Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольникаИспользование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольникаИспользование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольникаИспользование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольникаИспользование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольникаИспользование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника

Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. они, запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста - явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. Даля под речью понимается «что-либо, выраженное словами, устно или на письме: предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл». К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей и воспитателей, а уж систематические занятия по развитию речи - явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста. Назовем наиболее типичные.

  1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).

  2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.

  3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений.

  4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.

  5. Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа!)

  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест. (Как результат, непонимание родителями и педагогами-воспитателями многих поступков младших дошкольников!)

  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

  8. Плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д. Известно, что художественная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Поэтому, используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольников нами предлагаются произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.

Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек

Читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Приведем примеры работы с художественными текстами колыбельных песен и потешек.

/. Выразительно прочитайте или спойте колыбельную песню, сопровождая текст показом произносимых действий.

Люли, люли, люленьки.

Прилетели гуленьки. (Взмахнуть руками и показать, как прилетели

гули.)

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки. (Показать руками, как гули сели возле люльки.)

Стали люленьку качать. (Показать руками, как гули покачивали люльку.)

Стали малышку усыплять.

Баю, баю, баиньки.

Прилетели галоньки. (Взмахнуть руками и показать, как прилетели гачки.)

Прилетели галоньки.

Сели у качалольки. (Показать руками, как гачки сели возле люльки.)

Стали галки напевать

И качалоньку качать. (Показать руками, как галки покачивали люльку,)

При повторном чтении колыбельной, попросите детей по вгорять за вами сначала все движения, а затем, после очередного прочтения, слова. Выучив текст песни, младшие дошкольники смогут ответить на следующие вопросы.

  • Кто такие гуленьки?

  • Что они делают возле люленьки малыша?

  • Кто такие галоньки?

  • Что они делают возле люльки малыша?

  1. Выразительно прочитайте или спойте колыбельную, сопровождая показом рук те образы, которые описаны в колыбельной.

Люди, люли, моя крошка.

Люли, люли, тонконожка.

Ты б скорее засыпал.

Поскорее подрастал.

Подрастал сильный, сильный (показать руками, какой крошка сильный). Как березка, стройный, стройный (показать руками, какой крошка стройный)%

Как дубочек, крепкий, крепкий (показать руками, какой крошка крепкий),

Словно лебедь, белый, белый,

Зайки серого резвее (показать, как скачет зайчик),

Птички певчей веселее (показать, как птичка поет).

После знакомства с текстом воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.

  • Как ты понимаешь слово «тонконожка»?

  • Какое дерево напоминает стройный человек?

  • Какое дерево напоминает крепкий человек?

  • Какую птицу напоминает белая кожа человека9

  • Какой зверек в лесу самый резвый?

  • Кто из обитателей леса самый веселый?

  1. Выразительно прочитайте потешку «Я по лесу зеленому бреду».

Я по лесу зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу,

Я в осиннике рыжики соберу.

По березничку - березовики.

По сосновым пням - опеночки,

А под елкой - белый гриб-боровик.

Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Эго необходимо для тото, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, предложите им ответить на вопросы.

  • По какому лесу бредет герой произведения?

  • Куда он собирает грибочки?

  • Где растут рыжики?

  • Где собирает герой произведения березовики? Как по-другому называют такие грибы?

  • Где растут опеночки?

  • Где можно найти в лесу гриб-боровик? Какого цвета у него ножка?

Вопросы направлены на развитие поэтического слуха младшего дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать пронесе восприятия художественной литературы осмысленным.

  1. Выразительно прочитайте потешку «Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок.

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

После многократного прочтения потешки предложите детям ответить на вопросы.

  • Где сидит белка и продает орешки?

  • Кому она продает орешки?

  • Как в народе называют мишку? Почему?

  • Как в народе называю! зайку? Почему?

  • Куда кладет белка купленные животными и птицами орехи?

  • Кто из перечисленных героев имеет зобок?

  • Кто из перечисленных героев имеет лапочку?

Когда работа с художественным текстом станет для детей привычным делом, предложите им найти на картинке любого понравившегося героя потешки: лисичку, воробья, синичку, мишку, зайчика. Картинки для работы воспитатель подбирает сам. Они должны отвечать следующим требованиям: быть яркими, красочными, максимально реалистично изображать персонажей потешки, быть подлинно художественными.

Когда дети выберут персонажа, попросите их составить небольшой рассказ (три-четыре предложения) о нем. Необходимо следить за тем, чтобы речь ребенка была связной, а описание содержало эпитеты, сравнения, метафоры. Для облегчения работы задавайте детям наводящие вопросы: «Какого цвета...? С какой птицей, другим зверем можно сравнить...? Чем этот зверь, эта птица отличаются от других животных, птиц?». И т.д. Так воспитатель совместно с младшим дошкольником становятся участниками процесса формирования связной речи, использования образных средств и выражений.

Знакомство с пословицами и поговорками и их активное использование в ежедневной речи

Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координирование работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем воспитатели должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки. Рассмотрим варианты работы данного типа.

  1. Произнесите скороговорки, отчетливо выделяя повторяющийся звук.

Шила в мешке не утаишь.

Ошибся что ушибся.

Шуршат камыши, в камышах - малыши.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Где щи - тут и нас ищи.

Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.

  1. Произнесите поправившуюся скороговорку, а затем нарисуйте то, о чем в ней говорится.

Щипцы да клещи - вот наши вещи.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Ехал Грека через реку...

После того как дети нарисуют предметы, о которых говорится в скороговорке, попросите их прокомментировать свой рисунок. Чтобы вовлечь младших дошкольников в речевую ситуацию, предложите им наводящие вопросы: «Что ты нарисовал? Как один предмет отличается от другого? Каким ты изобразил данный предмет?». И т.д.

Знакомство со считалочками и их активное использование при формировании грамотной образной речи

Считалка является малым жанром детского фольклора. Кроме фольклорных считалочек существуют литературные, созданные конкретным писателем (С. Михалков «Котята»; Э. Успенский «Тигр вышел погулять»; Л. Фадеева «Научилась я считать»; Д. Хармс «Веселые чижи»; Г. Благинина «Раз-два - синева!..» и др.). Особые способы рифмовки, а также частое использование в повседневной игровой деятельности делают считалки незаменимыми для развития речи. Воспитатель знакомит младших дошкольников с разными считалочками, показывает, как правильно употреблять их в каждодневной деятельности.



© 2010-2022