Специфика формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Воспитание звуковой культуры речи - одно из основных задач развития дошкольного возраста. Понятие звуковой культуры речи, задачи по ее воспитанию раскрываются О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях. Термин «культура речи» относится к сфере языковедения. Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи.

Требования культуры речи, не ограничивается правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире. Сюда входят:

● свободное владение навыками и механизмами речи (дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями);

● быстрота включения в диалог;

● хорошая речевая оперативная память;

● языковая правильность речи, соответствие литературной норме (в произносительной норме, норме словоупотребления, норме в образовании и в использовании грамматических и морфологических форм, норме правописания);

● содержательность речи (при этом выборе языковых средств связан с понятием коммуникативной целесообразности, уместности их использования);

● выразительность речи:

- в устной речи это многообразие интонаций, умение пользоваться паузами, изменениями тона, тембра голоса;

- в устной и письменной речи - умение владеть образной речью, использовать тропы, афоризмы, фразеологизмы и пр. средства, позволяющие раскрыть перед собеседником новые глубины мысли и чувства.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.

В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.[6 с.4]

Таким образом, формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонетического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

В связи с этим будет не лишним обратиться к результатам исследования, проведенного А.И.Максаковым. Ученый выяснил, что всех детей дошкольного возраста можно разделить на четыре группы.

1. Хорошо воспринимающие все недостатки произношения в своей и чужой речи. Обычно это дети, у которых собственные недостатки произношения ограничиваются неправильным произнесением одного или двух звуков (чаще сонорных, выражающихся в замене).

2. Улавливающие все неправильно произносимые звуки в чужой и в своей речи, но не сразу, в момент речи, а при прослушивании записи на магнитофоне. Они имеют недостатки произношении записи на магнитофоне. Они имеют недостатки произнесения одной из групп звуков по характеру отсутствия и замены звуков, реже - искажения.

3.Имеющие нарушения звукопроизношения, но не все нарушенные у них звуки они одинаково четко улавливают в своей и в чужой речи как в момент их произнесения, так и в ходе прослушивания магнитофонной записи. Они неправильно произносят несколько звуков из разных фонетических групп.

4. Не замечающие никаких недостатков ни в своей, ни в чужой речи. Они имеют недостатки произношения, выражающиеся, чаще всего, в искажении, при этом количество нарушенных звуков отличается вариативностью.

Дальнейшее исследования показали, что дети из 1-й и 2-й дифференцированных групп, в отличие от их сверстников из 3-й и 4-й групп, демонстрируют более высокие результаты обучения не только по разделу «воспитания звуковой культуры речи», но и «обучение грамоте». [6 с.8].

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщена в 3 основных раздела.

1.Развитие голосового аппарата. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей.

2. Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения.

3. Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией.

Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Одной из важных предпосылок формирования речи является способность к подражанию. Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного формирования звуковой культуры речи. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст наиболее благоприятный для окончательного становления всех звуков родного языка.

Для детей старшего дошкольного возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорят достаточно громко или тихо и т. д. Некоторые дети, верно, произносят звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям овладении грамотой.

В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться и в старших группах.

Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5-7 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно-выразительной речи [42.С.15]. На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми; шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь), звонких и глухих ( в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к ), звуков -л- и -р-, твердых мягких (д-дь, л-ль и др.).При необходимости можно проводить дифференциацию и других пар звуков, ( ч-ть, с-ц, и пр.). Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным им свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше при отработке звуков. Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах, и во фразовой речи, это обеспечивает Возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т.е. всех сторон звуковой культуры речи.

Давая в стихотворениях, рассказах, скороговорках материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произношения слов с учетом литературных норм и произношения.

Таким образом, формирование звуковой культуры речи включает в себя следующие разделы:

1. «Развитие речевого слуха». Цель этого раздела; выработка у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания; правильность произношения звуков, четкость, ясность произношения слов, повышение и понижении голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембриальную окраску.

2.«Работа над развитием речевого дыхания». Цель этого раздела; используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, воспитывать умение правильно, рационально использовать его.

3.«Работа над голосом». Цель этого раздела; развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса силу, высоту; приучать говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными интонациями (тихо, громко).

4.«Работа над интонационной выразительностью» (мелодика, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи).

Цель раздела; формировать у детей повышать и понижать голос при произношении фразы; ускорять и замедлять речь; умение равномерно чередовать ударные и безударные слоги, т.е. (долготы и краткости, повышения и понижения голоса); выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое) или отдельных слов (логическое).

5.«Формирование правильного произношения всех звуков родного языка». Цель этого раздела; научить правильно, произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слов.

6.«Работа над темпом речи». Цель этого раздела; вырабатывать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

7.«Работа над дикцией». Цель этого раздела; приучать детей внимательно слушать речь окружающих и следить за четкостью своего произношения.

8.«Развитие артикуляционного аппарата». Цель этого раздела; развитие подвижности языка, развитие достаточной подвижности губ, умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении.

9.«Работа над орфоэпией». Цель этого раздела; осуществлять контроль постоянный за соблюдением детьми норм литературного произношения слов [7.С.129].

Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороной речи детей. В старшем возрасте, при правильной работе могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и - р -). Процесс становления этих звуков, даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленно, так как навык неправленого произношения становится более прочным, а особая восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной деятельности и переключения внимания на смысловое значение слов до некоторой степени угасает.

Однако к старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способности к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи, внимания к речи друг друга, желание помогать товарищам. К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы, дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание, Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи. Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отвечать отказывается. Воспитание звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте направлено на совершенствование произношения звуков, на выработку отчетливого произношение слов, умение различать и правильно произносить смешиваемые звуки, дифференцировать звуки с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, ж-з, л-р. Продолжается работа по выработке внятности произношения, умения правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями, силой голоса, темпом речи. [2 с. 210 ]

Итак, в старшем дошкольном возрасте происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух. Приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков, становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи [19 с. 280].

Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются:

- плановый и системный характер работы по формированию звуковой культуры речи во всех блоках образовательного процесса дошкольного учреждения с опорой на данные диагностики;

- создание и изменение развивающей среды для формирования звуковой культуры речи;

- объединение усилий разных специалистов дошкольного учреждения по формированию звуковой культуры речи детей;

- взаимодействия детского сада и семьи;

- создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми (Л.Р.Болтина);

- соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических (Л.Р.Болотина);

- создание гигиенических условий А.М.Бородич

Таким образом, формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста - это многоаспектная задача. В нее входят, более частные микро-задачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения.



© 2010-2022