Игровое пособие «Азбука для малышей» как средство коммуникативного развития дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровое пособие «Азбука для малышей» как средство коммуникативного развития дошкольников

В рамках реализации ФГОС мы проводили с детьми подготовительной к школе группы большие и маленькие дела - конкурсы, выставки, праздники, тематические дни, сюжетно-ролевые игры. В ходе таких дел дети приготовили разнообразные подарки малышам, остающимся в детском саду: настольные игры, тематические альбомы, кукольный театр из бросового материала, книгу Памяти, математический сундучок. Некоторые подарки были приготовлены в рамках одного дела, а другие претворялись в жизнь в несколько этапов.

С наибольшим энтузиазмом дети готовили игровое пособие «Азбука для малышей», возвращались к нему несколько раз в течение года по мере изучения звуков и букв. В ходе реализации задумки дети проявляли фантазию, творчество, инициативу в подборе сюжетов, материалов, способов изготовления, мелкого материала для обыгрывания. В результате у нас получились яркие сюжетно-модульные странички азбуки. На этапе изучения гласных звуков и букв, была создана «Деревенская» страница». «Снежная» страница была направлена на закрепление и дифференциацию звука С и буквы С. на «Морской» странице дети расширили словарь за счет слов - камни, акула, касатка, морской конек, краб, кашалот, якорь, кит, рак, кораблик, капитан, моряк, кораллы, кальмар, скат, камушки, ракушки, креветки, каракатица. На «Зеленой «странице закрепили звук и букву З.

С чего начинали работать?

• В проблемно-поисковых беседах с детьми мы выбирали сюжетные темы для страницы.

• В детском экспериментировании мы подбирали основы и игровой материал для страниц. Дети в экспериментальной деятельности искали из чего можно оформить страницы. Для основы они выбрали уже знакомый доступный материал - картон, магнитные полоски, подложку, самоклейку, ткань, цветную и гофрированную бумаги.

• Способы крепления материала на страницу ребята подбирали опытным путём (магниты, «липучки», тесьма, кармашки, пуговицы, кнопки, крючки и т. п.) .

• В художественной деятельности дети рисовали эскизы будущей страницы, лепили мелкие предметы, в названии в которых есть заданный звук.

Мелкие предметы для страниц могут быть из шоколадных яиц с сюрпризом, мелкого лего, игрушек на магнитах, аппликациях из ткани, игрушек из пальчикового театра и т. п.

«Деревенская страница» (гласные звуки)

Игровое пособие «Азбука для малышей» как средство коммуникативного развития дошкольников

кармашки - волны, связанные из шерстяных ниток, облака из ткани-подложки, кораблик из плотных салфеток

Словарь: лошадь, облако, остров, дом, забор, конь, корова, окно, огород, кот, кошка, цветок, река, волна, кораблик, парус, бабочка, овца, баран, собака, коза, курица, утка, будка, шишка, василек и т. п.

«Морская страница» (звук «К»)

Основа - магнитная доска, обтянутая голубой рифленой тканью, фигурки водных обитателей сделаны из разного материала на занятиях по изодеятельности, кармашки оформлены в виде камешков, водоросли связанны из шерстяных ниток

Словарь: камни, акула, касатка, морской конек, краб, кашалот, якорь, кит, рак, кораблик, капитан, моряк, кораллы, кальмар, скат, камушки, ракушки, креветки, каракатица.

Игровое пособие «Азбука для малышей» как средство коммуникативного развития дошкольников

«Зеленая страница (звук «З»)

Основа ткань - подложка на картоне, самоклеющаяся бумага, кармашки оформлены в виде кустов, связанных из шерстяных ниток, способ крепления предметов - игрушек - с помощью липкой ленты.

Словарь: зеленая, гроза, закат, зарница, забор, береза, стрекоза, зяблик, змея, заяц, зебра, коза, Зина, Зоя, поезд, паровоз, корзина, рюкзак, розы, мимоза, изба, замок, бензовоз, цементовоз.

Игровое пособие «Азбука для малышей» как средство коммуникативного развития дошкольников

«Снежная страница»

(звук «С»)

Основа страницы - картон, на который приклеивается ткань - подложка, карман для предметов и игрушек изготавливается в виде сугроба из белой ткани - подложки, игрушки - киндеры, предметы на тканевой основе, вырезанные детьми

Словарь: снег, сугроб, снеговик, снежинка, санки, сосулька, солнце, собака, лось, лиса, сова, сорока, самолет, крепость, столб, серебро, сумка, Саша, Сережа, Соня, автобус, троллейбус, остановка, сосна, лиственница, спорт, костюм

Игровое пособие «Азбука для малышей» как средство коммуникативного развития дошкольников

Дополнительный материал

«Карусель»

2 круга разных диаметров из плотного картона, вращающиеся относительно друг друга благодаря соединению пуговицей - кнопкой, на большом круге - кармашки для смены материала, на маленьком круге вышиты буквы

Игровое пособие «Азбука для малышей» как средство коммуникативного развития дошкольников

«Домик»

Основа - плотный картон, самоклеющаяся бумага, кармашки для предметов

Карточки «Место звука в слове»

Игровое пособие «Азбука для малышей» как средство коммуникативного развития дошкольников

Варианты словесно - дидактических игр при использовании пособия «Азбука для малышей»

Камень - вата

Цель: развивать фонематический слух, умение различать мягкие и твердые звуки

Описание: ведущий называет слова со страниц азбуки, а ребенок поднимает фонарик синего или зеленого цвета в зависимости от твердости или мягкости согласного. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Скажи несколькими словами

Цель: формировать умение детей составлять предложения

Описание: используя подсказки на страницах азбуки, ребенок составляет предложения и определяет количество слов в нем. Выигрывает тот, кто составит самое длинное и интересное предложение.

Почемучка или Интервью

Цель: формировать умение составлять вопросительные предложения, пользуясь вопросами «Почему? », «Отчего? », «Где? », «Кто? », «Что? », Когда? », «Сколько? ».

Описание: используя страницы азбуки, дети по очереди задают разные вопросы (Сколько роз на клумбе? Почему моется кошка, а остальные отвечают. Побеждает тот, кто задаст самый последний вопрос.

Составь схему

Цель: совершенствовать умение составлять схемы слов, делать

звукобуквенный анализ, ставить ударение, называть ударный слог.

Описание: ведущий ставит на страницу азбуки из сундучка картинку или предмет, игроки составляют схему слова. Побеждает тот, кто быстро и правильно составит схему.

Кубик - рубик

Цель: развивать сложные формы фонематического анализа (количественный, порядковый)

Описание: ведущий задает звук, бросает кубик, а дети подбирают на странице азбуки слова, которые соответствуют количеству точек на верхней грани кубика (например: на верхней грани 6 точек, ребенок называет слово из 6 звуков). Побеждает тот, кто первым правильно назовет слово.

Где прячется звук? или Звуковые прятки

Цель: развивать фонематический слух, умение определять место нахождения звука

Описание: ведущий называет слова со страниц азбуки, а ребенок определяет позицию заданного звука, показывает соответствующую карточку или берет картинку со страницы и кладет на нужную клетку (начало, середина, конец) .

Жадина

Цель: совершенствовать умение употреблять в речи личные местоимения

Описание: дети по очереди достают из сундучка картинку и, помещая ее на страницу азбуки говорят, например, «моя корзина», «мой поезд» и так далее.

Угадай предмет

Цель: совершенствовать умение угадывать предмет, ориентируясь на его основные признаки

Описание: ведущий описывает предмет со страницы азбуки, а игроки угадывают. Побеждает тот, кто угадает первым.

«Подбирай, называй, запоминай» - словесное лото

Цель: развивать умение активно использовать в речи прилагательные и глаголы

Описание: ведущий называет какое-либо слово со страниц азбуки, а ребенок подбирает к нему как можно больше слов - признаков, слов - действий, например, Медведь какой? - бурый, лохматый, неуклюжий…. Медведь что делает? - переваливается, ревет, спит…. Выигрывает ребенок, назвавший слово последним.

Живая страница

Цель: формировать умение активно использовать в речи глаголы и предлоги, образовывать различные глагольные формы

Описание: ребенок подбирает слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на страницах азбуки. Например: ребенок водит котенка на странице и рассказывает что он делает (полез на дерево, слез с дерева, спрятался за дерево…. )

Один - много

Цель: развивать умение образовывать формы множественного числа существительных

Описание: ведущий произносит названия предметов со страницы азбуки в форме единственного числа, а ребенок образовывает форму множественного числа.

«Чего не стало»

Цель: совершенствовать умение образовывать форму родительного падежа существительных, развивать память, внимание.

Описание: детям предлагается запомнить на странице азбуки картинки - предметы, затем убирается одна картинка, надо угадать, какого предмета не стало (нет акулы, нет роз, нет березы, нет облаков). Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

Игры с дополнительным материалом

Карусель

Цель: закрепить умение определять на слух звук и его позицию в словах

Описание: ведущий располагает на карусели предметы и картинки со страниц азбуки. Ребенок крутит карусель. Когда она останавливается, он определяет, есть ли в слове звук, обозначенный буквой, и где он находится. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

Лесенка (вариант «Дом»)

Цель: формировать умение делить слова на слоги

Описание: ребенок берет картинки или мелкие предметы со страниц азбуки и располагает на первую ступеньку лесенки (I этаж) односложные слова, на вторую (II этаж) - двусложные, на третью (III этаж) - трехсложные. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнил здание.

© 2010-2022