«Деятельность методической службы дошкольного отделения №17 в реализации национально – регионального компонента в дошкольном образовании»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской методический совет «Формирование базиса личностной культуры дошкольников на основе ознакомления с особенностями культур народов КБР».













«Деятельность методической службы дошкольного отделения №17 в реализации национально - регионального компонента в дошкольном образовании»



Павликова И.К. старший воспитатель дошкольного отделения №17 МБОУ «Гимназия №6»

















КБР, г.о. Прохладный, 2014 г.













«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три»

Конфуций

Цель опыта :

  1. дать представление о деятельности методической службы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации работы по краеведению дошкольников в условиях дошкольной организации.

Задачи:

  1. Представить опыт методической работы развития у педагогов социально-личностных качеств, специальных способностей, связанных с овладением знаний народной педагогики, педагогических способностей, необходимых для реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования.

  2. Познакомить с новыми подходами к повышению научно-методического уровня образовательной деятельности этнокультурной направленности, обогащении педагогической культуры педагогов;

  3. Показать методы обучения творческому использованию прогрессивного воспитательного опыта и традиций народов КБР, развития креативности педагогов.

  4. Пропагандировать лучший опыт педагогов ДО №17;

Информационные сведения об опыте:

Данный опыт отражает модель методической службы ДО №17 , в которой разработаны и описаны доминирующие компоненты методической системы по внедрению этнокультурного компонента образования, осуществлен выход на процессуальную деятельность педагогов и доказана позитивная направленность методической работы с кадрами в течении 10 лет.

Опыт является инновационным, частично - поисковым, т. к.

Широта содержания опыта:

Предлагаемые рекомендации по организации методической работы с педагогами дошкольной организации направлены на совершенствование образовательного процесса за счет обеспечения системы оказания поддержки педагогам.

Перспективы и возможности использования опыта:

Успех работы дошкольной организации по внедрению Национально-регионального компонента образования во многом зависит от качества методической работы с кадрами, осуществляемой старшим воспитателем.

Материалы данного опыта ориентированы на педагогов, специалистов ДО, чьи профессиональные интересы находятся в пределах актуальных вопросов состояния и развития региональной культуры, развития культурных традиций общества, воспитания и обучения дошкольников в рамках региональных культурных аспектов. Опыт можно использовать:

- без изменения в полном объеме ;

-использовать частично, выбирая наиболее актуальные для реализации поставленных задач формы, методы работы с кадрами.

Педагоги найдут конкретный материал использования содержания работы, организационных форм, методов и средств для повышения результативности своей работы.

Теоретико - практические основы опыта.

Содержание методической работы в ДО №17 формируется на основе различных источников (федеральных, региональных, окружных) :

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г.;

  • Стратегия развития информационного общества;

  • Инициатива президента «Наша новая школа»,

  • Программа «Электронная Россия»;

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Реализация этих документов постепенно ведет к изменению содержания, методов и приемов, организации новых форм всей системы образования, в том числе и дошкольного.

Согласно Концепции национальной образовательной политики РФ, региональный (национально-региональный) компонент определяется как компонент государственного образовательного стандарта, находящийся в компетенции субъекта РФ в области образования, провозглашается важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

В числе приоритетных подходов функционирования системы национального воспитания ученые называют принцип от «близкого к далекому», что предполагает целесообразное ознакомление подрастающего поколения с собственной историей, искусством, традициями, в контексте культурного развития России и мира в целом. Это позволит не допустить самоизоляции этноса, обеспечит единое культурное и образовательное пространство, будет способствовать расширению социальной мобильности личности. В связи с этим одной из стратегических задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, т.е. этнопедагогическое пространство.

Современными исследователями установлено, что восстановление этнических традиций воспитания в образовательных учреждениях невозможно без педагога, осознающего значимость этой деятельности на современном этапе и профессионально подготовленного к ней, что, в свою очередь, вызывает необходимость теоретического обоснования совокупности требований, предъявляемых к специалистам, обеспечивающим реализацию этнокультурного компонента содержания дошкольного образования. Это связано с рядом обстоятельств.

1.Для успешного ведения образовательного процесса в условиях полиэтнической среды необходим учет национальной психологии, местных условий. Этнокультурный подход требует от педагога осознания того, что каждый ребенок является уникальным представителем своей культуры.

2.Воспитатель, организуя взаимодействие ребенка с ценностями народностей и наций конкретного региона выступает в роли посредника между культурами разных народов, организатора межкультурной коммуникации.

3.Ориентация системы образования на учёт региональных особенностей побуждают педагогов обращаться к величайшему пласту педагогической мудрости - педагогике народов. Следует уделять внимание творческому использованию прогрессивного воспитательного опыта и традиций конкретного народа. Воспитание на народных традициях, обычаях предполагает более высокий уровень подготовки, чем просто педагогическое образование. Оно требует знания педагогической сущности традиций и обычаев этноса, умения использовать их в профессиональной деятельности.

4. Национально-региональная система образования должна учитывать выработанный столетиями опыт народной педагогики в воспитании уважительного отношения к окружающим, любви к природе родного края, бережливости, трудолюбия. В связи с этим возрастает роль педагогов, которые с детства глубоко впитали дух народных традиций, хорошо его чувствуют и передают.

Осознание личностью этнокультурных особенностей общности, а, следовательно, этнических значений, отражающих объективные свойства и связи объектов и явлений этнокультурной среды, в которой протекает жизнедеятельность человека, обуславливает формирование этнической самоидентификации, определяющей собственную принадлежность к общности. Осмысление личностью своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями говорит о сформированном национальном самосознании.

Национально-ценностная ориентация личности, по мнению ряда исследователей, является элементом профессиональной культуры педагога, так как приобщение личности к национальному культурному космосу, включение человека в разветвленную и самобытную иерархию ценностей той или иной исторически сложившейся культуры является важнейшим условием воспитания и сохранения личности целостной и творческой.

Движущей силой образовательного процесса, проявляющейся в интересах и склонностях, внимании к содержанию образования и способам его приобретения является мотивационная сфера личности педагога. Основными показателями сформированности мотивационно - ценностного отношения являются: осознанность значимости традиций народного воспитания и их места в целостном педагогическом процессе ДО; познавательная активность, определяемая отношением к явлениям народной педагогики; устойчивая потребность в этнопедагогизации процесса воспитания детей. По своей природе мотивационно - ценностное отношение интегративно и выступает как личностный компонент профессиональной готовности.

Для реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования важно наличие этнопедагогической направленности личности - такого психического свойства, в котором выражаются потребности в приобретении этнопедагогических и этнопсихологических знаний, в изучении народной культуры, которые перерастают в мотивацию и побуждают личность к осуществлению соответствующей деятельности, т.е. приобретать знания, изучать культуру; на основе этого складывается определенная система убеждений, взглядов на национальное, этническое воспитание, вследствие чего возникает установка на осуществление этнопедагогической деятельности.

.

На базе знания основ национальной культуры у педагогов формируется мотивация к саморазвитию в ней; развиваются историческая память, патриотические, гражданские, нравственные чувства; формируются навыки и умения, необходимые для воспроизводства элементов национальной культуры в жизни. В идеале должна быть сформирована личность - носитель народной педагогики.

Приведенные примеры показывают, насколько глубоко педагог должен понимать психологию национального характера и на этом выстраивать педагогические отношения с ребенком.

Развитие специальных способностей, связанных с овладением знаний народной педагогики, педагогических способностей, необходимых для реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования, социально-личностных качеств, наличие которых составляет необходимое условие успешной этнопедагогической деятельности - предполагает формирование этнопедагогической культуры педагога.

Актуальность.

Система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. В последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющего стимулирующую роль и для развития самой педагогики как науки, и для совершенствования педагогической практики.

Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. При этом особую роль играют новые образовательные технологии, в частности технологии этнокультурного, гражданского, патриотического воспитания. Решение данной проблемы предполагает, в первую очередь, глубокое знание традиций и обычаев, а также активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса. Профессиональная особенность современного педагога состоит в том, что в настоящее время его труд приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам учителя становится овладение технологией проектирования содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами.

Данный подход вызывает необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозможно без качественного изменения системы повышения квалификации. В связи с этим повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства воспитателей рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий.

Перед методической службой была поставлена цель: проанализировать содержание регионального компонента в реализуемой программе профессионального роста педагогов и привести его в соответствие с потребностями личности и общества, с динамическим развитием региональной образовательной политики, удовлетворяющей запросы наших социальных партнеров. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога.

Технология использования методических разработок.

Данная модель методической работы с кадрами раскрывает становление профессиональной готовности педагога к реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования. Она может быть реализована в условиях любой современной образовательной организации, или в образовательной организации , имеющей данное направление приоритетным в работе. Выбор данного содержания методической работы - дело творческое и осуществляется на основе выбора каждого из направлений методической работы и подготовки педагогов. Материалы Советов педагогов, семинаров, консультаций, мастер-классов могут быть использованы как на протяжении учебного года при наличии в годовом плане задачи совершенствования образовательного процесса с НРК, так и на основе применения выборочной формы работы с кадрами.

Педагогическая технология опыта.

При организации методической работы в условиях внедрения НРК мы руководствовались задачами, стоящими перед коллективом ДО №17, уровнем образовательного процесса, состоянием учебно-методической базы, накопленным опытом работы.

В состав методической службы вошли следующие структурные компоненты:

  • Совет педагогов- высший орган коллективного руководства методической работой. В его состав входят все педагоги ДО, члены родительского комитета;

  • Старший воспитатель выступает в роли координатора, обеспечивающего взаимодействие равнозначных структурных компонентов, и в то же время выполняет такие функции, как: планирование, информационно-аналитическая деятельность, педагогическая диагностика, выявляет и распространяет передовой педагогический опыт, проводит индивидуальное и групповое консультирование, оказывает адресную помощь педагогам и родителям;

Творческая группа - творческий коллектив, созданный из числа педагогических и административных работников. Состав группы определяется приказом директора и ежегодно меняется. Творческая группа педагогов выступает в роли генератора идей. Перед ней стоят такие цели, как совершенствование условий для образовательного процесса этнокультурной направленности ;разработка проектов и программ этнокультурной направленности, т.е. деятельность по созданию нового продукта.

Опыт работы педагогов в творческих группах формировался в процессе практической деятельности. При этом каждый педагог является уникальным в своем опыте, содержит свой собственный запас знаний, навыков, представлений.

Успешная организация и реализация этнопедагогического инновационного процесса зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идёт активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между сотрудниками ДО. Этот процесс достаточно длительный и сам по себе он не может произойти. Необходима целенаправленная работа всех методических структур. Мы определили следующую систему взаимосвязанных действий методической службы в дошкольной организации :

В информационной деятельности:

  • оказание помощи педагогам ДО в изучении региона КБР, как сложного историко-культурного и социально-политического образования;

  • обеспечение педагогов новинками методической и научно-методической литературы;

  • информирование педагогов о современных технологиях краеведческого и этнокультурного образования дошкольников и парциальных программах.

В диагностико- прогностической области:

  • изучение личностных, профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;

  • прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной методической помощи.

В области содержания образования:

  • методическое и научно-методическое обеспечение введения национально-регионального компонента в содержание дошкольного образования и осуществление контроля за выполнением данного вопроса.

  • обеспечение взаимодействия ДО, семьи, школы и других организаций в обеспечении НРК образования.

В области повышения квалификации:

  • обеспечение личностно ориентированной стратегии, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности, личностных возможностей и их профессиональных интересов;

  • теоретическая и практическая подготовка педагогов к этнокультурной деятельности;

  • выявление, изучение, обобщение, распространение ППО инновационной деятельности.

  • выявление, систематизация и распространение позитивного педагогического опыта внедрения НРК;

  • интеграция повышения профессионального мастерства педагогов в этнопедагогике и внедрения результатов научных исследований и инновационного педагогического опыта;

В своем ДО мы нормативно закрепили формы методической работы, сориентированные на освоение инновационной педагогической деятельности, повышение профессиональной компетентности педагогов.

Эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата стало основной целью управления методической работой в нашем ДО. Созданы условия для повышения профессиональной компетентности педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью:

  • социально-правовые - забота о здоровье всех участников инновационной деятельности, достаточная материальная и финансовая база организации, наличие времени для самообразования и инновационной методической работы;

  • перспективно-целевые - наличие «Программы по краеведению» и других программ;

  • потребностно- стимулирующие - взаимопонимание между участниками инновационной методической работы, взаимодоверие, демократичный стиль общения, атмосфера творчества и психологической свободы участников инновационной деятельности, моральное и материальное стимулирование творческой деятельности педагогов;

  • коммуникативно- информационные - наличие и доступность информации о современных формах и методах этнокультурной педагогической деятельности, педагогических технологиях в образовании детей дошкольного возраста; психологическое сопровождение инновационного процесса.

На подготовительном этапе проводится анкетирование участников образовательного процесса , выполняется swot-анализ, создается творческая группа, происходит теоретическое осмысление имеющегося материала.

Творческой группой ДО были определены стратегические линии в подготовке специалиста нового поколения. Было обозначено, что развитие системы этнокультурного образования ДО не может осуществляться иначе, как через инновационный процесс. Инновационный процесс рассмотрели, как комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, т.е. современных педагогических технологий. Творческой группой ежегодно проектируются процедуры, процессы, методы, организационные формы взаимодействия педагога и детей, обеспечивающих гарантированные результаты этнокультурного образования дошкольников. Организация и управление этим процессом основывается на определенной базе, которая включает:

  • банк педагогических технологий, информационную базу их концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения;

  • критерии выбора педагогических технологий, отправные позиции проектирования новой образовательной практики;

  • механизмы включения (использования, освоения, выращивания) инновационной педагогической технологии в реальный образовательный процесс.

Основанием для выбора педагогических технологий, проектирования новых образовательных практик определяются лично-ориентированным подходом к развитию профессиональных умений педагога.

Диагностика помогла нам определить мотивы повышения квалификации педагогами, составить характеристику коллектива. Тест на темперамент выявил психологическую совместимость педагогов, анализ анкет по самодиагностике и самооценке - единство подходов к образовательному процессу и личностные особенности каждого педагога.

В процессе изучения научных исследований, передового педагогического опыта, было определено, что профессиональная готовность педагога к реализации этнокультурного и регионального компонента содержания дошкольного образования определяется комплексом теоретических и методических знаний и педагогических умений этнопедагогической направленности.

Предметный и методический компоненты взаимодействуют между собой, поскольку являются частями одного целого. Несформированность одного из компонентов нарушает целостность педагогического процесса. Педагог, обладая прекрасными предметными знаниями, может не иметь представлений о том, как передавать эти знания подрастающему поколению. С другой стороны, научить этому можно лишь при наличии определенного уровня предметных знаний.

Тест этнопедагогической направленности определил информационный уровень педагогов в области этнопсихологии и этнопедагогики, сформированность мотивационно - ценностного отношения к созданию этнопедагогического пространства в ДО. Полученные данные были занесены в профессиональные карты педагогов.

Проделанная нами работа позволила условно разделить педагогов на четыре группы: высокого профессионального мастерства; совершенствования мастерства; становления мастерства; особого контроля (молодые специалисты).

В практике своей работы мы стали использовать систему индивидуального сопровождения педагогов, в основе которой лежит распределение их на группы с учетом стажа педагогической деятельности. Был намечен план действий, представляющий собой систему взаимосвязанных мер и наиболее эффективных (активных) форм работы с педагогическим коллективом и отдельными педагогами, которые позволяют:

  • максимально активизировать имеющиеся у педагога знания;

  • создать благоприятный психологический климат в коллективе;

  • обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;

  • дать педагогу попробовать себя в новой роли.

  • Дифференциация групп по уровню творческого потенциала педагогов

группы

Дифференциация групп

Формы методической работы

1 группа

Творчески работающие педагоги

Педагогическая мастерская, мастер- класс, конкурс профессионального мастерства, наставничество, творческий отчет, презентация авторской технологии

2 группа

Педагоги исследователи

Конкурс профессионального мастерства, творческие группы, ролевая игра, творческий отчет

3 группа

Педагоги стажеры

Собеседования, педагогический практикум, консультация, лист обратной связи

4 группа

Молодые педагоги

Собеседования, персональный контроль, наставничество, консультации

Творческой группой были определены следующие направления развития профессиональных умений педагогов ДО с учетом регионального компонента:

1. Повышение этнокультурной грамотности педагога. Это - готовность получить основные сведения и представления о народах своего региона , народной культуре, особенностях традиционных систем жизнеобеспечения этнических общностей, их природопользования и воздействия на окружающую среду.

  • - умение учитывать этнические особенности социокультурной среды в своей профессиональной деятельности;

  • - овладение навыками этнокультуры.

2.Информационная компетентность педагога:

  • - умение ориентироваться и анализировать полученную информацию о состоянии этнических и этноэкологических процессов в КБР.

  • -развитие специальных способностей, связанных с овладением знаний народной педагогики,

  • - уметь применять традиции народного воспитания в целостном педагогическом процессе ДО;

3.Повышение методологической компетентности педагогов.

  • -развитие педагогических способностей, необходимых для реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования,

4.Формирование социально-личностных компетенций:

  • - формирование положительного отношения к явлениям народной педагогики; устойчивой потребности в этнопедагогизации образовательного процесса.

Таким образом, механизмом включения инновационных педагогических технологий в образовательную практику ДО является этнопедагогическая направленность личности педагога, способного преобразовывать, проектировать свою профессиональную деятельность, реализовывать в ней гуманно-личностный потенциал инновационных технологий.

В качестве целевых ориентиров повышения квалификации педагогов определены - развитие их рефлексивных способностей. Ведь именно рефлексия дает возможность человеку превращать собственную жизнедеятельность, в том числе профессиональную, в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, ставить цели, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять приемы и методы, то есть быть субъектом. Заложенный в рефлексии потенциал изменения делает педагога способным работать в развивающей дошкольной организации.

Общими задачами рефлексивно-инновационного подхода являются:

  • системное осмысление, анализ и переосмысление педагогами своего эмпирического опыта;

  • настройка на освоение достижений народной культуры, науки и практики в сфере дошкольного образования;

  • развитие гуманистических педагогических ценностей; проживание и рефлексия различных педагогических ситуаций;

  • обнаружение ограничений имеющихся способов решения педагогических проблем и создание новых педагогических средств.

На решение этих задач мы вышли в процессе повышения квалификации педагогов.

Ключевым процессом, обеспечивающим развитие ценностно-смысловой сферы, является самоопределение.

Мы рассматриваем самоопределение педагога, как сознательное установление границ собственной свободы действий и определение путей своего развития посредством соотнесения себя, своих способностей с общечеловеческими ценностями и культурно-деятельностными нормами, определяющих этносом народов КБР. Поэтому большое значение имеет самообразование педагога в освоении предметных знаний в области этнопсихологии и этнопедагогики. В результате складывается определенная система убеждений, взглядов на национальное, этническое воспитание, вследствие чего возникает установка на осуществление этнопедагогической деятельности.

Была создана такая форма методической работы, как -школа Знаний О Родном Крае.

Занятия с педагогами в школе проходили ежемесячно и были посвящены исследованию естественных, национально-культурных факторов, определяющих специфику КБР. В ходе работы эффективную помощь в проведении лекций, практикумов оказали сотрудники краеведческого музея, СЮТ, гимназической библиотеки.

В программу повышения профессионального уровня педагогов были введены предметы регионального компонента, среди которых:

  • история Терского казачества,

  • адыгская народная педагогика,

  • балкарская народная педагогика,

  • нравственный кодекс адыгов и балкарцев( Тау-адет)

  • ислам и православная культура,

  • музыкальное краеведение;

  • литературное краеведение;

  • нартский эпос;

  • этноэкология.

Мы определили круг значимых знаний у педагога, которые можно было решить в различных формах методической работы. Среди них:

- основные явления и понятия народной педагогики;

- ребенок как объект и субъект воспитания;

- факторы воспитания;

- методы, приемы и средства воздействия на чувства, сознание и поведение детей в системе народного воспитания;

- идеалы совершенного человека в традиционной культуре воспитания;

- целостный процесс формирования личности в народной педагогике;

- народные воспитатели и народные педагоги.

С педагогами на занятиях проводятся упражнения на рефлексию и коммуникацию, решаются проблемы и проектируются ситуации.

Происходит личностное осмысление и интерпретация идеалов, образов народной культуры.

Введение к изучению материалов этнопедагогики позволяет в полной мере осуществить обучение педагогов, как носителей культуры своего народа, не только знающих и созерцающих ее, но и способных воспроизводить, преобразовывать, развивать и передавать ее.

На наш взгляд, целесообразно структурировать содержание самоопределения в соответствии с тремя областями: направленностью самоопределения на себя (целевые ориентиры: самоценность, рефлексивность, активность), на других (принятие других, эмпатия, терпимость и толерантность, готовность учиться у других), на свою деятельность (гибкость, способность ориентироваться в новой ситуации, проектировочные способности, креативность).

Методические знания необходимы для реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования, включая определение целей и задач данного процесса, отбор материала из "сокровищницы" народной педагогики, планирование и реализацию педагогических воздействий, контроль и регулирование результатов данной деятельности.

Основными формами методической работы с педагогическими кадрами в данном направлении стали:

  • Совет педагогов;

  • Семинары и семинары-практикумы;

  • Консультации;

  • Мастер-класс.

  • Тренинг

  • Коучинг -сессия

Совет Педагогов ДО №17 является основным звеном методической работы с педагогическим коллективом. Проведенные нами тематические Советы педагогов были посвящены следующим проблемам:

  • 2009-2010 учебный год «Развитие экологического мышления дошкольников на основе опыта этноэкологии родного края»; Педагогический ринг

  • 2010-2011 учебный год- «Использование национальных и культурных особенностей региона в образовательном процессе ДО»; Деловая игра

  • 2011-2012 учебный год-«Приобщение детей к народным традициям через вопросы музейной педагогики». Педагогическая газета

  • 2012-2013 учебный год «Педагогическое сопровождение игровой деятельности ребенка». Видеожурнал

  • 2013-2014 учебный год «Развитие творческих способностей и формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения в изучении эстетической деятельности» Круглый стол

  • 2014-2015 учебный год «Использование информационных технологий в реализации НРК дошкольного образования». Электронный журнал

Все Советы педагогов проводятся нетрадиционно и ориентируют педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

  • • общая эрудиция;

  • • профессиональные знания, умения, навыки;

  • • умение выйти из затруднительного положения, экспромт, а так же используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи

Очень важно использовать методы активного обучения педагогов , в процессе которых они получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, учатся соотносить желаемый (идеальный) образ с реальным состоянием педагогической действительности, ставить проблемы, и определять свою профессиональную позицию с разных точек зрения на такие проблемы, как нетрадиционное изучение нартского эпоса и адыгских сказок; использование народных традиций в развитии личности дошкольника.

В процессе обучения педагогов используются разнообразные инновационные методики

  • коммуникативно-диалоговые технологии (дискуссия, диалог и «техника аквариума» мозговая атака);

  • имитационно-игровые технологии (ролевая игра);

  • проблемно-поисковые технологии (инфокоммуникационные (электронные средства поддержки и развития образовательного процесса, цифровые образовательные ресурсы, возможности, электронные учебно-методические комплексы, слайд-лекции).

Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения, которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, используется дискуссия - обсуждение, спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Ее основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии.

Игровое моделирование предполагает использовать деловые и ролевые игры для моделирования реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.

Педагогические ситуации, экспромт- метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога.

Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы. Например: «Легко ли быть дошкольником? »

Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДО

Это обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, способствует его запоминанию, поддерживает интерес, стимулирует творческую активность педагогов.

Ежегодно при проведении итогового Совета педагогов используется такая форма, как фестиваль творческих педагогических идей «Креативный дождь». Она носит исследовательский характер и направлена на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат фестиваля - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Содержание идеи

Автор идеи

Идея развития творческого воображения дошкольников в исследовательской деятельности

воспитатель Мартыненко Н.А.

Развитие исследовательских умений в изучении природных объектов родного города

Воспитатль Чухрий Г.А.

Художественное творчество, как средство познания родного города

Воспитатель Шуруля Н.П.

Индивидуальная - исследовательская деятельность в образовательном маршруте дошкольника

Воспиталь Шуруля Н.П.

Проводимая методическая деятельность направлена как на поиск новых дидактических средств обучения, методов и приемов воспитания, так и на преобразование социокультурных связей ДО и представлена банком тренингов, деловых и организационно- деятельностных игр, педагогических мастерских, других активных форм методической работы.

Особый интерес у педагогов вызывают интерактивные информационные технологии как средство реализации НРК. Поэтому, проблема информатизации этнокультурного образовательного пространства находится в числе приоритетных направлений работы методической службы.

Важно заметить, что использование ИКТ в ДО связано также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные пособия, мультимедиа, электронные библиотеки т.п. Модели ИКТ в настоящее время разрабатываются, а часть из них успешно применяется. На данный момент в ДО создана система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов. Консультации помогли освоить способы использования информационных средств в познании природы родного края, художественного прикладного искусства народов КБР .

Разрабатывается система мультимедийного сопровождения образовательного процесса. Педагоги наработали обширный арсенал методических приемов в реализации НРК, используя возможности развивающих и обучающих программ, книг, сайтов.

Создана и пополняется медиатека наглядных, демонстрационно- электронных материалов к занятиям, развивающих детских игр, энциклопедии, познавательных фильмов и мультфильмов. Разработаны авторские занятия с использованием презентации (более 20 занятий). Такие, как_

  • «Прохладный -глазами детей»

  • Виртуальный краеведческий музей;

  • История создания бурки;

  • «Где в небесах парят орлы»

  • «Казаки от казаков ведутся»

  • «Традиция воспитания мальчиков и девочек в казачьей семье»

Рыцари Кавказа»

В процессе подготовки к Совету педагогов активно используется коллективный открытый просмотр образовательной деятельности.

Коллективный открытый просмотр педагогической деятельности Емельяненко О.В.на тему «Хитрый мудрец», помог воспитателям выявить возможность использования методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в создании методики работы с адыгским фольклором, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития дошкольников. При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

Открытые коллективные просмотры способствовали изучению передового педагогического опыта.

Во время просмотра творческой познавательной деятельности в старшей группе на тему «Волшебное письмо», педагоги познакомились с технологией использования звуков природы родного края в развитии воображения дошкольников. Опыт работы «Роль детского экспериментирования в творческом развитии дошкольников» педагога - психолога Моголясовой Е.А. был представлен на республиканском педагогическом конкурсе методических разработок, где был отмечен дипломом победителя.

Открытый просмотр исследовательской деятельности воспитателя Шуруля Н.П. с младшими дошкольниками «Улица моего города» позволил педагогам увидеть авторскую технологию ознакомления ребенка с родным городом. Данный опыт работы получил достойную оценку на городском конкурсе.

Эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДО - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение).

Например, игровой тренинг для педагогов «Креативные адыгские национальные подвижные игры», проведенный инструктором по ФВ Павликовой И.К., помог увидеть педагогам возможность использования народной игровой культуры.

Участие педагогов в игровом тренинге «Использование казачьего фольклора в музейном пространстве детского сада» позволил освоить инновационный опыт речевого развития дошкольников воспитателя Емельяненко О.В.

Коллективный открытый просмотр в мини- музее «История вещей быта терского казачества» ответственный руководитель мини - музея Мурсалова Т.Д. был ориентирован на самоанализ собственной деятельности педагога в вопросах этнопедагогике и осознание необходимости её совершенствования.

Семинары -практикумы играют особую роль не только в повышении научно-теоретического уровня педагогов, но и в совершенствовании практических навыков. Каждый семинар имеет проблемное построение содержания лекций, практических заданий, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза.

Семинар - творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.

Семинар «Осмысление подходов к познанию дошкольниками музейного пространства» повысил компетентность педагогов в таком инновационном направлении, как музейная педагогика. Через лекции, тренинги педагоги рассмотрели исторический и типологический аспекты существования музеев; методические основы работы на музейной экспозиции; психолого-педагогических особенности работы в этнографическом музее с разновозрастной аудиторией. Творческой группой разработаны интегрированные экскурсии с дошкольниками на основе музейных экспозиций различного типа. Педагоги начинают по -другому относится к планированию, индивидуально подходят к оцениванию каждого ребенка и выполняют свою работу на более высоком профессиональном уровне. Нам очень приятно, что педагоги находят новые широкие возможности для профессиональной деятельности, которых не видели раньше.

.Творческая мастерская- коллективная работа апробирования и внедрения новых нетрадиционных технологий творческой деятельности с дошкольниками.

В течении длительного времени (недели) педагоги знакомили членов педагогического коллектива с идеями рисования жилища, мира насекомых, растительного мира и др. объектов нашей республики и практическими рекомендациями по ее реализации.

Мастер - класс проводится как внутри ДО, так и для педагогов города, республики.

Он знакомит с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Ф.И.О. педагога

Тема

мероприятие

Савинова Галина Ивановна

Этнокультурное образование дошкольников

Постоянно действующий семинар для заведующих и старших воспитателей ДО

Долгова Ольга Николаевна

Нетрадиционные техники изодеятельности в изображении природы родного края

ГМО для воспитателей

Мартыненко Наталия Александровна

Использование обрядового фольклора в этнокультурной социализации ребенка-дошкольника

Постоянно действующий семинар для заведующих и старших воспитателей ДО

Шендрик Елена Валерьевна

Создание экологической тропы на территории ДО

Августовское совещание секция «Воспитатели»

Одним из современных подходов к освоению инноваций по этнопедагогике , является ориентация педагога на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении. У нас созданы различные формы профессиональных объединений, в которых мы стремимся перевести педагогов от их репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала. Это такие формы, как творческая лаборатория, проектный Совет. Они направлены на рост активности и инициативы педагогов, пробуждение их творческого поиска, распространению научных педагогических идей и практического опыта работы по выбранной проблематике.

Творческая лаборатория -это временное научно-исследовательское объединение наиболее квалифицированных творческих педагогов . Лаборатория объединила работу групп по различным направлениям. Творческая лаборатория создаются из наиболее творческих педагогов, имеющих склонность к исследовательской работе и проявивших интерес к конкретной проблеме.

Систематизируются технологии этнокультурного образования дошкольников , определяются методы работы с народным адыгским календарем, нартским эпосом, материалами педагогической традиции казачества, нравственным кодексом адыгов, балкарцев и др.

Проектный совет

В рамках Проектного совета проводится анализ использования исследовательской деятельности в инновационных способов и приемов внедрения НРК, их реализация в социо - культурном пространстве, изучается их влияния на степень развития ребенка.

Такая форма методической работы, как День профессионального мастерства используется на этапе подведения итогов, определения результатов проделанной работы. Она помогает систематизировать разработанный и накопленный материал, определить перспективы дальнейшего развития педагога.

Обобщение наработанных материалов происходит на заключительном этапе методической деятельности: издание печатной продукции.

Благодаря ценностно-смысловому самоопределению в процессе повышения квалификации удается преодолевать отчуждение педагогов от своего труда, их ориентацию на формальные результаты деятельности, помочь им избавиться от авторитарных стереотипов. В качестве показателей эффективности проводимой работы мы выделяем социально-профессиональную позицию педагога-новатора; мотивы профессиональной деятельности, связанные с совершенствованием личности другого человека и своей собственной, установки на сотрудничество, диалог, принятие, эмпатическое понимание, открытость во взаимодействии с воспитанниками и другими субъектами образования.

В этноэкологии:

-формирование у педагогов знания концептуальных подходов к исследованию процесса взаимодействия этноса и природы;

- понимания закономерностей формирования и функционирования этноэкосистем ;

-овладение современными инновационными технологиями развития экологического мышления, памяти.

Наши педагоги уже обладают профессиональными навыками, у них есть свой собственный опыт и взгляды. Это воспитатели - Шуруля Н.П., Мартыненко Н.А., Мишенская О.Е., Быкова Г.П., Вахранева В.И., Емельяненко О.В. Они являются наставниками, умеющими создавать условия, в которых дети активно и самостоятельно познают мир, владеющими современными технологиями, мотивирующими воспитанников на развитие их интеллекта, творческих способностей, воспитанности. Они любят и умеют это делать.

Молодые специалисты: Мурсалова Т.Д., Алексанян Т.Н., Мажай Л.Н. стремятся к качественной педагогике и у них получится, потому что они очень любят детей, внимательны и добры к ним.

На педагогах лежит огромная ответственность за будущее. Мы творим будущее своими руками. Педагог не может не любить учиться. Если он перестает это любить, то он должен уйти из профессии.

Результативность опыта.

На базе знания основ национальной культуры у педагогов формируется мотивация к саморазвитию в ней; развиваются историческая память, патриотические, гражданские, нравственные чувства; формируются навыки и умения, необходимые для воспроизводства элементов национальной культуры в жизни. В идеале должна быть сформирована личность - носитель народной педагогики.

Реализуя НРК в профессиональной подготовке педагогов, методическая служба ДО решает задачу по возрождению национальной интеллектуальной элиты, способной сохранить культуру КБР, которую веками создавали наши предки, воссоздать то ценное, что было растеряно.

Накоплена картотека мультимедийных презентаций по познавательно-речевому развитию, электронные дидактические игры.

Педагоги успешно использовали ИКТ - технологии в своей педагогической деятельности при участии в конкурсе «Воспитатель года», во время аттестации представляли электронный портфолио. Активно делились опытом работы с коллегами в сети Интернет.

Эффективность методической деятельности по реализации НРК в дошкольное образование можно определить по итогам участия педагогов в профессиональных конкурсах.

Организаторы конкурса

Название конкурса

Представленная работа

Ф.И.О. педагога

итоги

Система добровольной Сертификации Информационных Технологий "ССИТ".ООО «Маркетинговый центр «Сентябрь».

Всероссийского конкурса дошкольных образовательных учреждений «ИЗЮМИНКА-2»

"Этноартфестиваль "Жар - птица"

Савинова Галина Ивановна, Павликова Ирина Константиновна

Третье место в регионе

Информационно - методический центр «Агора»

Общероссийский конкурс методических занятий и внеклассных мероприятий Номинация: «Разработка занятия»

Материалы организованной интегрированной образовательной деятельности в мини - музее с детьми подготовительной к школе группы"Обряд вызывания дождя"

(Княгиня-лопата)

на основе национального адыгского обряда

Мартыненко Наталия Александровна


1 место РФ

Информационно - методический центр «Агора»

Общероссийский конкурс методических разработок классных часов и внеклассных мероприятий педагогов и творческих работ обучающихся.«Казакам России - Честь и Слава!»

Этноартфестиваль «Жар-птица В детском саду

« Казачий край- я, твой потомок дальний».

Савинова Г.И., Павликова И.К.

1 место РФ

Информационно - методический центр «АГОРА»

Общероссийский конкурс методических разработок занятий и внеклассных мероприятий педагогов.

«Инновационные технологии преподавания краеведения» Номинация: «Разработка занятия»

Материалы организованной интегрированной образовательной деятельности в старшей группе«Храбрый мудрец»

с использованием методов ТРИЗ

на основе балкарской сказки

Емельяненко О.В.

1 место РФ


Информационные ресурсы:


  1. Ценностно-смысловое самоопределение педагога как условие преодоления антиинновационных барьеров в профессиональной деятельности Г.Д.Воднева Воднева, Г.Д.

  2. Реализация рефлексивно-инновационного подхода в повышении квалификации педагогов: материалы областной научно-практической конференции / Г.Д.Воднева. - Витебск, 2003г.



© 2010-2022