Консультация для педагогов Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в ФГОС ДО»

(деловая игра)

Цель: помочь педагогам освоить ФГОС.

Предварительная подготовка:

1. Выставка в методическом кабинете «Изучаем ФГОС».

2. Изучение проекта «Федерального государственного образовательного стандарта ДО» по направлению «Социально-коммуникативное развитие»

3. Подготовка презентации «Осваиваем ФГОС: образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Ход игры:

Здравствуйте уважаемые коллеги! Наша сегодняшняя встреча посвящена изучению основных документов дошкольного образования

Основополагающим документом дошкольного образования сегодня является … (Федеральный государственных стандарт дошкольного образования)

Вспомните, почему встала необходимость разработки и принятия этого документа? (Утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с одновременной отменой федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации вызвано принятием Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, в котором, в говорится, что «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения». (статья 11))

 Вставьте пропущенные слова:

ФГОС включает в себя требования к:

1) ………………………. основной образовательной Программы и ее объему

2) условиям …………………….. основной образовательной Программы

3) ……………………….. освоения основной образовательной Программы

(1 - структуре, 2 - реализации, 3 - результатам)

В чём отличие ФГОС от ФГТ? (в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к результатам основной образовательной программы)

Стандарт регламентирует, что содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих направлениях развития и образования детей (образовательных областях)…(физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)

А сегодня наша встреча посвящена образовательной области, которая направлена на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Какая образовательная область направлена на это? (Социально-коммуникативное развитие)

Как вы думаете, какие принципы дошкольного образования в большей мере учитывает содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»? (педагоги выбирают и аргументируют свои ответы)

  • Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором он становится активным в выборе содержания своего образования, при котором он становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования).

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

  • Продержка инициативы детей в различных видах деятельности.

  • Сотрудничество организации с семьёй.

  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

  • Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

  • Учёт этнокультурной ситуации развития детей

Вопрос:

  • Какие образовательные области по ФГТ будут объединены в ОО «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС ?

(«Безопасность»,«Труд», «Социализация»

ФГОС ДО даёт нам конкретное содержание указанных образовательных областей, регламентирует виды деятельности, в которых оно может реализовываться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

Вопрос:

  • Попробуйте определить в каких видах деятельности может реализовываться содержание ОО «Социально-коммуникативное развитие»?

В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

В раннем возрасте (1 год-3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятия смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3года-8лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям…

Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Социально-коммуникативному развитию».

Вопрос:

  • Попробуйте разъяснить требования стандарта к предметно-развивающей среде? (14, 15, 16, 17,18,19 слайды)

В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы - это целевые ориентиры. Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет, в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образовании, в том числе и «Социально-коммуникативного развития» ребенка.

Целевые ориентиры - это социально-нормативные возрастные характеристики ребенка на следующих этапах… Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Социально-коммуникативным развитием» воспитанников.

20, 21, 22. - по слайдам

Мониторинг в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования, о чем в Стандарте четко прописано: … Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1.индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2. оптимизации работы с группой детей.

Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.

Вопрос: С какими образовательными областями Стандарта следует интегрировать «Социально-коммуникативное развитие» и почему?



© 2010-2022