Развитие связной речи детей среднего возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие связной речи детей среднего возраста.

В среднем дошкольном возрасте все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи) приобретают важное значение.

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Диалогическая речь непроизвольна; она мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.Очень важно, чтоб задания не отделялись друг от друга по времени. Только что дети называли отдельные предметы, их признаки, действия, и тут же они составляют писание игрушки (предмета), повторяют эти качества, признаки, действия - получается связное высказывание.

Такие моменты, когда сознание детей направляется на правильное изложение высказывания, когда дети овладевают способом изложения мысли в правильной и точной форме, очень важны именно в среднем дошкольном возрасте.

На занятиях для средней группы закрепляется работа по формированию грамматического строя речи, которая проводилась и в младшей группе, однако задания усложняются, а отсюда и высказывания детей становятся более связными.

Воспитатель говорит детям: «Пес большой, черный, усатый. Собака черная, пушистая, большая. Догадайтесь, о ком эти слова: «Большая, усатая, сердитая? Правильно - о собаке. Собака большая и усатая, а пес… (большой и усатый). Затем воспитатель показывает две игрушки (зайцы), один из них большой, а другой маленький. «Как можно назвать маленького зайца по-другому? (зайка, зайчонок). Затем воспитатель предлагает рассказать о зайцах (один заяц большой, пушистый, а зайчонок маленький, пушистенький).

Таким образом, на занятиях по развитию связной речи задания органически соединяются с лексическими, грамматическими упражнениями, переход от одной части занятия к другой проходит в естественной форме, живо и эмоционально, с теми же игрушками, предметами, словами, которые дети слышали в первой части занятия.

Задания по звуковой культуре речи в средней группе усложняются, дети учатся произносить различные интонации. Им дается задание повторить за воспитателем небольшой рассказ, они повторяют и интонации воспитателя, а некоторые дети начинают отходить от подражания и дают свои собственные интонации. Благодаря таким упражнениям развивается интонационная выразительность, совершенствуется темп речи, дикция, звукопроизношение.

Например, на фланелеграфе появляется девочка Маша. «Идет Маша с прогулки домой и видит - около забора сидит котенок и жалобно мяукает, вот так: «Мяу-мяу». Как мяукает котенок? (дети повторяют). Взяла Маша котенка на руки и понесла домой. Дома налила в блюдце молока. Обрадовался котенок и замяукал радостно. Как он мяукал? (дети повторяют радостную интонацию). Прибежала собачка Жучка и стала громко лаять на котенка: «Аф-аф». Повторите дети, как Жучка громко лаяла. Рассердился котенок, выгнул спину дугой и сердито замяукал (дети повторяют соответствующую интонацию). Испугалась Жучка и убежала. Затем воспитатель еще раз повторяет звукоподражание «мяу-мяу» с разной интонацией и предлагает детям рассказать про Машу и котенка. Так у детей закрепляется навык рассказывания .

При проведении непосредственно образовательной деятельности (Н.О.Д.)нужно соблюдать следующие правила:

- использовать в Н.О.Д. по составлению рассказов по картинке и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

- включать в Н.О.Д. рассказывание правил игры, задания, «тренировачные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

- перед выполнением Н.О.Д. обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе тренировочных упражнений;

- поощрять детей, которые выполняют данное требование;

- для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

- вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

- предлагать детям разные варианты ответов;

Занятия по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок нужно проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.



© 2010-2022