- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Внедрение ФГОС в ДОУ
Внедрение ФГОС в ДОУ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Халардина М.В. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДОКЛАД
«Влияние введения ФГОС ДО на деятельность ДОУ»
Подготовил: старший воспитатель Халардина Марина Владимировна
ФГОС дошкольного образования.
С 01 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален ФГОС дошкольного образования - федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Введение стандарта с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой - повышение требований к дошкольному образованию.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка.
В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через деятельность.
Деятельность- должна стать основой обучения ребёнка т.е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам.
Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная деятельность). Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответь, как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определённые рамки, даём высказывать всем.
Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса - отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Диктующая педагогика изжита и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента.
1. Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
2. Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
3. Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста
-
Социально-коммуникативное развитие
-
Познавательно развитие
-
Речевое развитие
-
Художественно-эстетическое развитие
-
Физическое развитие
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада - все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
-
Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
-
Любознательность;
-
Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
-
Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
-
Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
-
Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-
Развитая крупная и мелкая моторика;
-
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических работников и детей;
3. Уважение личности ребенка;
4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Как влияет принятие новых стандартов на деятельность ДОУ?
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
Каждому дошкольному учреждению необходимо провести поэтапную работу по переходу к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Это сложный и многоплановый процесс.
Мы создали проект нашего детского сада, который включает в себя три этапа: аналитический, организационный и внедренческий.
На первом аналитическом этапе мы провели: проанализировали кадровые, материально-технические, финансовые условия в детском саду, изучили опыт работы педагогов, требования к структуре образовательной программы в соответствии ФГОС, познакомились с целевыми ориентирами дошкольного образования в рамках ФГОС.
На следующем организационном этапе создали рабочую группу по внедрению ФГОС в детском саду.
Третий этап - внедренческий.
1. Создание организационно-управленческих условий,
2. Кадровое обеспечение введение ФГОС,
3. Создание материально-технического и информационного обеспечения подготовки введения ФГОС ДО.
Говоря о кадровых условиях, хочется подчеркнуть, что в настоящее время педагогу предъявляются более высокие требования: к образованию, владению педагогическими компетенциями, информационными технологиями и другие требования.
Анализируя готовность педагогов ДОУ к введению ФГОС можно сказать, что внедрение ФГОС в систему дошкольного образования послужило неким толчком для развития и совершенствования наших педагогов. На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, педагоги испытывают затруднения, связанные с реализацией ФГОС и нуждаются в методической помощи. Мы считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Наряду с мероприятиями по изучению непосредственно самого стандарта, проводится работа по изучению а также документов федерального, регионального и муниципального уровней, по разработке нормативных локальных актов учреждения.
В рамках методической работы составлен график курсовой подготовки по ФГОС.
В учреждении созданы определённые материально-техническим условия реализации стандарта: это требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
В рамках требований к материально-техническому обеспечению программы ничего не приобретено из-за отсутствия средств.
Стандарт определяет требования к развивающей предметно-пространственная среде, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Вопрос организации предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особенно актуально. Педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметной среды, но средства приобрести что-нибудь не позволяют. Мы считаем, что организацию развивающей среды нужно строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.
Какие результаты мы ожидаем получить от введение ФГОС ДО? В первую очередь - это повышение качества образования в нашем учреждении. Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Создание современных условий для пребывания и развития детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.