«Этот волшебный мир книг» (из опыта работы)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Этот волшебный мир книг»

(из опыта работы)

Ч«Этот волшебный мир книг» (из опыта работы)тение книг имеет целью научение и поучение, иначе говоря - обогащение ума и сердца сокровищами, собранными гением человечества. Попадая под власть печатного слова, ребёнок приучается мыслить.

Гётте

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Дидро

Светлое время детства, каким его принято считать, в сущности не является безоблачным. Этому возрасту, так же как и всякому другому, присущи свои радости и горести, приобретения и потери - и своя работа. Мы не всегда сознаем значимость - этой работы. Нам только кажется, что дошкольник играет, а по существу он работает. И работа у него очень нужная и совсем не легкая.

Для входящего в жизнь малыша она начинается с самого трудного - с познания. Малыш постоянно находится в процессе познания. Через непосредственно ощущаемое, видимое, слышимое у него формируются отношение к окружающей реальности, ее осмысление.

Мир души малыша глубок и многогранен, и очень важно, помня об этом, учитывать движение и развитие души ребенка, которая нуждается в духовной пище и прежде всего в доброте и справедливости. Чтобы постоянная учеба ребенка давала желаемые положительные результаты, ему нужны участие, внимание и понимание.

Книга часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в зайчат, Айболита, хитрую лису. Однако дети не всегда правильно воспроизводят художественное произведение, его сюжет, типичные черты и характерный язык героев. Это говорит о том, что у них еще нет достаточного опыта в восприятии художественного произведения, не развита эстетическая отзывчивость.

Учитывая неисчерпаемые воспитательные возможности книги, мы решили использовать ее как источник умственного и нравственного развития ребенка, развития детского самостоятельного творчества.

Что читать, когда читать и как читать - вопросы далеко не простые. Выбор произведений и книг соответственно целям чтения - большая наука, великое искусство. Тут требуются глубокие знания не только целей чтения, что в общем случае определяется тем, что нужно читающему, но и умение читать. Проблема чтения детям имеет свою остроту. Казалось бы, что тут особенного. Бери сказки, стихи и читай их подряд. Однако этого недостаточно. С чтения в детском саду или в семье, по сути, начинается настоящее приобщение к книге, хотя известно, что с книгой ребенок встречается раньше. С первых организованных с учетом педагогических правил чтений вслух закладываются основы отношения к книге, формируете понимание ее роли и значения, воспитывается привязанность к книге. Именно с этих первых чтений книга становится спутником человека на всю жизнь. Чтение одной книги вызывает потребность чтения другой. Пройдут годы, нынешний малыш станет настоящим читателем, выработает в себе подлинную читательскую культуру и навсегда сохранит память о первых детсадовских и семейных чтениях, о волнениях и переживаниях, связанных с первыми книжками.

Выбор книг - это как выбор друзей. Дети узнают много интересного и волнующего, впервые или, возможно, снова встретят имена знаменитых поэтов и писателей: А. Пушкина, К. Чуковского, С. Есенина, Ф. Тютчева, И. Бунина, К. Бальмонта, А. Фета, Н. Некрасова, А. Плещеева, А. Майкова, К. Паустовского, В, Бианки, Д. Мамина-Сибиряка, С. Маршака, Г.-X. Андерсена, Н. Носова, И. Соколова-Микитова, Л. Толстого и еще целый ряд других. Вместе с лисичкой-сестричкой, Снегурочкой, сестрицей Аленушкой и ее братцем Иванушкой, Сивкой-буркой, Василисой Прекрасной, царем Салтаном, Царевной-лягушкой и еще очень многими сказочными персонажами побывают дети в мире прекрасного, чудесного и доброго.

Для этого надо было, прежде всего, подружить детей с книгой, сделать ее постоянной спутницей их жизни. Нам хотелось посредством образов народных сказок и рассказов расширить круг представлений детей углубить их художественное восприятие, сформировать умение осмысливать содержание литературного произведения.

С помощью книги мы хотели раскрыть детям богатство русского языка, его красоту, выразительность, меткость, образность и таким образом создать фонд для самостоятельного словесного творчества. Все это должно было стать основой развития театрализованных игр детей, игровых программ, посвящённых детской книге.

Свою работу мы начали с оформления в группе книжного уголка «Радость». При этом стремились создать обстановку, которая вызывала бы у детей желание познакомиться с книгой, рассмотреть её. Предложили детям разную печатную продукцию.

Детские книги - самые разнообразные: тонкие с небольшими рассказами, отдельные крупные детские произведения, детские энциклопедии и т.п.

Ко всем книгам мы предъявляли определённые требования. Книги должны были быть:

- красочными, яркими, с картинками, для того, чтобы привлекать внимание детей, вызывать у них желание взять в руки, узнать, о чём они;

- с крупным шрифтом, для того, чтобы детям легче было читать;

- доступные и даже простые по содержанию детские журналы («Весёлые картинки» и д.р.);

- детские книжки с развивающими заданиями;

- комиксы.

Всю литературу рассортировали: отдельно книги, отдельно журналы, отдельно комиксы и т.д. Дети поддерживают подобный порядок хранения.

Наиболее любимые, читаемые детьми книги, комиксы, журналы имеем в нескольких экземплярах.

Затем создали «библиотеку». На каждого ребёнка завели карточку, и дети после просмотра книги рисовали в карточке метку, которой эта книга обозначена.

Для привлечения внимания детей к литературе мы кратко и эмоционально представляли каждую книгу, журнал. Например:

- «Я вам уже рассказывала о планетах. А теперь принесла интересную книгу. Посмотрите её. На следующем занятии вы поделитесь своими знаниями, полученными из этой книги».

- «В этой книге есть интересные задания. С некоторыми я справилась легко. А вот с заданием на странице номер пять пришлось потрудиться. Познакомьтесь с этим заданием. А в конце недели мы с вами поговорим об этой книге, и вы расскажете, какие задания выполнили, а с какими не справились, какие задания вам были интересны, а какие нет».

- «Я принесла комиксы о приключениях … Я не видела мультфильма об этом герое и узнала о его приключениях только из комиксов. Ребята, советую вам. А может такой мультфильм всё же есть? Посмотрите и скажите мне потом - права я или нет».

В дальнейшем обязательно проверяли, как дети выполнили пожелания, рекомендации и задания. И если обещали детям вернуться в конце недели к какой-то книге, то не забывали выполнить своё обещание, а также предлагали рассказать ребятам содержание прочитанного произведения.

Сначала дети стремились занести в свою карточку как можно больше и потому бегло просматривали книги. Но в дальнейшем у них стал проявляться избирательный интерес к произведениям, появились любимые, которые они «перечитывали» несколько раз. Одних интересовали сказки, других - книги с героическим сюжетом. Все это помогло нам выявить интересы ребят.

Мы учили детей рассматривать иллюстрации: не торопиться, внимательно подмечать детали, определять настроение героев.

Чтобы донести до детей идею художественного произведения, задавали им вопросы, которые заостряли внимание на самом главном, существенном: Как описывает автор падчерицу? Мачеху? Мачехину дочку в сказке «Морозко»? Почему именно так? Как ты считаешь? Что можно рассказать об этом герое? Какой он? Тебе он нравится? Почему? Какое главное событие описано в этом рассказе (сказке)? Что случилось с героями?

Правильный ответ свидетельствовал о том, что ребенок умеет логически мыслить, оценивать, что хорошо, а что плохо, высказывать свое отношение к поступкам героев.

Сопереживание - верное средство воспитания лучших качеств у детей. Выстраивая свое понимание услышанного в процессе чтения, малыш создает свои представления, свои образы, приходит к осознанию реальности и своего места в ней. И даже если это не происходит, сам факт связи с книгой через слушание в кругу своих сверстников или в семье поднимает малыша на другой уровень душевных ощущений и познания и различения хорошего и дурного, добра и зла.

По словам Гётте, чтение книг имеет целью научение и поучение, иначе говоря - обогащение ума и сердца сокровищами, собранными гением человечества. Попадая под власть печатного слова, ребенок приучается мыслить. Дидро говорил, что люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Очень важно было заинтересовать детей чтением, правильно организовать его, чтобы дети ожидали, когда будет чтение, с радостью собирались на него. Большое значение имеют ритм чтения, интонации, четкое и правильное произношение слов. Чтение учит главной заповеди речевого общения: уметь слушать и дать выговориться. При чтении вслух для дошкольников нужно, чтобы слова не только произносились и звучали, но и светились, плескались и журчали, когда речь идет о ясном солнечном дне и текущей воде; чтобы слова излучали запахи и волновали, когда говорится о цветах; чтобы при словах «громко крикнул» ребята услышали не только слова, но и сам крик.

Чтение - многоаспектный процесс. Он включает и слушание, и восприятие, и усвоение, и знакомство со словами и их произношением и значением, и, наконец, оценку услышанного и действие. В результате чтения вслух наши дети лучше понимают роль слова и словесного выражения, значение точности и определенности высказывания. Слушание детьми произведений народного творчества, классиков литературы, поэтических произведений, закладывают также основы хорошего литературного вкуса. Думается, что содержание разносюжетных произведений, подобранных со вкусом и знанием основ детского воспитания, обладающих высоким художественным качеством, глубоко запало в души наших детей, оставило в них яркий след, может оказаться толчком и основой для формирования характеров дошкольников.

Так, после чтения сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» на вопрос «Какое из всех желаний Жени вам больше всего понравилось и почему?» ребята отвечали по-разному:

  • Самое лучшее желание - побывать на Северном полюсе, потому что там интересно, можно увидеть белых медведей!

  • Самое хорошее желание Жени - вылечить больного мальчика. Это доброе желание, потому что хорошо быть здоровым, бегать, прыгать и играть.

В заключение беседы подчёркиваю, что стремление сделать другому добро приносит человеку большую радость. Вот почему самым лучшим желанием девочки было последнее.

В умственном и нравственном развитии ребенка большую роль играет сказка. Дети любят сказки, в которых добро побеждает, а зло наказывается. Рассказывая о хороших поступках, они оживляются, стараясь передать свое доброе отношение к ним, а говоря о зле, обмане, негодуют, возмущаются.

Сказка стала нашим помощником в решении задач по развитию речи детей. Так, например, при пересказывании сказки «Теремок» дети должны находить в каждом персонаже наиболее яркие черты, а для этого требуется подобрать соответствующие эпитеты, образные выражения. И ребята правильно характеризуют мышку - быстрая, ловкая, проворная, юркая, гостеприимная, добрая; волка - злой, грубый, озорной, невоспитанный, вредный, разбойник и т. д.

Мы предлагали детям вспомнить, в каких сказках встречается волк и как он там изображен. Ребята называли «Иван-царевич и серый волк» (добрый, мудрый, умный); «Волк и семеро козлят» (жадный, злой, обманщик, притвора, обжора).

Сначала дошкольники приводили всего один-два эпитета, но воспринимая образ более глубоко и осмысленно, они характеризовали его точно и метко.

Чтобы научить детей рассказыванию, мы предлагали им придумать новый вариант конца к известной сказке или рассказу.

Инсценируя «Три медведя» в плоскостном театре, дети использовали придуманные концовки и давали новые варианты.

Стараясь развивать у дошкольников творческое воображение, мы предлагали им придумывать на известный сюжет свои сказки. Где только не побывал щенок из сказки Сутеева «Кто сказал «мяу»?». И в лесу, и в зоопарке, и на Луне, а какие интересные приключения происходили с ним! Также предлагали детям составлять рассказы и сказки по игрушкам.

Мы учили детей передавать характерные черты конкретного образа интонаций, силой голоса, жестами, движениями собственного тела.

Для того чтобы научить детей не только понимать настроение героев, но и передавать это настроение в движении игрушек, фигур плоскостного театра, кукол бибабо, использовали следующее задание.

В сказке «Заюшкина избушка» заяц то грустный и печальный, то веселый и радостный.

Воспитатель говорит: «Когда зайца обидела лиса, то он был грустным, печальным, он не просто шел, а...» И дети продолжали: «Тащился, плелся еле-еле, вздыхая от горя, шел, согнувшись» и т. д.

«А в конце сказки заяц веселый, счастливый, и он готов не только пойти рассказать о своей радости, но и...» Дети продолжают: «Плясать, скакать, танцевать, подпрыгивать от радости, кувыркаться» и т. д.

И«Этот волшебный мир книг» (из опыта работы)з старых книг, которые уже нельзя было починить, мы составляли фильмы-сказки. Вырезанные иллюстрации наклеивали на большой лист бумаги (формат экрана нашего «телевизора»), а недостающие детали дополняли аппликацией. Сказка-фильм создавалась по эпизодам. Фон подкрашивался акварелью. Так родились фильмы-сказки «Рукавичка», «Гуси-лебеди» и др.

Интерес к фильмам-сказкам был велик. Перед началом телевизионной передачи приглашаю ребят знакомой всем песней «Спокойной ночи, малыши» к телевизору. И начинался увлекательный фильм.

Набор игрушек бибабо дал новый толчок к, проявлению детского творчества, и теперь даже те ребята, которые не обнаруживали раньше особого интереса к этой деятельности, участвовали в инсценировках.

Нередко можно было видеть, как кто-либо из детей брал игрушки и с удовольствием (пока - только «для себя») инсценировал придуманные им сказки. Все это натолкнуло нас на мысль создать «Театр одного актера», который помог раскрыть возможности некоторых детей и приобщить их в дальнейшем к коллективным инсценировкам.

Проводимая работа сделала жизнь дошкольников в детском саду богаче и содержательней. Совместные переживания, вызванные чтением книг, беседами о прочитанном, инсценированными играми, сближали детей, делали их добрее, внимательнее друг к другу, более общительными. В детском коллективе установился дух доброжелательности, деловитости, дружбы.

Ребята полюбили книгу. Они научились понимать художественное слово, воспринимать образные выражения, эпитеты. Речь детей стала выразительной, эмоциональной, насыщенной меткими сравнениями: «пушист, как хвост у лисы», «угрюм, как медведь», «злая, как мачеха».

Сказки и рассказы, которые дети придумывали сами, стали более содержательными. Ребята точно и ясно излагали свои мысли, используя слова, метко обозначающие действия и характеры героев. Обогатилось их творческое воображение. Они легко додумывали конец к сказке, сочиняли короткие рассказы.

При инсценировке произведения вносили много фантазии и изобретательности.

Все это имеет большое значение для дальнейшего обучения детей в школе. Хорошее языковое развитие помогает им четко отвечать на вопросы учителя, быть активными на уроках.

«Этот волшебный мир книг» (из опыта работы)«Этот волшебный мир книг» (из опыта работы)

© 2010-2022