Организация опытно-поисковой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Как вырастить зелёный лук из репчатого лука?»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 169 г. Ульяновска






Организация опытно-поисковой деятельности

с детьми младшего дошкольного возраста

«Как вырастить зелёный лук из репчатого лука?»








Подготовила:

Воспитатель I кв. категории

МБДОУ детский сад № 169

г. Ульяновска

Ершова Оксана Анатольевна



г. Ульяновск

В возрасте 2-3 лет ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально и формирует своё отношение к окружающему миру. Именно, поэтому появляется необходимость формирования экологических знаний у детей норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1154 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» возникла необходимость дополнить образовательную программу своими методическими разработками. А именно, организацией опытно-поисковой деятельности экологической направленности с детьми 2-3 лет

«Как вырастить зелёный лук из репчатого лука?»

Организуя педагогический процесс на основе опытно-поисковой деятельности с детьми 2-3 лет, мы объединили следующие образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Согласно образовательным областям определили задачи данной работы:

О.О. Социально-коммуникативное развитие:

1. Способствовать формированию гуманных чувств к миру природы.

2. Развивать эмоционально-действенное отношение к объектам живой природы.

1. Уточнять представления детей о применении знакомых им предметов (лейки, лопатки, грабельки).

2. Учить запоминать и выполнять несложные поручения, состоящие из 2-3 действий.

О.О. Познавательное развитие:

1. Формировать у детей 2-3х лет первоначальные основы, представления, понятия по экологии.

2. Познакомить с разнообразием жизненных форм растений.

3. Способствовать формированию представления о нормах и правилах поведения в окружающем мире.

4. Способствовать развитию творческого мышления и воображения, любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности. О.О. Художественно-эстетическое развитие:

1. Формировать навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.

2. Развивать желание подпевать вместе с воспитателем музыкальные фразы из песен.

3. Формировать умение выполнять танцевальные движения в соответствии с характером музыки.

О.О. Речевое развитие:

1. Расширять пассивный словарь детей.

2. Развивать активную речь детей.

3. Учить заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.

4. Побуждать детей пользоваться словами для общения, а не жестами.

О.О. Физическое развитие:

1. Развивать желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием.

2. Формировать умение совместной игры со сверстниками.

3. Познакомить с приёмами игры с мячом.

4. Формировать первоначальные представления о здоровом образе жизни.

5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей.

Благодаря принципу интеграции образовательных областей одной общей темой объединяются все виды детской деятельности, что позволяет активизировать развитие познавательных способностей у детей, раскрыть перед ними целостную картину мира и явлений в их взаимосвязи, способствовать развитию сопереживания, сочувствия, заботы, а значит, позволяет соединить воспитательную и образовательную работу в единое целое.

Задачи опытно-поисковой деятельности:

  1. Провести два опыта по выращиванию лука в разных условиях.

  2. Определить опытным путём, что вода влияет на активный рост растений.

  3. Получить первоначальные практические навыки по уходу за растениями (поливать с помощью лейки).

  4. Познакомить детей с обозначениями (символами) ухода за растениями.

  5. Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание наблюдать за ними. Формировать потребность заботиться о растениях.

Материалы: 2 луковицы примерно одинакового размера, цветочные горшочки, посадочный грунт, перчатки, лопатка, лейка, игрушка - Зайчик.

Проведение опыта: Учитывая возраст детей (2-3г) был избран игровой метод, как мотивация решения поставленных задач. В свободное время была организована игра-драматизация «Зайчик в гости к нам пришёл». В ходе игры было предложено детям посадить лук для Зайчика. А чтобы выполнить задачу эксперимента и опытным путём показать детям, что растения необходимо поливать, были посажены две луковицы примерно одинакового размера, но с разными правилами ухода за ними. Также детям было предложено «игровое» условие, что за одной из луковиц будет ухаживать Зайчик, но он поливать не умеет. А это и есть разные условия содержания растения.

Луковица № 1 «Зайчик» была посажена в горшок и выставлена на солнечное место, так как Зайчонок не умеет пользоваться лейкой. Этот горшочек обозначен символом «солнышко».

Луковица № 2 «Малыш» была посажена в горшок, выставлена на солнечное место и ежедневно поливалась детьми под руководством воспитателя. Этот горшочек обозначен символом «солнышко и лейка».

Этапы проведения опытно-поисковой деятельности:

1 этап посадка лука, и обсуждение разных условий роста экспериментальных образцов в групповой комнате.

2 этап ежедневный полив одного образца и ежедневное наблюдение за опытными образцами, до получения изменений.

3 этап сравнение опытных образцов между собой, подведение итогов. О.Д. «Как помочь растению».

4 этап О.Д. Лепка «Принцесса - Луковка»; развлечение «Урожай».

Материалы: 2 луковицы примерно одинакового размера, цветочные горшочки, посадочный грунт, перчатки, лопатка, лейка, игрушка - Зайчик.

При проведении опыта использовались следующие методические приёмы: практические - наблюдение за посадкой лука и ежедневный уход за ним.

теоретические - знакомство с символами ухода за растениями и наблюдение за опытными образцами, а также сравнение полученных данных в ходе исследования между собой.

После проведённых опытов получились следующие результаты:

Луковица № 1 «Зайчик»: изменений нет.

Луковица № 2 «Малыш»: зелёные перья лука выросли.

Чтобы поддержать внимание и интерес детей к данной теме, расширить

и закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе проведённой работы, были проведены итоговые мероприятия: образовательная деятельность О.О. Познавательное развитие (экология) «Как помочь растению», образовательная деятельность О.О. Художественно-эстетическое развитие (Лепка) «Принцесса - Луковка», развлечение «Урожай».

Примечание: после завершения опыта луковицу «Зайчик» оставили в группе и ежедневно поливали до получения зелёных перьев, чтобы убедиться повторно, что наше доказательство верное - вода влияет на активный рост растений.

Выводы опытно-поисковой деятельности:

  1. Сформировали интерес детей к растениям экологического центра группы.

  2. Способствовали развитию гуманного отношения к объектам природного окружения и проявлению потребности заботится, ухаживать за растительными объектами в группе.

  3. Провели 2 опыта по выращиванию зелёного лука.

  4. Сформировали у детей 2-3 лет представление о том, что вода влияет на активный рост растений.

  5. Сформировали у детей 2-3 лет первоначальные практические навыки по уходу за растениями (пользоваться лейкой).

  6. Познакомили с условными символами ухода за растениями.

Организация педагогического процесса на основе поисково-исследовательской деятельности является хорошим средством развития интеллектуальных качеств ребёнка, позволяет познакомить с представлениями о связях в природе и влиянии человека на окружающий мир. Тем самым развиваются познавательные умения, наблюдательность, интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это даёт детям творчески применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Причём, для этого не требуется какой-то особой предметно-развивающей среды или специально оборудованного помещения. В данном случае достаточно экологического центра группы и учебно-наглядного пособия для проведения образовательной деятельности, самостоятельной и индивидуальной работы.





Список литературы:

  1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1. С. 24-36.

  2. Вахрушев А.А. Мир и человек. - М.: Дрофа, 1998.

  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008.

  4. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.

  5. Зебзеева В. К. О формах и методах экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. -1998. - №7. - С. 45-49.

  6. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание.- 2003.- №7.-С.31-34.

  7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

  8. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А. «Мы». Программа экологического образования детей/ - 2-е изд., испр. и доп. - СПб: М 94 «Детство-пресс», 2006 - 240с.

  9. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.

  10. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

  11. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

  12. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

  13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  14. Рыжова Н. А. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 7. - С. 26-34

  15. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.








Приложение № 8

Конспект образовательной деятельности

О.О. Художественно-эстетическое развитие (Лепка)

«Принцесса Луковка»

Задачи:

  1. Формировать умение отгадывать предмет по описанию.

  2. Учить лепить предметы округлой формы.

  3. Развивать умение раскатывать палочки между ладонями.

  4. Учить соединять детали между собой.

  5. Развивать умение передавать в лепке образы из окружающей жизни.

  6. Продолжать формировать умение определять совокупности предметов словами «много», «один».

  7. Побуждать детей выполнять танцевальные движения под музыку (пружинки, каблучок, кружение), развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Материалы: заранее выращенная луковица и оформленная в куколку; пластилин, доски для работы пластилином по количеству детей.

Содержание:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня придёт необычный гость. Я загадаю загадку, вы отгадайте про кого я говорю

С виду он такой простой,

Круглый, крепкий, молодой,

Если снимешь кожуру,

Вмиг оставишь ты игру.

От него заплачешь вдруг,

Догадались это…(лук).

Воспитатель: Молодцы, угадали, конечно, лук, но к нам идёт необычный лук, а точнее сказать луковка (стук, стук) Заносит луковку-куколку. Посмотрите, ребята, это же принцесса - Луковка (дети повторяют).

Воспитатель: А как мы догадались, ребята, (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, все наши луковки сидят в горшочках и из одёжки у них только луковая шелуха. А эта, красавица, в нарядном платьице, так и радует глаза. Расскажи нам Луковка от куда к нам пришла, что тебя привело к нам.

Луковка: Я пришла к вам с огорода. Там было моё луковое царство, где было много луковок, как я, все мои сестрёнки. Но кто, то взял и выкопал всех моих сестричек, сложил в большую машину и увёз, а я осталась одна. Скучно мне, (горько плачет) вот и ушла я с огорода куда глаза глядят.

Воспитатель: Не плачь, Луковка, все твои сестрички приехали в магазины где продают овощи, там их купят люди и принесут домой. А дома лук всем людям нужен. Правда, дети, (ответы детей) правильно, молодцы.

Луковка: Ну раз такое дело плакать больше я не буду.

Воспитатель: Вот и, молодец, а чтобы ты не грустила оставайся у нас мы с ребятами слепим из пластилина для тебя маленьких сестричек.

Луковка: и то дело. Слепите, а я посмотрю.

Дидактическое упражнение для развития мелкой моторики рук «Цветочек распускается».

Дети лепят из пластилина по показу воспитателя. Кто выполняет задание идёт мыть руки.

Воспитатель: Посмотри, Луковка, вот твои сестрички.

Луковка: Молодцы, ребята, спасибо вам.

Воспитатель: Ребята, скажите сколько луковок у нас было (одна принцесса-Луковка). А теперь сколько стало (много) Правильно, молодцы.

Воспитатель: а теперь давайте танцевать.

Луковка: Хорошо, я люблю танцевать.

Танец «Маленькие луковки».

Воспитатель: теперь присядем, отдохнём и послушаем, какое я стихотворение расскажу вам про Луковку.

Надо нашу луковку показать врачам,

Стала наша луковка плакать по ночам.

И во сне ворочается, и бубнит под нос,

Мне людей не хочется доводить до слёз.

Луковка: а я больше не плачу, и людей до слёз не довожу.

Воспитатель: Молодец. Понравилось вам стихотворение (ответы детей)

Воспитатель: Я его ещё раз расскажу, а кто хочет, повторяйте за мной.

(разучиваем стихотворение)

Воспитатель: Все, ребятки, молодцы хорошо сегодня потрудились, теперь пора играть, принцессу-Луковку и её сестричек мы покажем родителям.


10


© 2010-2022