Сценарий праздника «Тун Пайрам»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

v

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение города Абакана

«Центр развития ребёнка -

детский сад «Мечта»







Сценарий праздника

«Тун Пайрам»

















Составили: 1 воспитатель I кв. к. Лайсле Алевтина Аполоновна

2 воспитатель Сафьянова Надежда Григорьевна

2014 г.

г. Абакан

Под музыку А. Саможикова, сл. В. Таторовой «Чыл Пазы» дети и ведущие в зал.

Ведущий 1: Изеннер аарлыг аргыстар! Олганнар!

Ведущий 2: Здравствуйте, гости дорогие! Ребята!

В 1: Где гор высокая стена

Застилает неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречалась я

И начала с ним разговор.

Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот,

Где всего прекрасней на земле?

И какой понравился народ?

В 2: Каждый на земле хорош - ответило Солнце,

Не могу обидеть никого

Но где ты родился и живешь,

Там дружок прекраснее всего.

В 1: Спасибо, Солнышко! Ребята, а наш край Хакасия. Здесь мы родились и живём. Это наша Родина. И дом, и детский сад, и река Абакан, и горы Саяны.

Дети читают стихи.

1 р. Я люблю мою Хакасию,

Край лесов, полей и рек.

Новостройками украсили

Мы в наши дни её простор.

Здесь пушнина есть и золото,

Здесь и мрамор, и гранит.

Всю таблицу Менделеева

Земля хакасская хранит.

На земном на круглом шаре я

Лучше места не найду.

Ведь сибирскою Швейцарией

Не зря Хакасию зовут.

2 р. Снежные Саяны. Горные хребты.

Словно великаны вниз глядите вы.

И всегда одеты пеленой снегов.

И покрыты шапкой дымных облаков.

И века стоите гордо над землей

И людей плените дикою красой.

3 р. Хакасия! Край мой! Родные просторы!

Вы мне улыбаетесь морем огней.

Широкие степи, высокие горы,

Навеки в душе сохранятся моей.

Песня «Тыч-тач» (Капель)

В 2: Необозримые степи, горные реки, древние курганы дикой красоты, таёжные дали - всё это Хакасия. Здесь живет древний народ со своими мудрыми традициями и обрядами. Главным праздником по хакасскому календарю является Чыл Пазы - встреча нового года, который отмечают 22 марта.

В 1: Хакасы верили, что в холодные зимние дни на земле царит Смерть природы, что её покидают на это время Божества Земли. На долгожданной заре весеннего равноденствия с лучами солнца люди встречают возвращающихся Богов столом уважения, почитания и паром дымящегося свежего мяса.

Песня «Часхы килдi» (Весна пришла)

В 2: Начнём наш праздник! Обряд благодарения Солнца.

Слышится музыка хакасского музыкального инструмента пыргы, возвещая о начале.

Появляется Благословитель в сопровождении 7 девочек и 9 мальчиков. Девочки справа, мальчики слева, Благословитель в центре.

Благословитель подходит к солнцу, протягивая блюдо с мясом, говорит:

Ради жизни на Земле!

Чтоб она не прекращалась.

И жилища ради,

Чтоб не разрушалось!

Встречаем Солнце как встречали предки!

Идет ритуал поклонения Солнцу.

Танец с лентами.

В 1: В этот день хакасы благодарили богиню Огня, дарующую тепло и пищу.

Первый чистый костер. Огонь кормили чаем с молоком и мясом.

Благословитель (окропляя небеса подходит к Огню, кормит Его мясом и говорит заклинание.

О, Мать наша, Богиня Огня!

Ты охраняла нас всю зиму,

Берегла нас от стужи

Благодарим тебя,

Покланяемся тебе!

Девочки, окропляя Огонь, обходят три раза следом, раздувая Огонь еловыми ветками, идут мальчики, после все участники.

Танец со свечами.

В 2: А сейчас все очистимся от всякой скверны зла, завязывая узлы на чёрной чаламе (ленточке); после их (черные чалама) сжигают на втором очистительном костре.

Танец злых духов исполняют мальчики в черных костюмах, которые после сжигания черных ленточек убегают.

В 1: Прошлые, настоящие и будущие болезни, несчастья, грехи сгорели в очистительном костре.

Идет ритуал сожжения грехов.

В 2: О, Мать Огонь! Очисти нас от скверны зла, грехов, чтоб мы не лгали, не завидовали, не болели.

Два ведущих богородской травой окуривают зал, участников.

После проходит ритуал почитания Березы.

В 1: В этот день люди просят у Богов любви, удачи, урожая, здоровья, благополучия и завязывают цветные чалама к березе.

В 2: Кто знает, почему именно березе?

Учеными доказано, что всего 2 дерева выделяют положительную энергию для людей - это дуб и береза.

Выходят 4 девочки с лентами:

  1. ая белый цвет - цвет чистоты

  2. ая синий - цвет неба и мира

  3. ая красный - цвет огня и солнца

  4. ая зеленый - цвет леса и травы.

Идет ритуал почитания Березы (дети привязывают цветные ленточки к березе).

В 1: Ребята, вот такие чалама с родителями повяжите на березу в лесу, чтоб не было в мире обмана, чтобы трава росла, птицы пели, деревья зеленели, чтоб никто на свете не страдал, не болел.

В 2: Люди, ребята, дарите всем улыбки, радуйте близких, помогайте старшим.

Хоровод «Во поле береза стояла».

Стол почитания.

В 1: Золотой стол ставим небу, солнцу, природе.

В 2: Гостям нашим, соседям, друзьям.

Воспитатели исполняют песню.

В 1 и В 2 ведут гостей к столу почитания. Все пробуют национальные блюда.

В 1: Мы свершили!

Встретили Чыл Пазы!

Пусть бегут ручьи с приходом солнца и весны.

Оживают Тасхылы, распускаются листья.

Исполняется песня «Чыл Пазы».

В 2: Заиграй чатхан!

Разлетайтесь звуки по степи!

Посмотрите! Полюбуйтесь, как поют и танцуют в Хакасии.

Детский концерт.

  1. Песня «Весна»

  2. Стих «Гимн Хакасии»

  3. Песня «Хакасский РЭП»

  4. Танец с цветами

  5. Хоровод «Бояре»

На спорт площадке организуются игры-состязания.

  1. «Аба и токпес»

  2. «Орын пылазах»

  3. «Хур талазах»

Игры см. в приложении 1.

Хакасские национальные блюда см. в приложении 2.



Приложение 1.

АБА ТОКПЕС (ЧЫЛГЫ ПУУР)

При игре «аба токпес» (медвежий пень) все ребята выстраиваются по одному в ряд. Каждый держится за задний подол предыдущего. Первой стоит матка. Перед ней находится медведь (волк). Обычно изображающий медведя одевает навыворот шубу. Сначала медведь спрашивает у матки:

«Отдашь ли своего плешивого ребенка?» «Нет, не отдам» - отвечает матка. Тогда медведь набрасывается на задних игроков и пытается их схватить. Передний игрок защищает ребят, стоящих в хвосте. Если медведь сумеет схватить заднего и оторвать от подола, то он его забирает. Медведь выигрывает в том случае, когда им «съедены» все дети.

ОРЫН ПЫЛАЗАХ

Хакасская игра «орын пылазах» (занятие места) требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, казавшийся без пары обходил круг по солнцу и внезапно ударял кого-нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо обежать круг (водящий по солнцу, а получивший удар - в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперед добежать тот остается без места и продолжает водить.

ХУР ТАЛАЗАХ

Участники игры «хур талазах» (нахождение кушака) образуют круг. В центр выводят водящего. По команде он закрывал глаза. Затем его слегка ударяли кушаком (хур), который прятался за спину и передавался друг другу. Водящий должен отгадать, во-первых, у кого за спиной кушак, во- вторых, по виду определить чей кушак и, в-третьих, кто одарил. Если он не сумел отгадать, то ему задавали следующий вопрос: «сiлердiн чирiнерде хайди полча? - адай полып улупча, кукерис полып хыйгылапча?» - «У вас как себя ведут? Став собакой воют или став петухом кукарекают?» После этого проигравший должен выбрать себе наказание.

Он или воет по-собачьи, или кукарекает.

МЕЛЕЙ ТАСТАЗАХ

По воскресеньям молодежь собиралась у кого-нибудь в доме. Пили чай, играли на музыкальных инструментах. Затем все садились в круг играть в «мелей тастазах» (подкидывание рукавицы). В центр круга сначала заходила молодая хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы. Затем она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было ее поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен ее перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук), то садится вместо него в круг, а последний выходит на середину и игра продолжается.

ХАЗЫХ ТАБЫЗАХ (ПУРБА САЛЫЗАХ)

Все участники игры «хазых табызах» (нахождение альчика) садятся в тесный круг на колени. Выбирается водящий (табачы), которого выводят в середину круга. В руках играющих находится альчик или колечко, которые передаются под коленями друг другу. Руки участников игры все время двигаются. По команде передача прекращается. Водящий должен обнаружить у кого находится альчик (колечко). Если он отгадает, то меняется местами с неудачником. Если же нет, то в качестве штрафа проигравший, должен каждому игроку пропеть тахпах (песню), двигаясь по кругу.

ПАГ ТУДЫЗАХ (ПАГЛЫГ САХТАГЦЫ)

Участники игры «паг тудызах» (держание веревки) становятся в круг, держа перед собой веревку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих веревку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя отпускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры - веревка должна держаться на уровне пояса. Если водящий заденет по правой руке игрока, или игрок, соскочив, отпустит левую руку с веревкой, то они меняются местами.

КОЗЛЯТА И ВОЛК

Играющие выбирают "козу", "козла", "волка", остальные - козлята. На земле проводят линию/2/ 10-15 м. одна от другой. Место между линиями "полянка", а места с двух сторон - "лес".

В одной из них находятся "козлята", а: "коза" и "козел" охраняют их, чтобы не выбегали на полянку. "Поляна" - место для волка.

"Коза и козел" загоняют козлят в лес, подталкивая "рогами". Козлята играют, резвятся, выбегают на поляну, а там - волк.

Спасаются только те, которым удается перебежать в соседний лес. "Волк" ловит только на поляне, в лес не заходит, а "коза" и "козел" наоборот не выходят на поляну. Пойманные "козлята" выходят из игры и сидят там, где укажет "волк".

МЕДВЕДЬ И ПЕНЬ

Выбирается водящий и "медведь", остальные "пни". На земле условно очерчивается круг, длина 3-4 м. "Пни" садятся лицом к центру круга беспорядочно, оставляя проходы между собой. Водящий и "медведь" стоят в проходах недалеко друг от друга. По сигналу воспитателя, водящий движется между пнями, слегка задевая их "макушки" (верхние части голов) и напевает песенку: "Чабы, чабы медведь и пень". Следом крадется "медведь", чтобы поймать, запятнать его. Если поймает, оба сделаются "пнями" и сядут, вместо них выбирают других.

© 2010-2022