Декоративное занятие в детском саду по рисованию (подготовительная группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Художественно- эстетическое развитие»

Тема: «декоративное рисование в детском саду»

«Якутский орнамент»

(в подготовительной группе)

Гармоническое развитие личности невозможно без эстетического чувства, основа которой является формирование художественного видение мира закладывающаяся с самого раннего детства. Дети любят создавать графические образы окружающей действительности - красками, карандашами, лепкой из пластилина, глины. Пытаются выразить свое отношение к миру вещей, явлений. Самым доступным видом для детей является народное декоративно - прикладное искусство. Оно способствует развитию чувства интернационализма, патриотизма. Средствами народного искусства прививаем любовь и народностям, населяющим нашу необъятную Якутию. Будь то глиняные игрушки, городецкие, хохломские деревянные расписные доски, вазы, детская мебель, якутские чороны и меховые изделия. Каждая вещь по способу расписана, детали узора разные, что расположения их зависит от назначения вещи.

Народное искусство создано по законам рациональности, простоты, а следовательно доступности. Народные умельцы творили свои неповторимые изделия без измерительных приборов, без станков - на глаз. Чувство ритма, композиции и цвета у них развито в совершенстве. Из поколения в поколение наши предки передовали свои знания, умения, навыки своим потомкам, обучая их своему ремеслу. Традиционно портняжничеством у якутов занимаются исключительно женщины. Так, в старину на долю женщины выпало все, что сшивается, сплетается и лепится, обработка и выделка кожи тоже считалось сугубо женским делом и занятием стариков. А если женщина была ещё и искусная рукодельница, владеющая множеством секретов традиционного ремесла, то она обладала всеми ценными качествами обеспечивающими благополучие семьи.

Несмотря на достаточно сильное влияние других соседних народов, якутский вкус в своей основе остался самостоятельным. Подбор и сочетание цветов у якутов также своеобразны- более сдержанны, менее пестры. «У якутов есть свой якутский стиль, узоры и украшение от изделий и узоров других северных инородцев»- отмечал известный учёный и писатель В.Л.Серошевский. Старшему поколению мастериц, сохранивших в памяти образы народной одежды, сегодня уже за 70-80 лет. В качестве отделки они использовали лапки и лобики различных пушных зверей белого, красного, коричневого цвета. Для украшения одежды применялись голубой, белый и черный бисер, были узоры «ынах» (корова), дьураа (полоски), лировидные мотивы, медные украшения. Они трудились всю свою жизнь по зову сердца, тогда шитью и вышивка считались обязательными в арсенале любой домохозяйки. Почти все мы пережили те времена, когда нам казалось, что мы бесповоротно отказались от сего старого, что связывало с традиционной культурой, фольклором родного народа. Наша Якутия богата талантливыми людьми. В длинные зимние вечера они любят шить, вышивать, вырезать из дерева посуду: чороны, кытыйа и др. изделия, напевая задушевные песни. Мастер под ритм песни делает зарубки, точки, черточки, загадочные знаки, на берестяных изделиях, на чороне. Из чорона пьют кумыс - напиток, изготовленный из кобыльего молока, полезный для здоровья, он хорошо утоляет жажду в жаркую погоду. С давних времен начало лето отмечается кумысным праздником «ысыах», приводят коня в праздничном убранстве, главная часть этого наряда- чепрак. Чепраки шьют мастерицы, они вышивают его бисером, нитками цветными, украшают серебрянными пластинками, в центре- лировидный орнамент. Он похож на музыкальный инструмент- хомус, в звуках хомуса слышатся мелодии журчание ручейка, то пение жаворонка ,то кукушка кукует, извещая окрестность о начале лета, то топот копыт коней. Девушки одеты в длинные платья- халадай, в жилет весь расшитый бисером, а на голове бастына дивной красоты. Все люди танцуют хоровод - осуохай.

Декоративное искусство является формой отражения окружающей действительности, поэтому дети должны знать искусство того народа, той республики, где они живут. Нельзя забывать истину, что патриотизм начинается с родного дома, с родной природы, с родного народа. Изучая элементы якутского орнамента, дети входят в мир символики, игры, воображения и у них развивается наблюдательность, мышление, ориентировка рук и глаз на месте - бумаги, что улучшает готовность детей к школе, а ручная умелость облегчает овладением письмом, значительно расширяется словарь, в речевой обиход вводятся новые слова, термины. Связанные с народным декоративно- прикладным искусством. Обучение будет эффективным при взаимодействии с другими разделами «Программы д/с», как родной язык, ознакомления с окружающим миром, развитие речи, обучение грамоте и математике.

Подготовительная группа 10 конспектов занятий по якусткому орнаменту:

Занятие №1

Тема: якутские узоры. Беседа о якутском декоративно- прикладном искусстве.

Цель: уточнить знание детей о народных мастерах и их изделиях. Объяснить значение слов: кумыс, чорон, кытыйа, чепрак, хомус, орнамент,ысыах. Вызвать интерес к народному творчеству.

Занятие№2

Тема: шахматный орнамент.

Цель: делить полоску бумаги на глаз на четыре равные части, а полученные квадратики - по диагонали на треугольники, правильно закрашивать краской.

Занятие№3

Тема: шахматная мозаика.

Цель: уметь составлять шахматную мозаику, научить самостоятельно делить полоску на четыре равные части, развивать чувство симметрии, ориентировку в пространстве.

Занятие№4

Тема: «позвонок- узор»

Цель: познакомить детей с новым элементом якутского орнамента «позвонок- узор», его значением, использованием, разнообразием его видов, развивать чувство ритма, симметрии, умение проводить дугообразные линии с разным нажимом ворса кисточки.

Занятие№5

Тема: «бастынга» ( с элементом «арочный»)

Цель: познакомить детей с новым элементом «арочный», научить способу его рисования, развивать ориентировку в пространстве, упражнять кисть в плавном движении и координировать их с движением глаз.

Занятие№6

Тема: «билэ»

Цель: познакомить детей с новым видом декоративно- прикладного искусства - якутской вышивкой. «изделия ,вышитые бисером, конским волосом, цветными нитками со спиралевидным элементом якутского орнамента. Изучить новый элемент «спиралевидный», научить способу его рисования, выработать умение рисовать спираль плавным непрерывным движением .

Занятие№7

Тема: «коврик»

Цель: знакомить с кожаными и меховыми изделиями украшенными сердцевидным элементом орнамента, изучить сердцевидный элемент, научить способу его рисования. Совершенствовать движения кисти руки, добиваться правильного расположения элемента- посередине квадрата, чтобы получился законченный узор. Научить первоначальным навыкам работы с таблицей.

Занятие№8

Тема: украшение крышки туеска

Цель: знакомство с берестяными изделиями якутов: чабычах ,туеском, развивать глазомер : на глаз делить круг на четыре равные части, научить составлять узор на круге из копытцевидного элемента, закреплять навыки работы с таблицей.

Занятие№9

Тема: «мутовка»

Цель: знакомство с мутовкой и его назначением, развивать глазомер, закрепить деление круга равные части, видеть ритмическое чередование цветов, закрепить навык аккуратного раскрашивания.

Занятие№10

Тема: «чепрак»

Цель: уточнить знание детей об убранстве коня, формировать навыки рисования лировидного орнамента, воспитывать уважение к национальным традициям.

ЛИТЕРАТУРА:

Декоративное рисование в детском саду. Н.Р.Захарова.

© 2010-2022