- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Выступление на секционном заседании Августовской педагогической конференции «Особенности организации работы по обучению татарскому языку в ДОУ»
Выступление на секционном заседании Августовской педагогической конференции «Особенности организации работы по обучению татарскому языку в ДОУ»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гиззатуллина Э.Д. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8» города Агрыз Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
Выступление на секционном заседании
Августовской педагогической конференции
«Особенности организации работы по обучению татарскому языку в ДОУ»
Подготовила и выступила:
воспитатель по обучению детей
татарскому языку
Гиззатуллина Э.Д.
г. Агрыз
август 2014 год.
Каждый ребенок должен продвигаться вперед
своим темпом и с постоянным успехом!
Г.М.Алиуллин
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
В условиях новой языковой ситуации в Республике Татарстан формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками как средством общения - веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учебы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явление языка.
Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Детям младшего возраста все интересно, их можно вовлечь в любую игру, заинтересовать, показав обычную куклу или плюшевую мишку. Важно, чтобы дети изучали, знали и уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.
Обучение детей татарскому языку в детском саду - одно из самых сложных методических задач. Обучая дошкольников татарскому языку важно: во-первых, воспитывать у них любовь к родному краю, природе и бережное отношение к ней; во-вторых, вызвать интерес к историческому прошлому города, республики, страны, а также воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему малой родины, познакомить с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
Чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила татарского языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями, творческая группа педагогов, под руководством Зариповой Зифы Мирхатовны разработала учебно-методический комплекс по обучению русскоязычных детей татарскому языку в детском саду. Уже третий год мы, воспитатели по обучению татарского языка ДОУ №8 приняли за основу своей деятельности данный учебно-методический комплекс и постарались внедрить его в работу с детьми, используя новые наглядные пособия, игровые ситуации и информационно- коммуникативные технологии.
В целом методика обучения татарскому языку построена на принципах игры, сказки, воображения, фантазии, сравнения, соединения действия со словом, многократного повторения и обыгрывания всех изучаемых моментов.
Вся работа 2013-2014 году проводилась в трёх направлениях:
-
Обучение детей татарскому языку.
-
Работа по взаимодействию с педагогами ДОУ.
-
Работа с родителями воспитанников.
Согласно методическому пособию «Говорим по-татарски» рекомендованному Министерством образования и науки РТ в средних, старших и подготовительных группах по 3 раза в неделю проводились занятия по татарскому языку, на которых мы учили дошкольников понимать речь педагога на татарском языке, как в организационных моментах, так и в ходе объяснения материла, усваивать лексику татарского языка; знакомили детей с построением элементарных грамматических конструкций; разучивали национальные песни, стихи и игры на татарском языке.
В кабинете имеется наглядный материал для ознакомления детей с окружающим миром. Дети, играя в пальчиковые игры с сопровождением текста, отлично усваивают слова, свободно применяя их в других играх такого же характера, материал по работе над диалогической речью, по ознакомлению с окружающим миром. Особый колорит, национальную окраску изучению татарского языка придает современный детский фольклор. С этой целью используем детскую хрестоматию «На поляне детства», который рекомендован Министерством образования и науки Республики Татарстан.
Еженедельно для детей средних, старших и подготовительных групп были организованы просмотры мультфильмов на татарском языке.
В целях приобщения детей к национальной культуре и традициям татарского народа в апреле был организован большой национальный праздник Навруз для воспитанников средних, старших и подготовительных групп и их родителей. Мероприятия вызвало у детей эмоционально-положительное отношение к праздникам и стремление к активному участию в них.
Сабантуй является одним из старейших народных праздников. Это праздник труда и мастерства. Его любят взрослые и дети. Зрелищное, самобытное и яркое мероприятие прошло у нас в начале июня. Мальчишки и девчонки показали свою удаль, силу и ловкость. Дети получили не только заряд бодрости, хорошее настроение, но и багаж знаний в рамках национальных татарских традиций.
Игра занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. В игре малыш совершает первые открытия, усваивает те знания и умения, которые ему необходимы. Играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. В игре воспитывается отношение к людям, их поступкам. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение на долгое время. Поэтому обучение родному языку в 1 и 2 младших группах проводилось в форме игры, по 3 раза в неделю в рамках режима дня. Внесение игрушек и персонажей кукольного театра вызывали у детей положительный эмоциональный отклик, доброжелательность, способствовали привитию элементарных правил культурного поведения (малыши научились здороваться и прощаться на татарском языке). А к концу года они активно участвовали в играх, подпевали детские татарские песни.
Вторым направлением нашей деятельности является работа по взаимодействию с педагогами ДОУ. Для них были организованы и проведены серия семинаров- практикумов по разучиванию слов, фраз на татарском языке, пальчиковых игр и национальных песен.
В течение года мы тесно сотрудничали с семьями воспитанников. Ежедневно в родительском уголке в рубрике «Чем занимались?» мы размещали информацию о материале, пройденном на занятии, в рубрике «Учите с нами» - тексты стихов и песен для закрепления. Вывешивали приглашения родителям воспитанников для посещения НОД. Для воспитанников средних, старших и подготовительных групп и их родителей был проведен праздник «Навруз», организован семинар-практикум на тему «Говорим по-татарски», на котором мы познакомили родителей с новым учебно-методическим комплексом, показали фрагменты НОД с детьми по данному комплексу.
Анкетирование, проведённое в конце учебного года, показало, что родители воспитанников удовлетворены нашей работой, высоко оценив проводимые нами мероприятия.
После того, как мы стали использовать в работе новую программу «Говорим по-татарски» было отмечено, что у детей повысился интерес к изучению татарского языка, увеличилась продуктивность запоминания, а игровая форма подачи информации снизила эмоциональную напряженность и вселила в детей успех. Играя в различные игры, знакомясь с родным краем, городом, его достопримечательностями, а также благодаря участию в национальных праздниках, у детей воспитывается устойчивый интерес к языку, культуре, традициям татарского народа, его быту и праздникам.
На новый 2014-2015 учебный год мы ставим перед собой следующие цели работы:
-
продолжать учить детей понимать татарский язык;
-
закреплять изученные детьми татарские слова в виде диалогов;
-
повысить уровень знаний татарского языка у детей и русскоязычных педагогов;
-
продолжать тесное сотрудничество с родителями воспитанников.