания представляющих разные ДОУ, журналистов, интересующихся проблемами детства, воспитатели детских садов, научные сотрудники по физическому воспитанию детей, остальные студенты-зрители. Ведет передачу «журналист». «По прямому эфиру» поступают вопросы от зрителей, на которые отвечают участники «телепередачи». В такой игре студенты приобретают навыки коллективной деятельности, публичного выступления, учатся находить правильные решения, вести дискуссию.

5. Показательное физкультурное занятие в ДОО.

В игре принимают участие «работники детского сада»: заведующая, методист, руководитель физического воспитания, который будет проводить занятие, воспитатели данной возрастной группы, медсестра. Остальная группа студентов делится на 2 подгруппы: «дети» и студенты «педколледжа». Руководитель физического воспитания» дает показательное занятие «руководитель ДОО» проводит его обсуждение, в котором принимают участие «методист», «воспитатели». «Медсестра» выступает с материалом по данным проведенного медико-педагогического контроля. В ходе обсуждения занятия студенты колледжа анализирует занятие, высказывают критические замечания и пожелания. Во время обсуждения обращается внимание «студентов» на технику выполнения физических упражнений «детьми», на допущенные им ошибки на поведение и манеру вести занятия «руководителя физического воспитания».

В ходе игры обрабатывается технология проведения показательного физкультурного занятия и методика его анализа и самоанализа.

6. Педагогический совет.

Тема может быть предложена и сформулирована самими студентами в соответствии со сроками прохождения тем учебной программы. Определяется председатель из числа играющих, он руководит ходом педсовета, делает выводы, завершает выступления по теме. Выбирается основной докладчик и 2-3 содокладчика по заявленной теме педсовета. Участники задают вопросы, высказывают свою точку зрения, выражают согласие или не согласие.

Заключение.

Хочется заметить, что перенасыщение курса деловыми играми не желательно. Уместно предложить использование в течении одного семестра обыгрывания многих маленьких фрагментов игр на учебных занятиях, готовясь к главной игре, которую можно провести во внеурочной деятельности. Сама же деловая игра, в полном объеме, может быть проведена не более 1-2 раз.

Подходы к организации деловых игр могут быть различными, но цель у них одна - служить профессиональной подготовке будущих специалистов.



© 2010-2022