Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Қарағанды қаласының білім бөлімі

№121»Айналайын» бөбек- бақшасы ҚМҚК

Отдел образования города Караганды

КГКП №121 я\с «Айналайын»




Выполнила воспитатель II категории

Давыдова Е.Н.


Консультация для педагогов

Тема: «Пластилиновая живопись»






Г.Караганда

2015г

Пластилиновая живопись

  1. Введение

  2. История создания пластилина

  3. Виды пластилина

  4. Виды пластилиновой живописи

  5. Литература

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в значительной мере решается на занятиях по изобразительной деятельности, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилиновая живопись - это одно из направлений изобразительной деятельности. Название говорит само за себя - это создание картин посредством пластилина.

Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут получили патенты в Германии (на модельную массу "Plastilin" в 1880 г.) и в Великобритании (на незасыхающую глину "Plasticine" в 1899 г.)

Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами. Первоначально пластилин использовался в образовательных целях.

В 1900 году Харбурт открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов. Фабрика проработала до пожара 1968 года, после производство было перенесено в Тайланд.

Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как "Мюнхенский художественный пластилин".

Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер, фармацевт из Цинцинати. Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил простую оконную замазку, средство для очистки обоев от пятен. К счастью для Маквикера, его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки, вместо глины.

Позже совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать «нетоксичное чистящее средство для обоев» на занятиях. А в 1955 году на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги. Светлая масса была более пластичной, не высыхала и вскоре прародитель современного пластилина сметался с полок подчистую. Маквикер в 27 лет стал миллионером, а мы получили возможность творить в цвете.

Пластилин- от греческого слова, в переводе -лепной. Ранее пластилин изготавливался из порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), вазелина.В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен, поливинилхлорид, каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм.

В настоящее время выпускается несколько видов пластилина. Помимо скульптурного пластилина, который используют в своей работе скульпторы, потребителю предлагается множество видов поделочного пластилина.

Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись.

Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись.

Шариковый пластилин. Отличительная особенность этого пластилина в том, что он состоит из небольших мягких шариков из поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен для здоровья. Лепить из такого материала очень легко. Шарики интенсивно массажируют пальцы, цвета очень легко смешиваются. Шариковый пластилин - отличное средство для развития моторики.

Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись.

Отскакивающий пластилин. Этот материал отличает наибольшая мягкость и пластичность. Самое интересное в этом пластилине то, что, остыв, он становится похожим на резину и легко пружинит и отскакивает от любых поверхностей. С поделками из такого пластилина можно потом играть, как с мячиком или "прыгуном".

Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись.

-«Жвачка для рук» (от англ. HandGum) - этот пластилин можно назвать наиболее высокотехнологичным и современным материалом, он способен принимать любую форму. Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. Он не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен и гипоаллергенен.

Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись.

«Классический пластилин»- Предназначен для лепки и моделирования в детском творчестве. Пластилин не прилипает к рукам, имеет яркие, сочные цвета, которые легко смешиваются друг с другом. Упакован в картонную коробку. Стек в комплекте. Срок годности не ограничен.

Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись.

«Восковой пластилин» -не пахнет, приятен на ощупь, очень пластичный, недорогой, рекомендован педагогами, большое разнообразие цветов, мягкий, не липнет к рукам, безопасный для детей. Недостаток при хранении в открытой коробке высыхает

Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись.

«Плавающий пластилин»- Плавающий пластилин от - это неповторимое качество. Все цвета могут быть легко смешаны друг с другом. Легко размягчается в руках, но не липнет к ним. Легко смывается водой и не тонет в воде. Соответствует европейским стандартам и абсолютно безопасен для детей, не содержит вредных примесей и красителей.

Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись.

«Флуоресцентный пластилин восковой»- используется для лепки фигурок и мелких декоративных предметов. Очень мягкий, яркий, пластичный, не липнет и не пачкает руки, обладает уникальными свойствами - светится в темноте. 8 цветов. Стек для моделирования в комплекте. Упаковка - картонная коробка. Срок годности не ограничен.



Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись.

«Скульптурный пластилин»- используется для более серьёзных задач в лепке. Лучше держит форму, позволяет прорабатывать довольно мелкие детали скульптуры. Пластилин отличает особая эластичность. Данное свойство позволяет использовать его для скульптурной миниатюры и модельных работ. Не оставляет пятен и не прилипает к рукам и специальным материалам, используемым в работе. Срок годности пластилина не ограничен: сохраняет свои свойства в течение длительного времени, поэтому его можно использовать на протяжении многих лет. Для изготовления скульптурного пластилина используется воскообразная масса с добавлением минеральных пигментов и наполнителей.




Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись.«Съедобный пластилин»- Это необычный пластилин, он создан на основе съедобных продуктов, абсолютно безопасен для малышей и не прилипает к рукам! Пластилин делается на основе натуральных съедобных продуктов, поэтому даже если ребенок проглотит его, ничего страшного не случиться. Состав: мука, вода и другие пищевые ингредиенты. Пластилин затвердевает на воздухе, что позволяет делать любимые фигурки, а если игрушка надоела - можно убрать в банку, залить водой и снова получится обычный пластилин.

Преимущества пластилина для детского творчества-

Пластичность. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить поделку любой сложности, от примитивной колбаски, до сложной многофигурной композиции.

Возможность корректировки. Не получившуюся часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальное изделие. Это очень важно именно для детского творчества, когда ещё не окрепшая детская психика порой не выдерживает длительной кропотливой работы.

Безопасность. Благодаря своей текстуре пластилин является одним из самых безопасных материалов для творчества. Для лепки не нужны ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно испачкаться, получить занозу, удариться или обжечься.

Развитие мелкой моторики. Пластилин развивает мелкую моторику рук. Развитие рук ребёнка и развитие речи тесно взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и правильное, точное артикулирование звуков зависимы друг от друга. Таким образом, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию фантазии, развивает пространственное мышление, вырабатывает упорство и кропотливость и вообщем можно ещё долго продолжать этот список.

Для пластилиновой живописи лучше всего использовать скульптурный пластилин, классический, восковой. Пластилиновая живопись- рисование картины пластилином. Выполняется в технике барельеф, горельеф, пластилинография.

Барельеф- разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.

Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита: первые барельефы, горельефы - глубоко высеченные или тёсаные наскальные изображения. Барельефы также часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях .

Для работы с детьми по пластилиновой живописи лучше всего подходит техника пластилинографии.

Пластилинография- картина выполненная на твердой поверхности пластилином. Пластилнография- два смысловых корня «графика»- рисунок, «пластилин»- материал, которым работают.

Этот вид деятельности предполагает изображение полуобъемных объектов, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится совмещение видов изодеятельности, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения.

Занятия пластилиновой живописью способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилиновой живописи с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, художественной литературой, математикой и т. д.) .

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения, обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Цель: Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Образовательные:

-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилина.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитательные:

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно - игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Работа по формированию навыков по пластилиновой живописи проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Занятия лучше проводить в вечернее время, индивидуально или коллективно.

Техника выполнения работ

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. У каждого художника на этот счет свои индивидуальные приемы, свой так называемый стиль, или почерк.

Пластилин можно накладывать большими сочными мазками, что передает желаемые формы и объем. А крупные красочные мазки создают иллюзию подвижности, мерцания, изображение получается слегка рельефным, что выглядит очень привлекательно.

Есть другой способ рисования пластилином. Но он больше похож на декоративный прием, так как напоминает нечто среднее между аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их на пластилиновое «полотно».
Перед началом работы основу- картон обязательно нужно загрунтовать, в условиях детского сада лучше всего подходит способ ламинирования скотчем, т.к. на гладкую поверхность основы пластилин ложится очень легко, детские пальчики не испытывают болезненного трения о поверхность картона или другой основы.

За основу работы можно взять стекло, но для младших дошкольников такая основа может быть опасна.

Перед ламинированием основы, на картон нужно нанести рисунок, изображение, которое будет закрашено пластилином. Старшие

дошкольники могут выполнять работу по замыслу без предварительного рисунка.

Работу можно выполнять скульптурным пластилином или цветным. Если работы выполняется пластилином одного цвета (скульптурным), то поделку лучше выполнять в технике барельеф. Сначала на основу наносится рисунок, далее пластилином закладывается фон рисунка, затем выполняется сам рисунок. Рисунок должен выделяться своей рельефностью над фоном. Готовую работу можно оставить одного цвета, можно раскрасить красками. Для этого картину нужно покрыть обзежиривающей смесью, очень хорошо подходит зубная паста (не токсична, безопасна для детей). После того, как нанесенный слой смеси высохнет работу можно раскрасить любыми красками по желанию.

Для выполнения картины цветным пластилином можно использовать следующие приемы: смачивать пальцы в воде, тогда поделка приобретает гладкость, эффект керамики, нагревая пластилин в пластмассовом шприце (шприц для крема), пластилин приобретает полужидкое состояние, выдавливая шприцем размягченный пластилин, можно получить изящные линии, рельефы.

Выполняя поделку можно использовать не только руки, но разнообразные стеки.

После окончания работы, обязательно нужно вымыть руки с мылом, смазать руки детским кремом.

Во время работы обязательно нужно следить за освещением в помещении, за осанкой детей, длительностью занятия, делать подвижные физминутки.

Длительность занятия должна соответствовать возрастным требованиям.

Пластилиновая живопись имеет огромный простор для фантазии маленьких художников, обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка уже с раннего возраста с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Литература:

И.А.Лыкова «Я леплю из пластилина» Мир книги «Карапуз»

Т.Давыдова «Лепим из пластилина и соленого теста» Стрекоза пресс» 2004г

Г.Н.Давыдова «Пластилинография 2»

О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева

«Пластилиновая картина» «Мозаика- синтез» 2011г

Е.В.Чернова «Пластилиновые картины» «Феникс» 2006г

Т.Н. Яковлева «Пластилиновая живопись» «Сфера» 2010г

«Уроки лепки с магом Пластилинкиным»

компьютерная программа серия «Развивашки»








© 2010-2022