Структура портфолио дошкольника в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура портфолио дошкольника 4-7 лет в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Рекомендации по составлению.

Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 4-7 лет - это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития.
Критерии переработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.
Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
- социально-личностное развитие,
- познавательно-речевое развитие,
- физическое развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания "Какой Я", приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем.
Портфолио пригодится родителям и педагогам, а самое главное - самим малышам!
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.

Каким будет портфолио?

Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Титульный лист

Титульный лист для детского портфолио - это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, у воспитателей или ваших друзей уже складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио.
Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает или учится. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.
Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

- Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу. - Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию) - Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева) - Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях) - Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях) - Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)

Раздел 2 - «Мои любимые занятия и игры»

- Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т.д.)

- Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх, которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):

- Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку) - Я люблю заниматься (перечислить занятия, которые нравятся ребенку: читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.) - Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)

Раздел 2 - «Мои праздники»
В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений, фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.

- 4-ый День рождения - 5-ый День рождения - 6-ой День рождения

Раздел 4 - «Я расту» Этот раздел может включать рубрики:

«Динамика физического развития»
В данном разделе отражаются данные антропометрических измерений. Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни.
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.

1. Показатели физического развития

4 года

5 лет

6 лет

Рост, см

Вес, кг

2. Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его рождения и смотреть каждый год как она выросла)

«Динамика общего развития»
(социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие).

- Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания малыша) - Я знаю буквы - Я читаю в 4, 5 лет - Я умею считать в 4, 5 лет - Моя любимая песенка - Мое любимое стихотворение - Я играю на музыкальных инструментах - Я танцую - Мир вокруг меня - Мир внутри меня

«Творческое развитие»

(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)

- рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.) - лепка (пластилин, глина, скульптурная масса) - аппликация
- конструирование - фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках) - театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)

«Мои рекорды»

Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много получают дети в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями.
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке. Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр. Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.


Раздел 5 - «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии. - Мои путешествия - Мои открытия

- Мои экскурсии - Впечатления о посещении театров, выставок

Раздел 5- «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме) - Воспитателей - Родителей - Педагогов дополнительного образования Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем, как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио

1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.

2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио.

7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ребенка, т.к. именно успех - наилучший стимул для дальнейшего развития.

© 2010-2022