Перспективно - тематическое планирование в средней группе по национально-региональному компоненту

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Перспективно - тематическое планирование в средней группе по национально-региональному компоненту *

Тема

Задачи

Содержание

сентябрь


День знаний

(20 августа-10 сентября)

Развивать у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношений между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным

окружением ребенка, с предметно-пространственной средой обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы, расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный

руководитель, врач, дворник, повар и др.).

Беседа «Мы большие», «Наша группа» "Что значит быть добрым, отзывчивым?". Рассматривание серии сюжетных картин "Детский сад", "Воспитатель", "На музыкальном занятии", иллюстраций "Врач", "Дворник".Игра-драматизация «Я сегодня воспитатель». Оформление коллажа "Группа моей мечты", оформление альбома "Наша жизнь в детском саду" Конструирование "Наша группа". Чтение Е. Яниковская "Я хожу в детский сад", Ю.Шигаев "Я сегодня медсестра", И.Гурина "Мой любимый детский сад". Сюжетно-ролевая игра "Семья", "Детский сад", "Больница". Прослушивание аудиазаписи Е. Александровой "По дороге в детский сад"

Осень

(11-30 сентября)

Расширить представлений детей об осени. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения.

Уточнить и расширить представлений о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Продолжать формировать знания об овощах и фруктах (местных, экзотических).

Развивать представления детей о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.

Беседа "Осень в гости просим", "Овощи", "Фрукты". Рассматривание сюжетных картинок "Осень", "Листопад", "Готовятся к зиме",«Дети кормят птиц», "Сбор урожая", "Лесничий" иллюстраций: «Уборка урожая» «Мукомольный завод», «Хлебозавод», рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба».Составление рассказа по сюжетным картинкам "Осень".Экспериментирование в лаборатории: «Почва», «Песок», «Камни». Участие в проекте «Жигулёвские горы». Вырезывание

картинок, оформление фотоколлажа «Жигулёвские горы осенью». Просмотр видеоматериалов и познавательных презентаций по теме «Природа Жигулёвских гор». Моделирование и конструирование макета «Горы», из строительного материала (кубы, бруски, пластины), деревянного и пластмассового конструктора. Рисование "На яблоне поспели яблоки",«Листья летят», лепка «Грибы», «Орешки для белки», "Большие и маленькие морковки" , "Сливы и лимоны", аппликация «Букет осенних листьев». Рассматривание иллюстраций:

«Уборка урожая» ,«Мукомольный завод», «Хлебозавод», рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба». Дидактические игры «Узнай по запаху», «Что под салфеткой», «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье).Выстраивание схемы «Этапы появления хлеба». Экскурсия в хлебный магазин.Слушание музыки:муз.К. Костина, сл. Т. Керстен "Осенью", «Времена года. Осень» П.Чайковского,«Дождик» сл. и. муз. Е. Макшанцевой, «Танец осенних листочков», пение «Осень» муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина. Чтение И. Бунин «Листопад», А.Фет «Ласточки пропали.», Е.Чарушин «Волчишко». Подвижные игры: «Собери грибочки»,«Кто дальше?», «Лошадки», «У медведя во бору», «Перелёт птиц», «Бездомный заяц», «Зайцы и волк».

октябрь


Я в мире человек

(1-20 октября)

Те

Те

Расширить представления о здоровье и здоровом образе жизни. Продолжать формировать представления детей о своей семье, о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Закреплять знания детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей

с профессиями родителей. Воспитывать уважения к труду

близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образа .Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам.

Беседа "Будь всегда здоров", "Береги свое здоровье", "Уроки Неболейки" "Моя семья", "Как я помогаю родным". Рассматривание серии сюжетных картин о семье, профессиях. Составление рассказа "Моя семья" Совместная игра «Полечим куклу», «Делай, как я!» . Сюжетно-ролевая игра "Семья", "Дочки- матери",«Отправляемся в поход». «Фармацевт», "Воспитатель»,«Добрый доктор Айболит». «Строители» - выкладывание дома из цветной мозаики. Игра с палочками Кюизенера "Дом".

Аппликачия "Готовимся к чаепитию", рисование "Готовим обед". Слушание песен о семье И. Арсеева "Папа и мама разговаривают", Д.Кобалевский "Упрямый братишка" Д\и "Что кому нужно", "Наведи порядок", "маленькие помощники". Спортивные упражнения «Попади
в ворота». Игра малой подвижности «Самый меткий», спортивная игра "Пожарные».


ноябрь

Мой город, моя страна

(21 октября-14 ноября)

Знакомить детей с родным городом (поселком). Формировать начальных представлений о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах

поведения в городе, элементарных правилах дорожного

движения. Продолжать формировать представления о профессиях. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.

Беседа и рассматривание картины "Ставрополь - на - Волге", "Кто работает на автозаводе?", беседа о флаге и гербе г.Тольятти, беседа "Река Волга", "Жигулевские горы",обсуждение папки-передвижки "Символика родного города" Целевая прогулка "Улицы нашего города", рассматривание фотоальбомов "Моя улица", "Мой двор", выставка книг "Нет краше города Тольятти", рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток, календарей с видами города, проектная деятельность "Мой двор", встреча с интересными людьми города. Чтение Александрова "Родина", Михалков "Моя улица", В. Алферов "Родимый край", Н. Берукин Тольятти, О. Митяев "Песенка про Тольятти". Конструирование "Крепость Ставрополя", "Грузовик", "Завод" ручной труд "Лодочка плыви", аппликация "Высокие стены Ставрополя", " Флаг родного города",рисование "Бабушкин дом", "Горы великаны", "Матушка Волга",пластилинография "Разноцветные машины". Прослушивание А. Соболева "Песня про Тольятти", песни "С чего начинается Родина". Сюжетно-ролевые игры "Автосервис", "Гараж", "Строим город", "Пароход отплывает от порта Тольятти", "Супермаркет", "Строители".

Уголок природы

(5-14 ноября)

Формировать представления детей о растениях и животных уголка природы. Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними. Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.


Беседа «Уголок природы в нашей группе» ," Уход за комнатными растениями", «Беседа о вредителях»

Рассматривание картины и составления рассказа "В уголке природы", рассматривание иллюстраций, презентаций о комнатных растениях, животных уголка природы. Труд в природе: кормление птичек у кормушки. Труд в уголке природы: наблюдение за рыхлением земли в цветочных горшках. Упражнение «Что забыла Маша". Совместный труд с воспитателем: замена воды в аквариуме. Работа с разрезными картинками «Цветочная поляна» .Игровое упражнение "Зачем, для чего и почему нужно делать это?". Д\и "Скажи правильно", "Отгадай по описанию", "Найди на картинке", "Собери картинку" Аппликация "Рыбке в аквариуме", рисование "Маленькая птичка", "Зеленое чудо", лепка "Цветочек", "Цветные попугайчики", проектирование "Наши зеленые друзья", создание книжки-малышки "Цветочки в нашем садочке". «Что выросло у нас?» - выкладывание пластилиновыми жгутиками по контуру изображений комнатных растений Экскурсия в зимний сад "Комнатные растения", "Птицы - наши друзья". Слушание аудиазаписи "Пение птиц". Подвижная игра «Листочки - налево, цветочки - направо» , «Караси и щуки». Совместная игра под музыкальное сопровождение «Море волнуется».

Мы - помощники

(15-30 ноября)

Продолжать формировать представления детей о своей семье, распределении обязанностей в семье, любимых занятиях и увлечениях, которыми они могут заниматься в свободное время. Воспитывать уважения к труду близких взрослых, желание им помогать. Формировать положительную самооценку, образа Я .


Беседа "Как я помогая своим родным", решение проблемных ситуаций "как я могу помочь своим родным". Показывание руками стихотворения "Я все умею". Чтение Е. Гурина " Сказка про страну нерях", К.Чуковского "Федорено горе". Конструирование "Дом, в котором я живу", аппликация "Готовимся к чаепитию", рисование "Готовим обед", оформление альбома "Как я помогаю папе, маме". Пение С. Насауленко "Мы любим помогать маме". Пальчиковая гимнастика "За работу", "Маме дружно помогаем", "Помощники". Сюжетно-ролевая игра "Семья", "дочки-матери", "Помощники", "Хозяюшка", д\и "Наведи порядок", "Кому что нужно?", "Маленькие помощники", "Помоги бабушке смотать клубочек".

декабрь

Новый год

(1-31 декабря)

Те

Те

Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,

продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Продолжать знакомить детей с зимним праздником-Новым годом, его традициями, атрибутикой.

Воспитывать у детей стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях, приобщать детей к всенародному веселью.

Создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления.

Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с праздниками, традициями и обычаями русского народа.

Игры-беседы: «Что за праздник Новый год», «Новогодние игрушки свечи и хлопушки», «Ёлочка - ты наша гостья лесная», «Снеговик-почтовик», «Новый год прошёл, но от нас не ушёл». Составление рассказа "Как мы празднуем Новый год дома" "Новогодние традиции". Целевая прогулка: «Ёлка на школьном дворе». Экскурсии по группам: «Как украшен детский сад». Просмотр мультфильмов: «Когда зажигаются ёлки», «Новогоднее приключение», «Снеговик-почтовик», «Морозко». Работа в мастерских: «Ёлочных украшений», «Заказов Деду Морозу». Игры: «Когда это бывает?», «Угадай сказку», «Так бывает или нет?», «Отгадай по описанию». Чтение х.л.: Е. Михайлова «Что такое Новый год», В. Сутеев «Письмо Деду Морозу», Токмакова «Живи ёлочка», стихи Шипуновой «Ёлочка», «Серпантин», Усачёа «Откуда приходит Новый год». Р.н. колядки: «Новый год пришёл», «Пришла коляда накануне Рождества»,. Рисование: «Наша ёлочка», лепка: «Снегурочка танцует», «Дед Мороз принёс подарки». Аппликация:«Праздничная ёлочка» (открытка). Конструирование:

«Гирлянды на ёлку». Развлечение Новогодний утренник «Дед Мороз и Снеговик», «Прощание с ёлочкой», «Друзья Снеговика», «Пришла Коляда».

январь

Зима

(1-31 января)

Те

Те

Те

Расширять представления детей о зиме. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, Развивать умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомить с зимними видами спорта.

Формировать представлений о безопасном поведении людей зимой. Продолжать формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и

льдом. Закреплять знаний о свойствах снега и льда. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

Беседа «Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает», «О тех, кто умеет летать», «Лесные обитатели звери» Составление рассказов: «Деревья зимой», «Птицы», «Звери зимой», "Зимние развлечения моей семьи".Рисование: «Зимнее дерево»,

«Как розовые яблоки на ветках снегири». Лепка: «Воробушки на кормушке», «Заинька беленький»,

«Украсим варежки». Конструирование: «Горка».

Просмотр презентации «Зимние забавы на Руси».

Просмотр видеоролика «Зимний лес»

Игры-беседы: «Покормите птиц зимой», «Откуда берётся снег?», «Кто же чистит нам дорожки?», «Что нам нравится зимой?». Наблюдения за трудом дворника и снегоуборочной техникой. Труд: «Окапывание стволов деревьев», «Уборка снега на участке», «Постройка снежных фигур», «Подкормка птиц». Целевые прогулки по территории детского сада и микрорайону «По следам Зимушки-Зимы».

Опыты на выявление свойств снега и льда. Опыт «Где машина едет быстрее». Экспериментальная деятельность на палитре «Цвета зимы». Игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Кто больше назовёт признаков зимы», «Отгадай птицу по описанию», «Так бывает или нет», «Кто, что делает зимой», «Кто, где живёт». Хороводная игра «Выпал беленький снежок». Просмотр мультфильма «Снежные мастера»Чтение х. л: Г.Лагздынь «Что за кружева вяжет Зимушка- Зима», Берестова «Гололедица», Познанская «Снег идёт», Веденский «На лыжах», Романова «Умная ворона», Носов «Горка».Загадки о зимних явлениях в природе, о птицах и животных.

февраль

День защитника Отечества

(1-23 февраля)



Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитывать чувство любви к Родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины).

Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

Беседа "Наша Армия", "По морям по волнам"; составление рассказа по картине М.Самонова "На границе"; составление рассказа "Где служил папа". Рассматривание фотографий "Мой папа-военный", картины И. Невежина "Русский солдат".Чтение Л. Некрасов "Наша Армия Родная", А. Ошнуров "Наша армия", А. Митяев "Шел по улице солдат". Разучивание стихотворения Г. Лагздань "Мой папа-военный" И. Даренский "Нашей армии любимой". Конструирование "Строим крепость", "Застава". Расчистка снега для "Военного аэродрома". Рисование "Слава армии родной", "Мой папа самый лучший", лепка фигуры на каркасе"Солдат", аппликация "Военный корабль". Сюжетно-ролевые игры: "Путешествие", "Рода войск", "Больница". Д\и "Составь из частей", "Что нужно моряку", "Назови военную технику". Слушание "Военный марш" Ф. Шуберт, пение "Мы-солдаты", Г.Ларионова , Ю. Слонова "Самолет" Е. Теличеевой, муз. игра "Летчики на аэродром. Подвижные игры "Пилоты и парашютисты", "Пограничники и нарушители", "Лети на свой аэродром"

март

8 Марта

(24 февраля-8 марта)

Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме,

бабушке. Воспитывать уважения к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

Беседа «Мамин день», «Профессии наших мам». Рассматривание сюжетных картинок по теме. Составление рассказов «Подарки для наших мам». Рисование: «Украсим праздничное платье для мамы».

Лепка: "Цветы для мамы". Аппликация: «Праздничная открытка для моей мамы». Просмотр видеоклипов: Ассоль «Моя мама лучшая на свете», «Мама первое слово» (из к.ф. «Мама»). Просмотр видеопрезентации: «Мамины детёныши. Дикая природа». Игры-беседы: «Как мы маме помогаем», «В гости к бабушке моей". Игры: «Подбери словечко», «Найди детёнышу маму», «Назови ласково», «Кто больше назовёт действий», «Кому, что нужно для работы», «Определи настроение», «Мамины помощники». С.р. игры: «Семья», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Поликлиника». Чтение х.л.: Я.Аким «Мама», Т.Виеру «Мамин портрет», Б.Корсунская «Мама-курица», Е.Благинина «Посидим в тишине», Л.Квитка «Бабушкины руки», Н.Саксонская «Моя мама», Ч.Безрукович «Стирка», н.н. сказка «Айога». Утренник, посвящённый празднику мам: «Каждый по- своему маму поздравит».

Знакомство народной культурой и традициями

(9-31 марта)

Те

Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Привлекать детей к созданию узоров дымковской

и филимоновской росписи. Продолжать знакомство с устным народным творчеством. Использовать знания фольклора при организации всех видов детской деятельности.

Беседа "Народные промыслы". Рассматривание иллюстраций дымковской игрушки, филимоновской, гжельсой, хохломской росписи. Словесная игра "Расскажи о гончаре". Прослушивание стихотворения А. Назаренко "Гончар и глина" .Игровое упражнение "Распиши игрушку" (филимоновская роспись), "Укрась барыню" (дымковская роспись), "Укрась поднос" (гжельская роспись), "Укрась разделочную доску"(хохломская роспись). Лепка "Глиняная посуда". Развлечения "Веселая ярмарка", "Русский сувенир". Прослушивание русских народных песен "Лапти да лапти", "Блины", "Горница-узорница". П\и "Гончары", "Карусель", "Горшок"

апрель

Весна

(1-20 апреля)

Расширять представлений детей о весне. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Продолжать формировать представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления о работах,

проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на участке

детского сада, в цветнике.

Беседа "Весна-красна". Рассматривание сюжетных

картинок «Сажаем дерево, картин И. Репина «Жигули», «Волжский пейзаж», Айвазовского «Волга у Жигулёвских гор , тематического альбома «Обитатели водоёма», «Волга-матушка» Организация выставки «Наша Волга» Аппликация «Лиса-талисман заповедника». Рисование «Встречаем весну» Лепка «Животные заповедника», «Утёнок», «Маленькая

птичка".Слушание музыки П. Чайковский "Времена года. Весна", Слушание «Лесные картинки», муз. Ю. Слонова, «Жаворонок», муз. М. Глинки. Сюжетно - ролевые игры «Плывём на корабле», "Путешественники" Чтение потешки «Иди весна, иди, красна» ,А.Фет «Ласточка », В. Берестов «Мишка, Мишка лежебока» потешки «Идёт лисичка по мосту» З.Александрова «Ветер на речке», Ю. Мориц «Ручеёк», Д.Хармс «Кораблик».Подвижные игры: «Через ручеёк», «Ловись рыбка»,«Царь горы». Малоподвижные игры «Высокие и низкие кустики»

День Победы

(21 апреля-9мая)

Формировать патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине. Расширить представления детей о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважения к ветеранам войны.

Беседа "Родина и ее защитники", "Флаг победы", "Праздник Победы". Рассказы детей на тему "Защитники в нашей семье", составление рассказа "На параде". Экскурсия к Вечному огню, рассматривание иллюстраций о ВОВ, картины П. Кривоногова "Победа", иллюстраций военных фотографий, наград. Чтение О. Высотская "Салют", Т. Белозеров "День Победы", заучивание стихотворения Т. Шапиро "День Победы". Рисование "Праздничный салют", аппликация "Открытка для ветеранов", "Я служу Отчизне!", лепка из слоеного теста "Звезды для ветеранов". Слушание песен военных лет, "День Победы" Д. Тухманова, В. Харитонова. Сюжетно-ролевая игра: "Семья" сюжет "Праздник Победы", режиссерская игра "На границе".

П\и "Полоса препятствий", "К своим знаменам", "Смени флажок", "Снайперы"

май

Лето

(10-31 мая)

Те

Те

Расширять представления детей о лете. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу.

Беседа "Здравствуй, лето красное!", «Что нам лето принесло?", "Кто обитает в наших лесах", "Какие птицы живут в нашем городе?" Составление рассказа по картине "Летние виды спорта", составление рассказа "Летний отдых". Решение проблемных ситуаций "Правила поведения в лесу". Рассматривание фотографий "Заповедные места родного края" , рассматривание тематического альбома "Интересные места города" , фотоальбома "Милый сердцу уголок". Аппликация "Клумба в парке", лепка из слоеного теста "Подводный мир", конструирование "Аттракционы" Рисование «Дерево», «Цветы». Сюжетно-ролевые игры "Гуляем в парке всей семьей", "Путешественники", "Зоопарк животных родного края", « «Магазин «Цветы», «Поездка на лесную полянку», «Аптека». Д\упражнение "Расскажем друзьям, как мы отдыхали в парке летом". Дидактические игры: «Узнай животного по описанию», «Найди и назови лесных зверей нашего края» (птиц живущих в нашем городе, «Сложи цветок»; «Найди такой же».Просмотр видеоматериалов и познавательных презентаций по теме «Животный мир родного края», "Растительный мир родного края". Участие в проектах: «Дикие животные нашего края», «Лесные обитатели», «Как люди помогают животным». Чтение стихов и сказок о животных, обитающих в Самарской области: А.Н. Толстой "Сорочьи сказки", М. Булатов «Лиса и заяц», Градов П. «Жигулёвская берёзка»; Жигулёвские

сказки: «Сказка о том, как появились Жигули». Загадки о животном и растительном мире родного края. Слушание музыки П. Чайковский "Времена года. Лето", муз ритмические движения "Упражнения с цветами"П\и "Лето", "Солнышко и дождик", "Карусели", "Парк аттракционов".

* 1. Гербова В.В., Губанова Н.Ф., Дыбина О.В. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы».- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.

2. Программа патриотического воспитания дошкольников "Я живу на Самарской земле" под. ред. О.В. Дыбиной 2011-2015г.

© 2010-2022