- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Статья Тревожность в младшем школьном возрасте, как определить и как решить этот вопрос
Статья Тревожность в младшем школьном возрасте, как определить и как решить этот вопрос
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сарбасова Ж.Н. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тревожность в младшем школьном возрасте,
как определить и как решить этот вопрос.
В наше неспокойное время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Тревожность - как черта личности связана с генетическим детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.
Считается, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.
Высокая оценка и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако ребенок старается всеми силами сохранить этот уровень, так как это обеспечивает ему самоуважение и хорошее отношение к себе. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знании, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию. От неудовлетворения потребности у ребенка вырабатывается механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность. Сильная потребность в самоутверждений приводит к тому, что интересы этих детей направляются только на себя. И такое состояние не может не вызвать у ребенка переживания тревоги. Первоначально тревога обоснованна, она вызвана реальными для ребенка трудностями, но постоянно по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру, и тогда недоверчивость , подозрительность и другие подобные черты, что реальная тревога станет тревожностью, когда ребенок будет ждать неприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных.
Главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствии потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее реальный путь- это переключение интересов и притязании ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.
Определяются три условия, которые могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни.
-
Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок. При наличий творческой силы самого ребенка, при его желаний, возможно, найти пути их преодоления.
-
Избалованность. Привычка ребенка все получать, ничего не отдавая в обмен. Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становиться стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.
-
Отверженность ребенка. Такой ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их , а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других он верит и в свои силы. И он платит всем враждебностью, а отсюда необщительность и замкнутость, неспособность к сотрудничеству.
Умение любить требует развития и тренировок, в этом огромная роль принадлежит семье, и так как ребенок маленький, то прежде всего роль матери основная. И поэтому самое главное учение в жизни каждого это научиться межличностным отношениям, только посредством их происходит развитие и духовное возрастание человека. Именно из взаимодействий с окружающей средой у ребенка возникает представление со средой, но также могут быть заимствованы у других людей и восприняты так, словно индивид выработал их сам.
Школа является первоначальной ступенью, которая открывает перед ребенком мир социально- общественной жизни, берет на себя одну из главных ролей в воспитаний ребенка и становится одним из определяющих факторов в становлений личности ребенка. В тоже время смена привычной обстановки, ритма жизни оказывает на ребенка сильнейшее воздействие и ставит его в состояние режима ожидания опасности и тревоги. Как правило, чтобы справиться с этим ребенок прибегает ко лжи, начинает фантазировать, порой дети резко меняют свое поведение вне близкого круга общения, и двоякое поведение накладывает свой отпечаток. Поэтому важна связь школы с родителями, ведь изначально кроме биологически заложенной информаций в каждом из нас есть семейные традиций и устой, которые являются для ребенка непоколебимыми, и порой что-то изменить или внести новое встречает отпор, и связь с матерью, воздействие через нее порой является нитью, которую приходится постоянно теребить. Ведь чувство тревоги неизбежно сопровождает всю учебную деятельность, даже в самой идеальной школе. Потому как сам процесс освоения нового таит в себе тревогу перед поступком. Полностью снять состояние тревоги не возможно, но смягчить ее получение возможно, и для этого нужно приложить усилия. Задать ребенку тот ритм решения задач, с которыми он сможет справится при мобилизаций эмоциональных, волевых и интеллектуальных ресурсов личности.