Наблюдение и анализ занятия по развитию коммуникативной культуры детей дошкольного возраста (подготовительной группы)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наблюдение и анализ занятия по развитию коммуникативной культуры детей дошкольного возраста(подготовительной группы).

МКДОУ д/с №7 «Сказка»,подготовительная группа.

Дата наблюдения: 12 марта 2015г

Количество присутствующих детей: 24

Название занятия: «Знакомство с праздником Масленица»

Занятие проводилось в четверг, первое, длительность 30 минут.

Цели:

1. Познакомить детей с христианским праздником Масленица.

2. Пробуждать в детях желание участвовать в празднике.

3. Формировать умение передавать праздничное настроение через потешки, частушки, заклички, поговорки о Масленице.

4. Совершенствовать речевое дыхание и дикцию с помощью скороворки.

5. Пополнять словарный запас детей народными словами и выражениями: крынка, лакомка, мечи.

6. Учить проявлять организованность, выражать интерес и активно участвовать в совместных играх.

7. Закрепить последовательность дней недели.

8. Воспитывать желание проявлять доброту, чуткое отношение к старшим.

9. Развивать мелкую моторику; обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с соленым тестом; воспитывать у детей интерес к творчеству.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.

Материал к занятию: Карусель с лентами, платочки, шапочка кота, крынка, чучело Масленицы, корзина с угощением, соленое тесто.

Ход занятия.

Воспитатель в русском костюме заходит с приветствием:

Слава дому сему

Слава саду вашему

Мира, счастья вам желаю

И хозяев восхваляю!

Много лет, здоровья вам:

И большим и малышам.

- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Скоро Масленица к нам придёт. А что это за праздник вы знаете?

Дети: да.

- Вот и пришла я к вам, чтобы поведать вам об этом разудалом празднике и порадовать игрой весёлой.

Мы сегодня позабавимся,

На весёлой карусели покатаемся!

- Хотите покататься на весёлой карусели? А чтобы она ещё наряднее стала, мы её ленточками украсим. Но ленточки не простые… Сколько дней в неделе, столько и ленточек. Что ни ленточка - то денёчек, то забавушка. И неделя эта непростая, а масленая. Чем дружнее поработаем , тем скорее повеселимся.

- С давних времён Масленица - самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Масленица приходит с блинами да с пирогами, с играми да с забавами. Все радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование начиналось по строго расписанному порядку.

- Итак, начинается Масленица в понедельник - первый день недели - «Встреча Масленицы».

Вносят чучело Масленицы.

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

- Дети, поздоровайтесь с Масленицей, повторяйте за мной слова.

Масленица - кривошейка,

Встретим мы тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

Воспитатель поёт в сопровождении баяна:

Как на масляной неделе. Как на масленой неделе

Со стола блины летели. Из печи блины летели.

И сыр, и творог - Весело было нам,

Всё летело под порог. Весело было нам!

Привязываем вместе с детьми ленту к карусели.

- Второй день - вторник, звался «Заигрыши». В этот день начинали собираться игрища да потехи. Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки». (Показываю детям крынку и объясняю её назначение)

- В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.

Считалка: Шёл котик через мост:

Вот и лапы, вот и хвост.

Вот глаза, а вот и грудь,

Выходи, водящим будь!

На выбранного котика одеваем шапочку.

- Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это - кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.

- Третий день - среда «Лакомка».

- Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся.

- О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).

- Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.

- Четвёртый день - «Широкий четверг», «Широкая масленица». В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера. Воспитатель поёт частушки:

1. Эй, девчонки - хохотушки, 2. Возле речки, возле быстрой

Запевайте-ка частушки, Все фиалочки растут.

Запевайте поскорей, Без частушек прожить можно,

Чтоб порадовать гостей! Да чего - то не живут.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и пропеть знакомые частушки.

- В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее - правильно.

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

- Слово «мечи» - значит бросать метко. Кто лучше скажет , тот и привяжет ленту к карусели.

- Пятница - «Тёщины вечеринки».

- Суббота - «Золовкины посиделки» (воспитатель сама привязывает ленту к карусели).

- В эти дни звали к себе в гости и угощали всякими вкусностяи.

- А в воскресенье - «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш родимый край!

- Давайте вместе позовём весну закличкой.

Привязываем последнюю ленту.

- Давайте- ка прощаться, за последнюю игру приниматься.

Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении карусели.

Игра «Карусель»

Еле - еле - еле - еле

Завертелись карусели

А потом кругом - кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать свои маленькие солнышки, чтобы наша весна тоже поскорее прогнала зиму и пришла к нам с весенней капелью, птичьими песнями, радостным настроением.

Перед вами солёное тесто. Сначала его нужно разделить на две части. Из первой мы будем делать солнечный круг, а из второй лучики.

Возьмем один кусок теста, разомнем его и скатаем шарик, затем возьмем скалку и раскатаем шарик в лепешку. Потом возьмем круглую форму, приложим ее сверху на лепешку и надавим, удалим излишки теста и аккуратно уберем форму. У нас получится ровный круг. Возьмем второй кусок теста, отделяем от него одинаковые кусочки и катаем колбаски- это солнечные лучи. Далее мы соединим лучи с нашим солнцем, плотно прижимая их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма.

На ваших тарелочках лежит гречневая крупа, вдавите ее в тесто где должны быть глазки и носик, только аккуратно, ротик прорисуем стекой. Если всё понятно приступаем к работе.

Воспитатель: Ну вот наши солнышки и готовы, осталось и просушить, и поздравить наших родных с праздником

Воспитатель всех благодарит и предлагает приниматься за угощенье от Масленицы.

2.Анализ занятия по развитию коммуникативной культуры детей подготовительной группы.

Перед занятием была проведена влажная уборка, проветрена групповая комната, дети надели облегченную спортивную одежду. Размер мебели соответствовал ростовым показателем детей, освещение естественное, учитывались индивидуальные особенности детей при рассаживании, более возбудимых детей рассаживали на первые ряды, ближе к себе. В занятии участвовали вся группа детей. В занятии были представлены наглядные пособия, которые во время проведения его демонстрировались воспитателем так, что видно было каждому ребенку и каждому были они доступны(мог подержать, посмотреть). В начале занятия был сюрпризный момент, когда воспитатель пришла одетая в русский костюм, приглашая всех детей подойти к себе. Детям было доступна, понятна тема занятия. Воспитатель использовала наглядные приемы: показ, образец, применяла игровые методы. В процессе занятия детям давались новые знания, умения и навыки, в ходе этого осуществлялись воспитательные задачи. Работа велась со всем коллективом детей, так же был индивидуальный подход к детям. Воспитатель направляла внимание детей на выполнение работы, формировала самостоятельность у детей, целеустремленность, активизировала речь детей, уделяла внимание отвлекающимся детям. Детям были понятны задания и план их выполнения. В основном внимание у детей было устойчивое, дети с радостью, самостоятельно выполняли работу. На протяжении всего занятия дети внимательно слушали, отвечали на все вопросы, проявляли сообразительность, отвечали по очереди, уважительно относились к ответам товарищей. Занятие проводилось в четверг, оно было первым, длительностью 30 минут.



© 2010-2022