Методический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной Елабуге

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 33«Аленький цветочек»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан»









Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной Елабуге.

(из опыта работы в МБДОУ №33)



Методический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной Елабуге



Работу выполнила

старший воспитатель:

Нелюбина Л.С.





Елабуга, 2013г.

Важнейшие принципы государственной политики в области образования - это возрождение и развитие национальных языков, культур, духовно-нравственных, этнических ценностей народов, проживающих в республике Татарстан. Эти понятия особенно значимы для развития межкультурного образования Татарстана- многонациональной республике, в которой переплелись история и культура различных народов. МБДОУ №33 «Аленький цветочек» является носителем ценностного отношения к культурному наследию народов разных национальностей. Воспитание маленького ребёнка в любви, мире и благополучии зависит от понимания, взаимодействия и взаимного уважения всех народов, проживающих в нашей республике. Очень важно, чтобы педагоги, родители, принимающие непосредственное участие в воспитании маленьких патриотов своей страны, являлись образцом гуманного и бережного отношения к детям, их чувствам, интересам и желаниям. В современном мире смысл межкультурного образования заключается в сохранении существующих самобытных этнических групп и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. Л. С. Выготский обращал внимание на то, что каждому возрасту присуща своя особенная социальная ситуация, в которой отражается развитие ребенка, подростка, юноши, взрослого. Для социального развития дошкольника характерными являются те неповторимые своеобразные связи и отношения, которые складываются между ним и взрослыми, прежде всего родителями, а потом - воспитателями и учителями. Наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение (семья и детский сад), однако его влияние может быть как позитивным, так и негативным.

Учитывая условия поликультурности нашего города Елабуга, наибольшую способность восприятия окружающего мира, в том числе культур других народов, именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, актуальна и благоприятна перспектива межкультурного воспитания детей именно через систему дошкольного образования. Для достижения данной цели наш коллектив решает следующие задачи:

1. Воспитание начал духовной культуры, формирование духовно-нравственного отношения:

- к семье, родному дому, городу (селу), Родине;

- к природе родного края;- к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.

2. Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей и религий, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома и сам нуждается в его участии.

3.Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и символам, традициям страны,

к государственным и религиозным праздникам.

4.Воспитание любви, уважения к своей этнической группе, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства.

5.Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающих в Республике Татарстан, в том числе, семейных и религиозных обычаев, народного этикета, традиций гостеприимства.

6. Воспитание уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей, обучение этике межнационального общения и «культуре мира».

7. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

8.Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных учреждениях.

Элементы национального самосознания появляются у детей уже в 3-4 года. Поэтому наши педагоги заботятся о том, чтобы детям дошкольного возраста дать первые элементарные знания, сведения о культуре людей, проживающих в нашем городе, привить навыки толерантного взаимодействия.

Что же такое толерантность? Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Понятие этническая толерантность включает в себя два блока:

-систему ценностей, взглядов, стереотипов демократического толка, базирующихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях;

-умение человека принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями и психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе терпимости и согласия. Реализация толерантного поведения на практике предполагает соблюдение нескольких принципов.

Г. Сковорода писал, что каждый должный познать свой народ и в народе познать себя. Лишь осознав себя частицей своего народа, своей культуры и языка, человек может признать за другим право гордиться своим народом, и открыто проявлять свою этничность. Только в зеркале иной культуры человек может осознать свою собственную, увидеть ее ярче, объемнее, многообразнее, ощутить себя частью целого, хранителем и продолжателем традиций. Каждая культура находится на границе с другой культурой и только при столкновении с другими культурами можно определить, что значит отдельно взятая культура. Поэтому в смешанной группе (русские, удмурты, марийцы, татары и т. д.) ребенок больше узнает о своей «неоднородности».

Доброжелательное отношение к человеку иной расы, национальности и конфессиональной группы формируется с учетом трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого (волевого). Средствами

формирования у детей этики межнационального общения служат: педагогически направленное общение со сверстниками и взрослыми людьми разных национальностей, народное творчество, игры, художественная литература и др. Началом работы по формированию у детей толерантности в межнациональном общении служит формирование эмоционально-положительного отношения к самому факту существования разных народов, языков, культур, вкусов. Работа с детьми дошкольного возраста в этом направлении интегрирована по своему содержанию. Педагоги ДОУ №33 дают дошкольникам основные сведения о родном городе, республике, связанные с историей, культурой, обычаями и бытом народов Татарстана и Поволжья, по этике, эстетике, экологии, доступные их возрастному восприятию. Знакомят детей с элементами разных видов искусств, в том числе живописи, музыки и литературы. При ознакомлении с культурой людей, проживающих в Татарстане, нельзя обращать внимание детей только на национальные особенности в ущерб идее общности всех людей на планете или только на общечеловеческие ценности. Необходимо акцентировать внимание детей на богатстве культур и их взаимопроникновении, на талантах людей и их положительных человеческих качествах, нравственных идеалах. Знакомя детей с культурой людей, следует исходить прежде всего из национального состава группы. Педагоги обращают внимание на то, что воспитание патриотических чувств к своей Родине у детей дошкольного возраста должно базироваться на добром отношении к представителям других национальностей, содействовать овладению дошкольниками элементарной этикой межнациональных отношений, на формирование у детей представлений о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе.

Методический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной Елабуге

Педагоги нашего детского сада во всех группах вводят в содержание занятий этнокультуроведческий материал. Ознакомление дошкольников с родным краем: с природой и окружающим миром проходит в разных видах деятельности: НОД «Путешествие в Танайский лес» -научить беречь и любить родную природу; « Город, в котором я живу» и т.д.

В детском саду создается предметно-развивающая среда, которая позволяет

знакомить детей с элементами народных культур. Это национальные уголки, этнографический мини-музей в кабинете татарского языка. Также проводятся музыкальные и спортивные праздники, вечера развлечений, где дети узнают о традициях и обычаях разных народов. В этих праздниках участвуют не только педагоги и дети, но и родители.

Методический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной Елабуге

Организация такой формы работы как проведение недель национальных культур обогащает мир детей и взрослых, способствует более глубокому ознакомлению с фольклором, декоративно-прикладным искусством, языковой культурой, традициями и обрядами друг друга.

В своей работе по гармонизации межэтнических отношений мы выделили следующие задачи:

-Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

-Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

-Формирование потребности изучать историю и культуру народов Республики Татарстан и населения г. Елабуга.

-Осознание своего «Я» как части своего народа.

-Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

-Развитие интереса к доступным ребёнку явлениям социальной действительности.

-Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

-Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

Решение поставленных задач осуществляется педагогами как в учебной, так и в свободной деятельности. Педагогам предоставляется профессиональная самостоятельность и право свободного выбора методов и способов работы с детьми. В процессе педагогической деятельности они используют результативные формы работы, приемлемые к условиям группы, подбору детей, их физическому развитию и интересам. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти человек. Дети подражают взрослым во всём, в особенности, если они - взрослые, делают это с увлечением и с любовью к детям. Передавая детям знания, педагоги учитывают, что они должны иметь воспитательную ценность, способствуют формированию нравственных чувств. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция -самые сильнодействующие факторы воспитания.

Учитывая психические и эмоциональные особенности детей дошкольного возраста, педагоги ДОУ №33 отбирают такой материал для познания, в котором приводятся примеры мирного сосуществования, дружбы и успешного сотрудничества представителей разных национальностей и религий. Проведённый муниципальный методический день «Воспитание патриотических чувств и гражданской принадлежности через интеграцию непосредственной образовательной деятельности в детском саду» наглядно это показал.

Методический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной ЕлабугеМетодический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной Елабуге


Методический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной ЕлабугеМетодический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной Елабуге

Сотрудники и родители детского сада с участием детей сшили для кукол разные национальные костюмы.


Большой интерес для детей и их родителей вызвало проведение развлечений «Карга бот касы»,

Методический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной Елабуге

«Ура, масленица!», «Сабантуй» и т.д., во время, которых дети играют в народные игры, рассказывают и инсценируют потешки, исполняют песни, стихи на татарском, марийском, удмуртском и русском языках. Проводятся экскурсии к историческим местам: памятник великому русскому художнику И.В. Шишкину, Н.А. Дуровой, к памятным местам Великой Отечественной войны, героям-афганцам.

Методический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной ЕлабугеМетодический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной Елабуге

Непосредственное участие детей и сотрудников детсада в конкурсах и массовых мероприятиях города (выступление наших детей на праздновании дня города, ежегодном муниципальном конкурсе «Весенняя капель», участие в городском конкурсе чтецов, посвященному Г. Тукаю…)- проявляют в детях стойкий интерес к самостоятельному творчеству, умение чувствовать себя свободно и комфортно на большой сцене при огромном окружении людей. Расширение спектра средств и методов работы с родителями для обеспечения благоприятного эмоционального состояния детей в условиях семьи и детского сада , осуществления более тесного контакта с семьёй, привлечение родителей к яркой, интересной, перспективной совместной деятельности является одной из основных задач педагогического коллектива. Ребёнок нуждается в едином

педагогическом подходе в детском саду и дома. Чтобы воспитание было успешным, педагоги и родители должны рука об руку сопровождать малыша в его развитии и познании окружающего мира. Именно поэтому много внимания в нашем детском саду уделяется сотрудничеству с родителями, ориентируя их на показатели успешного развития ребенка, мы видим плодотворность этой работы. Яркое проявление этого - праздники в детском саду. На детских праздниках родители преображаются. Часто родители впервые видят своего ребёнка танцующим, рассказывающим стихи, играющим какую-то роль. Большинство родителей это радует, умиляет, вызывает новое видение своего ребёнка и, быть может, новое, более тёплое отношение к нему. Возникает и благодарность к тем, кто с ребёнком занимается, кто в него что-то вкладывает. Помогает сближению и такой приём, как раздача родителям в конце дня работ детей (рисунки, аппликации, поделки). Важно при этом, похвала воспитателя, как ребёнок старался, что преодолел, чему научился. Мы советуем родителям сохранить детскую работу, найти ей в доме видное место-это стимулирует ребёнка к новым достижениям. Своим чутким, внимательным отношением к ребёнку воспитатель показывает родителям, как им нужно относиться к своему малышу. Выставки детских работ, их хорошее оформление также этому способствуют. И в традициях нашего детского сада проходят тематические конкурсы рисунков, работ на стенде «Мир детства».

Методический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной ЕлабугеМетодический материал из опыта работы ДОУ: Гармонизация межэтнических отношений в многонациональной Елабуге

Атмосфера творчества, добра, сплочённости в детском саду очень положительно влияет на родителей. Наши родители с удовольствием принимают участие в различном анкетировании, дают и нам советы, просят советов, сами интересуются проблемами воспитания и межличностных отношений. Периодические субботники по благоустройству детского сада тоже способствуют сближению. Когда родители своими руками что-то делают, им уже не безразлично, как протекает жизнь ребёнка, появляется связь с детским садом, более живая, чем раньше, и мы это в коллективе чувствуем и видим. Дети - наше будущее, наша надежда и опора, поэтому так важно воспитать их в свободном обществе в духе понимания, мира, уважения, дружбы между всеми народами, прививать любовь к родителям, национальным ценностям страны и культурной самобытности других народов. Чтобы дети хорошо знали, понимали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Дошкольный возраст - время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.


© 2010-2022