ЗВУК Ш И Щ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Звук «Ш» и буква «Ш»

Задачи. Учить детей проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Учить соотносить 3-х - 4-х звуковые слова с заданной схемой.

Ход. (Ставится пластинка так, чтобы шипела).

Ребята! Кто что слышит? Что это шипит? Подойдите, скорее найдите, что это. А кто или что еще издает такой звук? (душ, змея, шарик, который сдувается и т.д.).

А вы можете мне назвать слова, в которых звук «Ш» слышится в начале слова, в середине и в конце? Молодцы, ребята!

А что это за загадка к нам ползет и шепчет?

Я спешу, спешу, спешу,

Домик свой с собой ношу.

Никогда его не брошу,

Потому что он хороший. (Улитка)

Отгадали, кто это? Правильно, улитка. А что это за букву она принесла? И почему именно ее? Да, мы сегодня будем играть с буквой «Ш» и звуком «Ш». Ну-ка, попробуйте спеть ее песенку:

  1. громко, как вода в кране;

  2. тихо, как змея.

Это гласный или согласный звук? Почему? Давайте поиграем в старших и младших братиков и откроем один секрет.

Игра (Л-Ль, М-Мъ, З-Зъ, Р-Ръ, Ш-...)

А вот вам и секрет - у звука Ш младшего братика нет, он всегда твердый и всегда один.

Тише, тише, мне что-то улитка хочет сказать. Ах, какая веселая улитка! Она, оказывается, очень любит играть и принесла нам полный домик загадок и игр. Сейчас мы посмотрим.

А вот и первая игра: нам улитка предлагает превратиться в котят.

Физминутка:

Тише, мыши,

Кот на крыше,

А котята Еще выше.

Кот пошел за молоком,

А котята - кувырком!

Кот пришел без молока,

А котята - «ха-ха-ха»! Тише, тише, тише, тише.(ходят по кругу друг за другом) (ставят руки, как ушки) (присели)

(подпрыгнули)

(идут в центр круга)

(кружатся из центра)

(по кругу разводят руки) (хохочут)

(говорят шепотом и садятся)

Ой, ребята, посмотрите, а улитка-то приползла не одна. Она с собой деток привезла. И все они хотят с вами поиграть! А зовут их, знаете как? У каждой в имени есть звук «Ш». Угадайте, как их зовут (Маша, Саша, Миша, Даша или Наташа).

Маша хочет поиграть с вами в игру «Доскажи словечко»:

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек Никому не нужно...(шишек)

Я рубашку сшила мишке,

А теперь сошью...(штанишки)

Хлоп - и конфета стреляет, как... (пушка)

Каждому ясно: это - ...(хлопушка)

Я осла узнаю сам По его большим...(ушам)

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая... (сушки)

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко Вам нашепчет сон...(подушка)

А у Миши - игра с картинками. Он говорит, что в его игре «слово потерялось». Найдите его: «Зимой без одного замерзнуть можно, а без другого не будет веселой игры».

Проводится дидактическая игра «Составь слово».

Первое слово - ШАР (детям раздаются карточки с картинками). На первой карточке изображена шишка, на второй - автобус, на третьей - радуга. По очереди дети выходят к фланелеграфу и загадывают про свою картинку. Дети отгадывают, кто это или что это. Другой ребенок находит букву, с которой начинается это слово и прикрепляет под картинкой. Например: «Она может висеть высоко, а может и низко, если упадет и ударит по лбу будет больно, а если упадет на землю, то на следующий год вырастет другое молоденькое деревце».

На подставке стоит закрытая большая картинка с загаданным первым предметом.

Улитка Миша сразу уточняет, что в этом слове - три звука. Надо найти для него соответствующий «домик».

Ш

А

Р

ШИШКА

АВТОБУС

РАДУГА





Сколько звуков в слове? Сколько квартирок в домике? Читаем слово, которое получилось. Открываем картинку, сверяем.

Будем еще играть? Аналогично проводится игра с картинкой с изображением шубы.

А улитка Саша хочет поиграть с вами в игру «Фотографы».

Нужно быстро пройти по группе и «сфотографировать» те предметы, в названии которых есть буква «Ш». И по звонку колокольчика (окончание работы) принести фотографии этих предметов (назвать их).

(Воспитатель заранее расставляет по группе предметы, например, швабру, шкаф, шуруп, штору, окошко, пшеницу, карандаши, шлепанцы, чашку, Чебурашку, штаны, шапку и т.д.).

Молодцы, ребята!

Посмотрите, улитка Наташа что-то загрустила. Говорит, что ребята, наверное, наигрались и с ней играть не захотят. Мне так ее жалко. А вам? Успокоим ее? Поиграем с ней? Вот какую игру она принесла для вас. Слушайте внимательно сказку и запоминайте слова со звуком «Ш».

«Как Мыша шалил» (Г. Юдин)

Мышонок Мыша был страшным шалуном.

Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои шлепанцы, штаны, шарф, шляпу. А их нигде нет.

  • Мыша, где мои вещи?! - грозно спрашивает папа.

  • Я их съел...нечаянно...

  • Как съел? Ах ты, шалопай!

  • Ну что ты шумишь? - заступается мама. - Он же пошутил.

  • А шапку в прошлом году тоже съел в шутку?

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур- шур...

  • Кошка!!! - визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

  • Змея... - шепчет папа, и вместе с мамой падает в обморок.

  • Это не жизнь, а кошмар! - возмущается папа.

  • Мы в свое время так не шалили.

Послушали? А теперь я вас шепотом спрошу. Хорошо? Ваши ушки слушали, а головки запоминали.

Я сейчас вот здесь пройду и шагами между вами понарошку проведу черту и разделю вас на 2 команды.

Мы с улиткой Наташей сейчас проверим, как вы слушали сказку. Надо по очереди по одному человеку из команды вспоминать слово со звуком «Ш» из сказки, называть его, брать одну фишку и класть в копилку своей команды. Каждый ребенок называет по одному слову. В какой копилке окажется больше фишек, та команда и победила.

Молодцы, ребята! Улиткам очень понравилось как вы отвечали и они хотят снова прийти к вам в гости с другим звуком, а каким, вы узнаете в следующий раз. (дети прощаются с улитками).

© 2010-2022