Консультация Как только ребенок берет в руки кисточку

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Нужна ли арт-терапия нашим детям?»

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. Рассматривая методы работы с детьми, элементы арт-терапии является одним из самых действенных способов. И, пожалуй, одним из таких здоровых увлечений является изобразительное искусство. Не имеет значения, как будет происходить рисование, куда важнее - сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками - это будет красиво!

Рисование - самый популярный метод арт-терапии

Знакомая ситуация. Ребенок сидит, пыхтит, старается и четко выводит контуры. Вот получилось солнце, небо, дом, собака, люди, поле или мальчишка из соседнего двора. Казалось бы, дети рисуют понятные вещи, но через них выражает свой внутренний мир, душевное состояние, эмоции. Дайте детям краски с карандашами, листок бумаги и полную свободу! Вас ждут настоящие открытия.Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Он также развивает мышление, координацию, воображение и учится терпеливости. И чем раньше освоит любимый, удобный и комфортный метод рисования, тем легче ему и понятнее вам станут многие непростые вещи.

Мир рисунка безграничен как фантазия детей, поэтому не всегда к прочтению образов нужно подходить буквально. Например, черные и серые тона - не обязательно тоска и негатив. Возможно, ребенок просто экспериментирует и ищет применение этому цвету. Или персонажи сказок, герои популярных мультфильмов, сложно поддающиеся узнаванию - это повод радоваться режиссерскому прочтению ребенка. Вот так он прочувствовал замысел. Нельзя творчество детей в любом возрасте ставить в рамки и пытаться понять буквально. Равно как и сами рисунки, которые часто взрослые не понимают из-за отсутствия четкости, плавности линий и той академичности, к которой привыкли и пытаются навязать. Гораздо эффективнее, сделать этот процесс с элементами арт-терапии и инструментом расслабления. При рисовании происходит:

• Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события.

• Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше - отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.

• Совместная деятельность и уникальная возможность в процессе, наводящими вопросами о рисунке узнавать, что тревожит ребенка. И главное - как вы можете ему помочь.

• Наблюдение со стороны и раннее упреждение проблемы, вплоть до обращения к специалисту. Присмотритесь: не сменились ли резко цвета, размеры, плавность линий, неполнота картины. Внезапные изменения на протяжении длительного времени - уже повод для деликатного разговора.

Чтобы читать и узнавать новое о ребенке по его рисункам, этот процесс еще нужно правильно организовать, заинтересовав маленького художника. Понятное дело, что большинство деток охотно соглашаются на такое творчество. Но и это стремление нужно всячески поддерживать.

Во-первых, всегда на видном месте и в поле зрения малыша пусть находятся инструменты: бумага, карандаши, фломастеры, краски и кисточки.

Во-вторых, давайте возможность ребенку выбора. Хочет много бумаги - пусть берет. Хочет рисовать одновременно карандашом и маркером - на здоровье. Наденьте большой защитный слюнявчик, рубашку для рисования - и вперед! Он не должен бояться испачкать стол, стены, одежду. Поэтому о месте для рисования и прочих мелочах нужно позаботиться заранее.

В-третьих, не стремитесь покупать дорогие принадлежности для рисования. Главное, не объемы, а наличие. Поэтому, лучше больше черновиков с папиной работы, чем один-два листка из дорогой покупной бумаги. Дальше - фантазия и простор для созидания, который взрослым нужно всячески поощрять. Конечно, не в ущерб домашней обстановке.

Какой ребенок не любит изрисовать обои или пройтись гуашью по дверце шкафа? И ведь не всегда это баловство. Чаще всего детьми движет желание познания, эксперимента и проверки своих способностей, для которых нужен простор. И его очень легко создать каждому, даже в пределах стандартной комнаты. Подвесьте, натяните, прикрепите большие листы ватмана, старых обоев или газетной бумаги. Ребенку нужно несколько дней, чтобы испробовать такой большой альбом для рисования. И дальше он вполне ограничится стандартным листом. На нем и образ виднее, удобнее контролировать процесс, всегда под рукой и компактно собирается в одном месте.

Также важно умело учить и одновременно вдохновлять ребенка на сюжетное рисование. Оно может быть в абсолютно любом стиле и манере исполнения. Пусть маленький наблюдатель старается не ограничиваться внутренними образами по памяти. Никто не мешает устраивать пленэры во время прогулки, поездки на дачу или похода в цирк. Небольшой блокнот и карандаш - образ запечатлен! Детки могут создавать целые серии и коллекции рисунков, собирая которые получается забавная книга или брошюра.

А сколько радости, восторга и повода лишний раз собрать друзей и родственников вызовет выставка рисунков, пусть и развешанная с помощью булавок на шторах в самой большой комнате! Так ребенок не только учится объяснять, формулировать и понятно доносить до публики свое видение, стиль подачи и манеру исполнения. Он также может наблюдать за реакцией людей, принимать советы и критику, быть благодарным за проявленный интерес. Если же в процессе поиска и знакомства с новым видом искусства ребенок проявит серьезный интерес и захочет научиться большему, постарайтесь найти такую школу. Подберите модель преподавания и учителя рисования, для которого главное - искусство и индивидуальный подход в его освоении. Благо, сейчас различных школ и изостудий предостаточно.

Другие методы арт-терапии

Удивительно, когда погружаясь в мир созидания и творения красоты, дети не только эмоционально радуются, но и стимулируют защитные и восстанавливающие функции организма. Это их гормон радости, поле деятельности, проносящее видимые результаты. Чтобы начать творить, можно самостоятельно или после консультации со специалистом определиться с видом арт-терапии. Обычно рекомендуют:

1. Рисование. Карандаши, фломастеры и маркеры подойдут для гиперактивных детей. Акварель, гуашь, акриловые краски - для детей, перенесших стрессы и глубокие психологические травмы.

2. Работу с различными материалами по лепке (глина, воск, пластилин) и скульптура.

3. Искусство создания фигур из бумаги (оригами, коллаж).

4. Музыка, пение, вокал.

5. Танцы, пластика, художественная гимнастика.

6. Кино и видео.

7. Сказкотерапия. Одобряйте ребенка во всех его творческих начинаниях, которые помогают целостному и красивому восприятию этого мира. Для них он яркий, добрый и прекрасный!

Полезные советы для занятий арт-терапией

• По мере взросления мальчишки все меньше проявляют интерес к рисованию и уже в школе занимаются этим неохотно и спустя рукава.

• Пик интереса и желание освоить разные техники рисования наблюдается у детей 5 - 6 лет. А к 10 годам он медленно стихает.

• Рисунки девочек очень яркие, детальные и скрупулезные. Мальчики же предпочитают движение, поэтому часто их сюжеты размыты и выполнены не до конца.

• До 12 лет нельзя вмешиваться в развитие творческого потенциала юного художника. Только осторожно направлять. Эта точка зрения уже признана многими мировыми мастерами искусств.

• Талантливый рисунок - это не фотография и не копия окружающего мира, а изображение истинного взгляда на вещи ребенка.

• Занятия рисованием, по мнению психологов, гармонично развивает личность даже последователей естественных наук. Такое хобби помогает лучше овладевать не только техническими дисциплинами, но и подвигает на инженерные изобретения.

• Первые уроки живописного мастерства ребенку можно давать в ванной комнате. Там его и все вокруг легче будет отмыть. Только помните, что нельзя оставлять его одного на скользком полу и лучше подстелить мягкие коврики.

• Палитра, кисточка, стакан-непроливайка, альбом для рисования - это не все инструменты для рисования. Можно еще пользоваться штамповой печатью, самодельными фигурками или обычными поролоновыми губками.

• Развитие детского изобразительного искусства проходит этапами: ручная техника, рисование кисточкой и смешивание красок, раскрашивание, сюжетные рисунки и свобода творчества.

При выборе метода работы с детьми, арт-терапия является лучшим способом психологической разгрузки.



© 2010-2022