- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Игра - школа социальных отношений детей дошкольного возраста
Игра - школа социальных отношений детей дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воропай Л.С. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Игра - школа социальных отношений детей дошкольного возраста
Творческая игра детей дошкольного возраста - первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а
реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнения роли и т.д.
Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки и оставляют глубокий след в сознании ребенка, способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений. Игра помагает ребенку преодолеть свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в навыках нравственного поведения. А.В. Запорожец отмечал, что детская игра -"это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формулируются общественные качества и моральное сознание детской личности " [1, 137] .
В игре формулируются и проявляются такие волевые качества как целенаправленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей, умение подавлять свои эгоистические желания.
Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе: это обмен игрушками, радость и сопереживание одного ребенка или группы детей за успехи других, готовность подчиниться товарищу. Но следует помнить и о том, что в игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость.
Д.Б. Эльконин рассматривал сюжетно - ролевые игры как своего рода "моделирование социальных отношений", то есть воспроизведение их в доступной для ребенка форме, через игру ребенок вживается в моделируемые отношения, развиваются мотивы его поведения [3,27].
Особая роль совместных игр, по мнению Е.И. Щербаковой, заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих (коллективных) интересов: дети учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, заботиться о товарищах,
помогать им. А игровые интересы имеют особо важное значение в развитии детей дошкольного возраста, поскольку для этого периода детства игра является главным содержанием их жизни и все психические процессы и качества личности эффективнее всего развиваются в игре [2,16].
В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым ребенком роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность и верность долгу, выдержку и терпение, мужество и великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах. Выражение общественного мнения группой детей, влекущее за собой иногда и исключение из игры, заставляет ребенка переосмысливать и изменять свое отношение к коллективу, создает у детей опыт ответственности за общее дело, сплачивает детский коллектив.
Под влиянием критических оценок партнеров по игре у детей формируется критическая самооценка, происходит осознание хороших и плохих качеств сверстника, становление основ жизненной позиции ребенка.
Результаты проведенных психологических и педагогических исследований (Н.И. Менджерицкая [1928], Р.И. Жуковская [1975], А.П. Усова [1964], Д.В. Эльконин [1978], А.Н. Леонтьев[1972] и др.) свидетельствуют о том, что в игровой деятельности заложены большие возможности для формирования коллективистских черт у детей дошкольного возраста. Игра больше, чем какая -либо другая деятельность, требует от ребенка проявления определенных нравственных качеств.
Для того, чтобы игра проходила успешно, ребенок должен обладать определенным кругом умений, которые были охарактеризованы А.П. Усовой как качества "общественности"[4]. К этим умениям она отнесла умение действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми, умение найти свое место среди
играющих, проявить инициативу и убедить других, чтобы они ее приняли, проявлять внимание к сверстникам, умение не только оказывать влияние на других детей, организуя их, но и подчиняться справедливым требованиям сверстников, считаться с их мнением.
В игре дети влияют друг на друга, сталкиваются с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстника. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам останется в проигрыше. Отношения по поводу игры выступают в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учиться быть человеком.
Отношения детей вступивших в игру, непросты. Двойственность игрового взаимодействия между дошкольниками, вытекающая и из сочетания взятой на себя роли, и из особенностей личности ребенка, особенно ярко проявляются в характере взаимоотношений, возникающих между играющими детьми. Коломинский И.Л. [5] выделяет несколько типов взаимоотношений, различных по своему происхождению и функциям. Прежде всего, это относительно стабильные межличностные отношения, возникшие до начала игры. На их фоне возникают и развертываются сюжетно - ролевые отношения, обусловленные сюжетом и содержанием игры: дети в своих действиях и высказываниях воплощают свои представления о содержании и характере взаимоотношений изображаемых персонажей.
В результате такого взаимодействия появляется и третий план отношений -организационные отношения по поводу игры, при наличии которых дети -
персонажи на мгновение «выходят» из роли и осуществляют контроль за действиями других участников игры. [5,55].
Среди детей старшего дошкольного возраста обычно уже выявляются те, которые могут придумывать и организовывать игры, руководить распределением ролей, подсказывать другим детям нужные для игры действия. Это лидеры. Они же, как правило, выполняют главные роли, хотя могут и уступить, дать другому ребенку ту роль, которую он сам хочет взять. Но при этом они все равно в действительности руководят всем ходом игры.
В дошкольном возрасте качества лидера только развиваются. Лидером в игре может стать ребенок, пользующихся в группе наибольшей популярностью, любовью, отличающийся умением договориться со сверстниками, учесть их желания, удалить возможные недоразумения. Но лидером может стать и агрессивный, более сильный ребенок, стремящийся командовать, распоряжаться, прибегая к физической силе. Это агрессивный лидер.
В детских группах уже существует определенная иерархия отношений. В ней есть лидер, основная масса активных, хорошо принимаемых друг другом детей. Однако, во многих группах уже есть и так называемые "непринятые" отвергаемые дети. Это происходит по многим причинам, которые выступают как значимые для детской группы. Сюда относятся прежде всего следующие.
Постоянный неопрятный вид ребенка вызывает у сверстников брезгливое отношение. Ребенок, отстающий в сообразительности, плохо владеющий нужными для игры действиями, отличающийся медлительностью так же вызывает раздражение сверстников. Капризули, плаксы, задиры, те, кто не в состоянии доиграть до естественного конца сюжета, становятся "непринятыми". Они - источник конфликтов и напряжений. Они - источник эмоционального дискомфорта.
Игровые отношения - суровые отношения правил. Только опрятный, смышленый, хороший ребенок не будет раздражать других детей, он будет нравиться и будет ими принят.
Для воспитателя таится много проблем в содержании межличностных отношений детей. От души и таланта воспитателя зависит, будут ли дети способны к сопереживанию, состраданию и великодушию или непосредственно возникающее неудовольствие по поводу сверстника станет нетерпимостью, негативной чертой личности. Ведь в игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формулируется детский коллектив.
Таким образом, предпосылками формирования положительных взаимоотношений являются развитие игровой деятельности, воспитание общественной мотивации, интересов, чувств, навыков и привычек поведения детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы
-
Запорожец А.В. Избранные психологические труды -М., 1986, - Т1
-
Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. -М.: Просвещение, 1984
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978
-
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976
-
Колошинская Я.А. Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. -М.: Просвещение, 1988