Опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов.

Современный учитель решает задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь, профессионально компетентному, творчески работающему учителю, поэтому повышение профессиональной компетентности учителя приобретает сегодня особую значимость и остроту. Дети, растущие без родителей или получающие мало родительского внимания, требуют особого внимания и заботы со стороны государства и общественности. Общепринятость этого положения расходится с неразработанностью проблемы психологической специфики данного контингента детей, и как следствие - специфика тех воспитательных мероприятий, которые могут и должны компенсировать, хотя бы частично, отсутствие положительного семейного внимания. Для таких детей типично отсутствие интеллектуальных потребностей. Общаясь, ребёнок осваивает социаль -ные роли и нравственные нормы деятельности в современном мире. В этом плане особую активность и актуальность приобретают связи с социальной жизнью, что и обуславливает особую роль работы с деть -ми, воспитывающимся вне семьи. Я как учитель коррекционной школы-интерната с 19 летним педагогическим стажем разработала программу социальной адаптации воспитанников для более успешной социализации и жизненной адаптации выпускников данного учреждения.

Цель программы:

реализовать комплекс мероприятий, способствующих «семейной» социализации в коллективе, снижению социально- негативных явлений действительности, профилактике асоциальных явлений в детской и подростковой среде.

Деятельность в рамках программы.

Настоящая программа направлена на формирование у детей Родничковской специальной (коррекционой) школы-интерната VIII вида «семейной» социализации путём привития культурных ценностей, знаний народной культуры, любви к родному краю, профилактику асоциальных явлений в детской среде.

Аспекты реализации программы по формированию у воспитанников имиджа по ЗОЖ: по данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Всё это не только заставляет задуматься, но и бить тревогу, поскольку в школе формируется здоровье детей. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков более 50% школьников России имеют ослабленное здоровье. Ничуть не лучше дело обстоит и в нашей школе-интернате. Данные диспансеризации показали, что хронические патологии у учащихся находятся на высоком уровне. Именно поэтому наша школа интернат в 2010-2011 г. выбрала тему работы «Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья воспитанников школы-интерната». Тут же возникла обоснованная необходимость создания проекта «Здоровье. Медицина. Жизнь».

В данном проекте наиболее реальным представляется создание здоровье сберегающей среды с помощью технологий, разработка и внедрение которых не требует значительных материальных и временных затрат:

-инновация проектов уроков профилактической и оздоровительной нап -равленности;

-совершенствование предметно-пространственной среды посредством нетрадиционных подходов к организации ученического рабочего места;

-оптимизация визуальной среды путём дизайна интерьеров классных комнат, пришкольных участков (слайд 1);

-создание воспитанникам успешности в любых видах деятельности (слайд 2)

-рациональная организация двигательной активности учащихся школы-интерната как в урочное, так и внеурочное время (слайд 3)

-комплексная система закаливания детей по школе.

В этом направлении ведётся огромная работа классных руководителей, руководителем МО которым являюсь я. (слайд 4)

Задача оздоровления раскрывается через 3 взаимосвязанных аспекта:

-воспитательный аспект, состоящий в воспитании у детей бережного отно шения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержании организма в здоровом состоянии, пробуждения и желания следовать ЗОЖ. (паспорт здоровья, анкеты ЗОЖ, психоло гическое тестирование).

-обучающий аспект, состоящий в обучении детей нормам ЗОЖ, приёмам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешанность и др., а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению (преподавание элементов ЗОЖ на классных часах).

-непосредственно- оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространённых заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качества, как психическая уравновешанность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности. (Оздоровительные паузы, Дни Здоровья).

(слайд 5) Паспорт здоровья рассматривается на примере 5 кл. Диаграмма показывает % заболеваемости воспитанников определённой болезнью.

(слайд 6) Проводятся анкеты ЗОЖ.

(слайд 7) Результаты диагностики анкеты ЗОЖ показали, что овладели высо ким уровнем здоровьесберегающих технологий - это ребята из младшего звена 5 кл, из среднего звена 7а и 7б кл (разница в 2 %), старшего звена 9б кл (набрал только 15 %, мало), а 9а кл совсем не овладел этим уровнем. На недостаточном уровне здоровьесберегающих технологий - это 8 кл. Он набрал 63%, а из младшего звена 6б кл.- 38%. Среднее звено- это два 7х кл. молодцы по этому результату. У 7а кл. 0%, а у 7бкл. 1%.

(слайд 8) Проводилась карта наблюдений за поведением учащихся.

(слайд 9) Результаты диагностики анкеты наблюдений за поведением учащегося в школе показали, что состояние здоровья у воспитанников младшего звена не вызывает тревоги, а на состояние здоровья воспитанников старшего звена следует обратить внимание, особенно на некоторых учащихся 7б кл. и 8 кл.(слайд 10-17 ). Проводятся Дни Здоровья, занятия «Под голубым небом», уборки кабинетов, экскурсии в природу и сельскую библиотеку и т.д.

Модель здоровьесберегающего воспитательного процесса приводит к результатам: уменьшение усталости и уровня тревожности у учащихся;

осознанное стремление воспитанников школы-интерната к здоровому образу жизни ( предупреждение правонарушений и преступлений, профилактика алкоголизма, наркомании и курения); формирование потребности в здоровом образе жизни; снижение заболеваемости воспитанников за счёт своевременной диагностики их состояния здоровья и результативное участие в соревнованиях.

Стержнем опытно-экспериментальной деятельности нашего учреждения являются опытно-экспериментальные площадки трудового направления. (слайд 18).Известно, что фундамент трудовой подготовки закладывается в младшем школьном возрасте. Хорошие результаты в этой работе достигаются, если обоснованно, органично сочетается ряд формирований умений, практических навыков на уроках трудового обучения с непосредственным и систематическим участием детей в посильном общественно-полезном труде. Все воспитанники школы-интерната разделены на семьи-группы. Общественно -полезный труд в нашей семье «Морячки», классным руководителем которой я являюсь, проводится в следующих видах работы:

-охрана природы (изготовление кормушек и гнездовий для птиц; слайд

-благоустройсво школьного двора (выращивание цветов, уборка терри -тории); (слайд 20)

-уход за комнатными растениями; (слайд 21)

-посильная уборка классного кабинета, в общежитие своих комнат;

-участие в ремонте книг, изготовление поделок на уроках ручного труда и внеучебное время (слайд 22)

Свою работу по трудовому воспитанию ведём так, чтобы труд уже в первые годы обучения в школе стал одним из важнейших среди интересов воспитанников. На опытно-экспериментальной площадке мы вместе с учителем трудового обучения выращиваем кроме обычных сортов овощей лук-гигант. Ребятам нравится выращивать данную культуру, это приобщает их не только к труду, но и к проявлению огромного детского интереса в области « Растениеводство».

В нашей семье» Морячки» большое внимание уделяется воспитанию у ребят чувства ответственности. За основу взяли золотое правило:

«Каждой вещи - своё место». Для закрепления этого навыка используем разные формы работы-праздники, игры. Совместно с родителями мы организовали и открыли мастерскую «Иголка и нитка». После посеще ния швейной мастерской в нашей школе-интернате ребятам было интересно, как старшеклассники кроят, пришивают пуговицы, утюжат. После этого мы шили мягкие игрушки и дарили их детскому саду, своим шефам, сотрудникам школы-интерната.

В творческом объединении «Умелые руки» ребята рисуют, лепят, занимаются вязанием крючком и спицами, конструируют и мастерят из бумаги и дерева. Результат такой деятельности - многочисленные дипломы и грамоты всероссийского, областных , межмуниципальных конкурсов социальных и творческих проектов (слайд 23)

Результаты реализации программы:

-неразрывная связь с воспитательными факторами;

-профилактика безнадзорности, организация свободного времени, усидчивости, дисциплинарности;

-укрепление семейных уз, вовлечение родителей в творческую деятельность детей;

-развитие у детей Родничковской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида любви к Родине, чувств патриотизма;

-привитие художественного вкуса детям, трудолюбия;

-благоустройство жилых комнат школы-интерната с.Родничок;

-раскрытие творческого потенциала детей школы-интерната с.Родничок;

- раскрытие творческого потенциала воспитанников через участие в различных конкурсах;

- благоприятная социальная адаптация учащихся.





© 2010-2022