Педагогический проект на тему «Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе через игровую деятельность»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №_____» общеразвивающего вида











Проект:

«Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе через игровую деятельность»

(младший дошкольный возраст)














План

1. Актуальность темы «Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе через игровую деятельность………………………………… стр. 1

1.1 Проблема и задачи………………………………………………………стр. 2

1.2 Формирование дружеских взаимоотношений в процессе игры….стр. 2 - 3

2. Экспериментальное изучение особенностей воспитания дружеских взаимоотношений в игровой деятельности .………………………….стр. 4 - 5

3. Формирующий эксперимент………………………………………….стр. 6 - 7

Заключение………………………………………………………………… стр. 8

Приложение…………………………………………………………….стр. 9 - 10

Список литературы………………………………………………….……..стр. 11





Игровой проект: «Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе через игровую деятельность»

Цель: изучение возможностей формирования дружеских взаимоотношений в процессе игры

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования дружеских отношений в процессе игры.

  2. Изучить возрастные и методические аспекты формирования дружеских взаимоотношений у детей младшего возраста.

  3. Экспериментально выявить уровень сформированности навыков дружеских взаимоотношений в коллективе.

  4. Разработать и апробировать систему работы по формированию дружеских взаимоотношений и навыков общения у детей старшего возраста.

Участники проекта: дети, родители, педагоги

Продолжительность: краткосрочный

Форма организации: игровой

Основные виды детской деятельности: самостоятельная, совместная со взрослыми, познавательная

Обеспечение: развивающая среда группы

Ожидаемый результат: сформировать устойчивое положительное отношение к сверстникам

Дети: узнали много новых игр на снятие эмоционального напряжения

Родители: познакомились с выставкой методической литературы «Игра это серьезно»

Педагоги: увидели результат совместной работы с детьми и родителями


I ЧАСТЬ

Актуальность

  1. В последние годы становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Как преодолеть неуживчивость ребенка, его отстраненность, неприспособленность к миру людей?

По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения:

Взрослым следует установить с детьми теплые, душевные отношения, проявить неподдельный интерес к его проблемам.

Исследования Венгер Л. А. подтвердили, что такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых.

Исследования Выготского Л.С., Эльконина Д.Б. убеждают, что игру можно использовать как средством формирования способности к общению.

Так как именно с помощью игры педагог способен установить контакт с окружающим миром, а так же со сверстниками и взрослыми.

К сожалению, анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать что, несмотря на возросшую актуальность проблемы формирование навыков общения и дружеских взаимоотношений, эта проблема стала подробно изучаться только в последнее время.

Это и определило выбор моей темы: «Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе через игровую деятельность»


Проблема и задачи

  1. Проблемы исследования формируется так:

каким образом в процессе игровой деятельности можно сформировать у детей дружеские взаимоотношения?

Объект: игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: формирование дружеских взаимоотношений в процессе игровой деятельности.

Цель: изучение возможностей формирования дружеских взаимоотношений в процессе игры.

Гипотеза: если в средней группе детского сада вести систематическую работу по игровой деятельности, то можно сформировать у детей высокий уровень по развитию эмоционального мира и формированию навыков общения.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования дружеских отношений в процессе игры.

  • Изучить возрастные и методические аспекты формирования дружеских взаимоотношений у детей младшего возраста.

  • Экспериментально выявить уровень сформированности навыков дружеских взаимоотношений в коллективе.

  • Разработать и апробировать систему работы по формированию дружеских взаимоотношений и навыков общения у детей старшего возраста.

Методы: анализ литературы по теме исследования; диагностические методы


1.2Формирование дружеских взаимоотношений и навыков общения в процессе игровой деятельности

Игре в ДОУ уделяется много внимания в младшем возрасте можно заложить основу по формированию дружеских взаимоотношений в процессе игры.

Например: воспитатель учит детей играть, взяв на себя роль в игре, этим показывая образец общения между людьми, через разные игровые ситуации.

В качестве основных методов, приемов, форм обучения игре используют:

  • Сюжетно - ролевые игры

  • Развивающие игры

  • Этюды

  • Чтение художественных произведений

  • Слушание музыкальных произведений

  • Рисование

  • Введение игровых персонажей

  • Рассматривание фотографий

Если говорить о формировании дружеских взаимоотношений в процессах игры, то во всех возрастных группах задачи существенно различаются.

Так, в средней группе я стараюсь использовать игровые ситуации во всех видах деятельности, на занятиях в режимных процессах.

При этом особое внимание уделяла воспитанию у детей дружеских взаимоотношений в среде сверстников.

Дети под руководством воспитателя учатся не только играть, но и устанавливать контакт с окружающим миром, а так, же со сверстниками и взрослыми.

Стараюсь в игре создать такую ситуацию, которая побуждает детей к обличению друг с другом

По окончании или в процессе игры стараюсь зафиксировать в тетради следующие моменты (диагностический момент)

Беседу, состоящую из следующих вопросов:

- Что мы сейчас делали?

- В какие игры играли?

- Любишь ли ты делиться игрушками?

- Кто больше всего тебе нравится в группе? Почему?

- Есть ли у тебя друзья дома?

- С кем бы ты хотел дружить?

Таким образом, в процессах формирования навыков дружеских взаимоотношений, я использую различные методы и приемы, которые:

  • Позволяют ребенку в короткие сроки освоить навыки общения в кругу сверстников

  • Дадут возможность ребенку осознать успех в освоении этого процесса

  • Будут способствовать устойчивому повышению интереса к своим сверстникам и самоутверждению в коллективе.

Подытоживая вышесказанное можно сделать вывод, что технология формирования эмоционального мира навыков общения и дружеских взаимоотношений в процессе игры, имеет свою специфику. Руководя деятельностью детей, по формированию дружеских взаимоотношений воспитатель должен с особой тщательностью продумывать используемые методы и приемы, обязательно применять метод анализа



II ЧАСТЬ

Практическая

  1. Экспериментальное изучение особенностей формирования дружеских взаимоотношений в процессе игровой деятельности у детей средней группы.

В ходе формирующегося эксперимента решались следующие задачи:

  • Разработать диагностическую методику оценки взаимоотношений детей в группе сверстников

  • Организовать методическую работу с родителями по формированию у них знаний об обучении детей правилам поведения и общения в кругу сверстников через игровые приемы

В ходе работы с детьми были организованы специальные игры по формированию дружеских взаимоотношений: эти игры проводились во время режимных процессов.

Игры: «Мое настроение», «Плохо быть одному», «Мы разные» - эти игры на снятие эмоционального напряжения.

Ниже представлены конспекты нескольких игр. Конспекты описаны в приложении.

Дети с удовольствием принимали участие в этих играх, особенно им нравились игры, в которых принимали участие сказочные герои-игрушки: клоун «Клепа», «Зайка», «Лягушка» и др.

Вторым направление формирующегося эксперимента была организация методической работы с родителями. Она включала в себя теоретические и практические аспекты обучения их вопросам формирования эмоционального мира и взаимоотношений в коллективе. Как вывести ребенка из агрессивного состояния, переключая его на игру. Была организована выставка методической литературы «Игра - это серьезно»

Среди всех проведенных мероприятий родители, как особо удачное, отметили книжную выставку: «Как вывести ребенка из конфликтной ситуации, переключая на другой вид деятельности с помощью игровых приемов.

На этой выставке родители узнали о том, какие конфликты могут произойти у детей, из-за чего происходят конфликты, узнали о характере каждого ребенка, как бороться с агрессивностью, враждебностью.

Много положительных откликов получено от родителей после просмотра ими серии игр.

По их мнению, родители с одной стороны увидели своих детей: как они общаются со сверстниками, с другой стороны увидели недостатки своего воспитания. В заключении отметим, что в проведении формирующего эксперимента и дети, и родители принимали участие с большим удовольствием.

  1. Экспериментальное изучение особенностей формирования дружеских взаимоотношений в процессах игры

В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей средней группы в возрасте от 4 до 5 лет. На основе анализа Госстандарта по дошкольному образованию и современных психолого-педагогических исследований в области игровых навыков и умений были определены показатели доброжелательных отношений дошкольников в процессе игры они легли в основу диагностической методики. Представляем ее краткое описание

Цель: отношение детей друг к другу во время игры

Возраст испытуемых: средний дошкольный

Способ организации: индивидуальное наблюдение педагога за поведением детей.

Процедура обследования: предполагает наблюдение педагога за детьми и заполнению протокола в котором оцениваются следующие показатели:

  1. Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?

  2. Ты любишь играть?

  3. Какие игры ты знаешь?

  4. Расскажи, как играть в твою любимую игру?

  5. Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Каждый из показателей оценивается по 5-бальной шкале:

«Всегда» - 5 баллов

«Часть» - 4 балла

«Иногда» - 3 балла

«Редко» - 2 балла

« Никогда» - 1 балл

На основе суммы баллов можно определить отношение в коллективе. Показатели могут варьировать от 5 до 10 баллов. От 5 до 11 - равноудаленное отношение (Р.О.). От 12 до 18 баллов - неустойчивое положительное отношение (Н.П.О.).

Равнодушное отношение свидетельствует о том, что ребенок равнодушен к играм, не проявляет положительного отношения к своим сверстникам.

Неустойчивое положительное отношение (У.П.О.) свидетельствует о проявлении симпатии ребенка друг к другу, умение устанавливать и поддерживать социальные контакты.

  1. Результаты обследования отношения детей друг к другу во время игры

Таблица №1

Ф.И. ребенка

Показатели

Оценка

Тебе хочется ходить в д/сад, почему?

Ты любишь играть?

Какие игры ты знаешь?

Расскажи, как играть в твою любимую игру?

Много у тебя друзей среди сверстников?

Сумма баллов

1

Гайсина Алина

4

3

4

3

4

18

НПО

2

Кукишева Таня

5

4

5

4

4

22

УПО

3

Шалахина Лера

2

1

2

3

2

10

РО

4

Ющенко Ксюша

3

2

1

4

3

13

НПО

5

Смольский Костя

4

4

4

4

4

20

УПО

6

Кузнецова Катя

4

5

3

4

4

20

УПО

7

Сас Давид

2

3

3

3

3

14

НПО

8

Федосеева Соня

4

3

4

4

4

19

УПО

9

Баранов Сережа

4

3

4

3

4

18

НПО

10

Мальгин Саша

3

4

3

3

4

17

НПО

11

Луговой Степа

4

4

5

4

5

22

УПО

12

Поддубровская Света

3

2

1

3

1

10

РО

13

Черемных Никита

2

1

1

1

1

6

РО

14

Чумак Таня

4

4

5

4

5

22

УПО

15

Сытник Миша

3

3

4

3

4

17

НПО

16

Ельцова Кира

4

4

4

4

5

21

УПО

17

Ужегов Миша

5

4

4

3

4

20

УПО

18

Падерина Ангелина

3

4

3

4

4

18

НПО

19

Поносова Арина

4

5

3

3

4

19

УПО

20

Пенкина Алена

5

3

4

3

2

17

НПО

Она свидетельствует о том, что в группе испытуемых присутствуют дети с разными отношениями к своим сверстникам от крайне равнодушного отношения друг к другу (Никита, Лера, Света), до достаточно устойчивого-9 человек (Таня Ч., Алина Г., Костя С., Катя К.)

Соответственно, логично сделать вывод о том, что в среднем дошкольном возрасте есть возможность сформировать навыки дружеских взаимоотношений. Об этом свидетельствуют высокие показатели, полученные некоторыми детьми. Кроме того отдельные дети нуждаются в дополнительной индивидуальной работе, так как ими показано равнодушное отношение. Далее необходимо проанализировать распределение испытуемых в соответствии с показанным ими отношением к своим сверстникам.

Данные представлены в таблице №2

Проявление испытуемыми отношений со своими сверстниками

Показатели

Равнодушное отношение

Неустойчиво положительное отношение

Устойчиво положительное отношение

Количество человек

3

8

9

Процент

15

40

45

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Существует возможность воспитания у детей устойчиво-положительного отношения по формированию дружеских взаимоотношений к своим сверстникам

  2. Необходимо планировать и проводить с детьми, проявляющими равнодушное отношение к своим сверстникам

Формирование этих качеств будет способствовать организация различных видов игр:

  • Сюжетно-ролевых

  • Развивающих

С учетом данных выводов и была построена формирующая часть эксперимента.


  1. Заключение

Проблема исследования взаимоотношений детей в детском коллективе является сегодня одной из самых актуальных. Это связано с тем, что очень мало внимания уделяется развитию эмоциональной сфере ребенка. Но сама эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать.

С чего же необходимо развивать у детей «Умных эмоций». Я считаю, что существенную роль может играть целенаправленные игры-занятия, которые необходимо проводить раз в неделю.

Проблема формирования дружеских взаимоотношений среди сверстников было посвящено наше исследование. В ходе него была изучена педагогическая, методическая литература , проведена экспериментальная работа, была доказана гипотеза - действительно , если в средней группе детского сада вести систематическую работу по формированию дружеских отношений, то можно сформировать у детей такие чувства как: радость, горе, гнев, страх, научить понимать свои чувства и чувства других людей.

Использовались беседы, наблюдения, игры. Была проведена работа с родителями.

Задачи на будущее: продолжать работать по этой теме, дополнить играми, картотеками. Сделать шапочки для игр.


  1. Приложение

Конспект игры «Мы веселимся, смеемся, играем»

Цели:

  • Развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения

  • Расширять диапазон эмоций у детей через понимание и переживание чувства радости

  • Развивать двигательную активность и скоординированность действий с партнером

Оборудование:

  • Клоун - притворщик Клепа

  • Разноцветный мячик

  • Маленькие плотные комочки ваты (по количеству детей)

  • Рабочие листы «Дорисуй веселого клоуна» (по количеству детей)

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел (показывает клоуна притворщика). Это веселый старичок-клоун по имени: Клепа. Посмотрите на него. Дети рассматривают клоуна, воспитатель поет песню.

Веселый старичок

Жил веселый старичок

Маленького роста

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто

«Ха - ха - ха

Да хи - хи - хи,

Да бух - бух!

Бу - бу - бу

Да бе - бе - бе,

Динь - динь - динь

Да трюх - трюх!

(Д. Хармс)

Педагог: Клоун Клепа очень веселый. Вставайте в кружочек Клепа бужет бросать вам мячик, а вы будете его ловить и кидать ему обратно. По окончании игры клоун отмечает, что дети ловкие, умеют играть и веселиться.

Педагог: А клоун хочет спросить у вас, когда и над чем смеются дети?

Рассказы детей

Педагог: А какие лица у детей и людей, когда они смеются? (улыбающиеся) Давайте и мы с вами улыбнемся друг другу. Наш клоун работает в цирке и там он веселит грустных детей.

Этюд «Делай как я»

Педагог: Клоун и меня научил играть в такую игру. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их вслед за мной:

  • Указательным пальцем нажать на кончик носа

  • Растянуть уголки губ в улыбке

  • Показать длинный нос, как у Буратино, с помощью рук

  • Изобразить смешное лицо обезьянки и др.

Педагог: Клоун Клепа посмотрел на вас, и сказал, что из вас могут получиться хорошие клоуны. Но наш гость по секрету сказал мне, что больше всего на свете он любит, когда идет снег.

Игра «Пушинка»

Педагог: Давайте порадуем Клепу и устроим полет снежинок. Я каждому из вас раздам по маленькому комочку ваты. Этот комочек надо будет разрыхлить, так чтобы он стал легким, как снежинка-пушинка. Посмотрите, как это делаю я (демонстрирую способ действия) дет повторяют. А теперь положите свои пушинки на ладошку и подуйте на нее. Постарайтесь дуть на свои снежинки как можно дольше. Поднимите пушинки с пола и подуйте на них ещё раз. Дети выполняют задание.

Педагог: Ну, вот пришла пора нам расставаться с клоуном Клепой, а на прощание давайте нарисуем ему подарок.

Рисование на тему: «Дорисуй веселого клоуна»

Педагог: Я вам раздам листочки, на которых нарисован портрет нашего веселого гостя. Но портрет этот не закончен: нужно нарисовать глаза, нос, рот, улыбку, волосы, придумать узор для колпачка (круги, полоски, нарисовать помпончик). Дети выполняют задание, педагог по необходимости, оказывает помощь.

Педагог: Давайте попрощаемся с Клепой и пригласим его в гости в другой раз. Что мы сегодня делали на занятии? (играли, веселились) Вот с каким радостным настроением прощаемся с клоуном Клепой. До, свидания! До встречи!


  1. Список литературы


  1. Бабаева Т. « О социально-эмоциональном развитии дошкольников//Дошкольное воспитание» - 2006 - №6 стр. 13 - 19

  2. Венгер Л. А. «Наша группа» - М, - 1978 стр. 56 - 62

  3. Ешкова Н. « Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности//Дошкольное воспитание» - 2003 - №1 стр. 20 - 27

  4. Клименкова «Игра как азбука общения// Дошкольное воспитание» - 2002 - №4 стр. 7 - 13

  5. Минаева В. « Знакомим детей с эмоциональным миром человека// Дошкольное воспитание» - 2003 - №2 стр. 13 - 20

  6. Нидоспасова В. «Развитие детей в игровой деятельности//Дошкольное воспитание» - 2001 - №5 стр. 38 - 43

  7. Сисякина И., Войнова Н., Усатова «Развитие детей в игровой деятельности//Дошкольное воспитание» - 2001 - №4 стр. 13 - 21

  8. Силберг Д. «500 развивающих игр» - издание для досуга; - Минск - 2004

  9. Змановский Ю. Ф. «Библиотека молодой семьи» «Наши дети» - М - 1988 стр. 202 - 206

  10. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» - М - 2006

  11. Пособие конспект для практических работников ДОУ «Давай поиграем»//Составитель И. А. Пазухина - Санкт- Петербург - 2005

  12. Якобсон, Чернавина С. «Формирование взаимоотношений между детьми 3 -4 лет//Дошкольное воспитание» - 2002 - №1 стр. 5 - 11


© 2010-2022