Логоритмика как одно из средств формирования коммуникативной компетентности у ребенка в контексте с семьей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГККП «Детский сад № 4 акимата города Костаная отдела образования

акимата города Костаная»










«Логоритмика

как одно из средств формирования

коммуникативной компетентности у ребенка

в контексте с семьей»

Воспитатель Журавлёва О.Ю.




Костанай. 2016 г.

Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы.


Томас Карлель, британский

писатель, историк и философ

Главное богатство любого государства - это люди. Последнее десятилетие ушедшего века было провозглашено ООН всемирным десятилетием развития культуры основными показателями, которой названы образование и здоровье.

Основополагающим компонентом личности в педагогике личностно-ориентированного образования и обучения считается приоритетность здоровья, что находит свое отражение в Конституции Российской Федерации об образовании (ст.51).

По статистике современные дети, к сожалению не становятся здоровее. Отмечается снижение показателей здоровья и повышение уровня невротизации, что остро ставит задачу охраны физического и психического здоровья детей. Наш детский сад работает по теме «Здоровье сберегающее пространство ДОУ и семьи». Исходя из этого, я выбрала и считаю актуальной тему «Логоритмика, как одно из средств формирования коммуникативной компетентности у ребенка, в контексте с семьей». Логоритмика представляет собой объединение на основе единого замысла, системы движения музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идет с помощью синтеза слова движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. В этом процессе большую связующую роль играет ритм. Он служит средством развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включении его в речь.

Взять эту тему меня побудило то, что при тестировании детей своей группы я выявила значительные нарушения всех компонентов языковой системы. Дети мало пользовались прилагательными и наречиями, допускали ошибки в словообразовании и словоизменении. Было недостаточно развито фонематическое восприятие и слух. Дети не могли четко сформулировать свои мысли, не умели строить коммуникативные отношения со сверстниками и взрослыми. Эти нарушения могли послужить серьезным препятствием для дальнейшего обучения детей в школе. Я решила, что для коррекции речи детей, для формирования коммуникативной компетентности, положительную роль может сыграть логопедическая ритмика.

Цель:

Создание комплексной системы по коррекции речевых нарушений у детей рационально сопровождающую воспитательно-образовательный процесс.

Задачи:

1.Повысить компетентность родителей по вопросам «Значение правильной речи детей старшего дошкольного возраста».

2.Разработать новые формы взаимодействия с семьей по принципу активного вовлечения родителей в образовательно-оздоровительный процесс группы.

3.Пополнить предметно-пространственную среду, способствующую коммуникативным отношениям между детьми.

4.Обобщить опыт семейного воспитания по теме «Коррекция нарушений речи у детей».

В последние годы роль семьи в воспитании детей заметно возросла. Родители все более активно участвуют в определении системы воспитания и обучении своего ребенка. От взрослого требуется готовность учиться и переучиваться в течение всей жизни, так как слишком динамично развивается современное общество. Некоторые родители наших воспитанников, пристально наблюдавших за развитием своего ребенка, обратились к нам за консультацией по поводу неправильной речи детей. Для оснащения родителей знаниями, совместно с психологом в группе создали библиотечку для родителей с подборкой книг по данной теме. Провели консультации: «Правильно ли говорит ваш ребенок», «Развитие интонационной выразительности речи», «Готовимся к школе вместе», «Логоритмика нам поможет», «Что читать ребенку». Провели индивидуальные беседы с родителями. Дома родители завели дневники «Достижения моего ребенка», где фиксировали, какие сдвиги произошли у детей за неделю. Родители стали более осознанно подходить к вопросам воспитания и обучения, больше интересоваться жизнью детей в группе, Принимать активное участие в мероприятиях, проводимых с детьми. Более тщательно стали выбирать развивающие и познавательные игры, художественную литературу. В результате у детей формируется не только коммуникативная компетентность, но и информационная, как у детей так и родителей. У детей появилась возможность получить больший объем информации и использовать его в своей деятельности.

Для успешного взаимодействия с семьей создала творческую гостиную, по логоритмике, где большое внимание уделяю на формирование коммуникативной

компетентности детей. Каждую неделю в родительском уголке помещаем материалы, предусмотренные программой.

Большое место в развитии речи детей занимает книга. В группе создана библиотечка силами родителей, где книги постоянно обновляются. Также дети с помощью родителей выпускают книжки-малышки. В таких книжках родители записывают, сочиненные детьми рассказы и сказки и вместе с ребенком оформляют страницы рисунками. Для успешного решения коррекционных задач, по развитию речи, в группе оформили картотеку подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковых и логопедических игр. Картотеками пользуются, как педагоги, так и родители.

Своеобразным стимулом, влияющим на степень усвоения языка, являются эмоции детей. Чувство радости, состояния взволнованной приподнятости, ожидания необычного, обостряют восприятие, влияют на выразительность детской речи. В связи с этим, совместно с родителями в группе часто устраиваем фольклорные, обрядовые праздники, спортивные досуги, конкурсы, соревнования. Дети учатся общаться с взрослыми и сверстниками, развиваются физически. У детей формируется социальная, коммуникативная, деятельностная, и здоровье сберегающая компетентность.

В группе создана богатая предметно-развивающая среда, для самостоятельной игровой деятельности детей. Вся жизнь ребенка дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является не заменимым средством сбережения и обогащения здоровья дошкольника. Игры являются той формой активности, в которой лучше всего формируются все ключевые компетентности дошкольника.

Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей. Ребенок учится понимать речь других и стремиться сделать понятной свою речь. В ролевой игре проявляется активность, индивидуальность ребенка.

Строительные игры пополняют, активизируют словарь. Дети используют в речи обозначения качества величины, пространственных расположений предметов (крупный, тяжелый, длинный, внизу, внутри, сзади.)

Подвижные игры с текстом, игры драматизации формируют выразительность детской речи, вырабатывают темп дыхание и хорошую дикцию.

Силами родителей и педагогов подобрано большое количество дидактических игр. В таких играх тренируются речевые умения и навыки: построить фразу, изменить предложение, составить рассказы.

Периодически вношу в группу картины, предметы прикладного искусства. Их созерцание всегда сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться новыми впечатлениями с товарищами, родными. У детей формируется коммуникативная компетентность.

Родители - это, прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы. В результате общения родители получают не только ценную информацию, но и делятся опытом по тому или иному вопросу воспитания, вместе с педагогами определяют способы решения возникающих трудностей. Один из приемов общения с родителями в моей группе «Творческая гостиная», которую провожу один раз в квартал. Родители рассказывают о достижениях своего ребенка, делятся опытом семейного воспитания. Рассказывают об играх упражнениях, которые помогли решить те или иные проблемы в коррекции речи детей. В процессе общения осуществляется педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания. Формируется позитивный эмоциональный контакт между родителями и педагогом, реализуется единый подход в воспитании и обучении детей в семье и детском саду.

Благодаря, проводимой работе, у детей формируются сообразные дошкольному возрасту виды компетентности - социальная, информационная, деятельностная и здоровье сберегающая, проявляются - инициатива, активность и рефлексивность. Более успешно формируется коммуникативная, так как расширились знания и кругозор, обогатился словарный запас. Дети научились правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова. Отрабатывается интонационная выразительность речи. Более успешно развивается фонематический слух. Я уверена, что формирование коммуникативной компетентности, посредством логоритмики, позволит устранить отставание в речевом развитии, и дети успешно подготовятся к обучению в школе.



© 2010-2022