Комплекс занятий о музыкальных инструментах

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплекс занятий по знакомству с музыкальными инструментами.


Занятие 1. Шумовые и ударные инструменты.

Цель. Познакомить детей с разными ударными инструментами, приобщать к игре на них.

Оборудование: шумовые и ударные инструменты: барабан, бубен, треугольник, ложки, трещетка, румба, маракас. Иллюстрации музыкальных инструментов. Фонограмма с их звучанием.

Ход занятия.

Муз. рук-ль: Сегодня мы с вами отправимся в страну шумелок, свистелок, стучалок. Согласны? Тогда давайте дружно затопаем и захлопаем в ладоши.

(дети хлопают и топают)

Ну вот мы и на месте. Посмотрите вокруг (педагог открывает первый столик с шумовыми инструментами).

Сколько здесь разных инструментов, многие вы уже знаете. Назовите знакомые вам инструменты.

Проводится игра «Угадай, на чём играю?»

Муз. рук-ль: А теперь познакомимся с остальными инструментами.

Дети рассматривают их, пробуют играть на них.

Каждый инструмент имеет свой голос. У треугольника он тонкий и прозрачный, а у маракаса -шуршащий, румба схожа по звучанию с бубном. А вот трещётка -это русский инструмент, он незаменим в оркестре русских народных инструментах и во время исполнения народных песен.

Что за шум, что за гром?

Дзинь-ля-ля! И бом-бом!

Это зайчики пришли,

А с собою принесли

Барабан круглый, большой, облепив его гурьбой!

Вслед за зайцами - скок-скок - прискакали белки.

Принесли они с собой литавры и тарелки!

По этим инструментам бьют, и их ударными зовут!

Эти инструменты звучат в разных оркестрах. Они держат ритм и придают музыке колорит, торжественность звучания.

Давайте мы создадим свой оркестр ударных инструментов.

Дети выбирают себе инструмент и импровизируют под «Марш».


Занятие 2. Русские народные инструменты.

Цель: Познакомить детей с группой русских народных инструментов (балалайка, гармонь, свирель, трещетка, ложки, рубель, коробочка).

Задачи: развивать тембровый слух, учить различать инструменты на слух.

Дать понятие оркестра русских народных инструментов.

Развивать эмоциональную отзывчивость, умение определять жанр музыки, средства музыкальной выразительности.

Воспитывать любовь к русской народной музыке.

Оборудование. Музыкальный центр, фонограммы со звучанием народных инструментов, иллюстрации народных инструментов.

Ход занятия.

Муз. рук-ль: Сегодня, когда я пришла в детский сад, то обнаружила под дверью музыкального зала вот эту музыкальную шкатулку. Давайте посмотрим, что же в ней есть? (открывает шкатулку). А там собраны музыкальные загадки. Отгадайте их.

Звучат «музыкальные загадки» муз. Агафонникова (балалайка)

Муз. рук-ль. У балалайки всего три струны, а звучать она может по -разному: то весело и задорно, то грустно и задумчиво. В старину игрой на балалайке сопровождались русские пляски и пение народных песен, частушек, да и самостоятельно она звучала на разных народных праздниках и гуляниях.

Звучит музыкальный фрагмент в исполнении балалайки.

Муз. рук-ль. А теперь отгадайте следующую загадку (про гармонь). Это гармонь. Издавна считалось, что гармошка это исконно русский инструмент. Окажывается гармошка появилась не в России, а в Германии в 1822 году. Сначала это был лишь прибор для настройки органа, затем стала детской игрушкой, а уже немного позже она стала самостоятельным инструментом. Своё развитие и распространение гармонь получила у нас в России. Отечественные мастера сконструировали гармоники различных систем: тульскую, саратовскую, вятскую, елецкую, сормовскую и другие. У каждой гармони был свой голос и свои особенности (бубенцы, регистры, колокольчики). Гармонь стала предшественницей баяна и аккордеона. Сначала у гармони в левой руке было всего 7 звуков, что ограничивало её аккомпанирующие возможности. А у баяна и аккордеона при нажатии одной кнопки звучал целый аккорд. И гармонь, и баян с аккордеоном относятся к классу клавишно- духовых инструментов.

Звучит музыкальный фрагмент в исполнении гармони.

Муз. рук-ль предлагает детям исполнить знакомые частушки под аккордеон.

Муз. рук-ль: Отгадайте ещё одну загадку из музыкальной шкатулке.

Звучит загадка «Дудочка».

Это дудочка, а если быть точными, то это свирель. Это духовой инструмент. Она имеет 6 отверстий, которые нужно закрывать пальцами и одновременно дуть в неё (показывает игру на свирели). Свирель может звучать как в оркестре, так и самостоятельно сопровождать пение.

У каждого народа дудочки разные, имеют разные названия и звучание.

Зурна - у народов Азии и Кавказа, волынка распространена во многих странах Европы (Румыния, Словакия, Шотландия, Франция, Сицилия). А у русского народа есть несколько разновидностей дудочки- свирель, рожок и жалейка.

Дети рассматривают иллюстрации, слушают звучание свирели и рожка.

Муз. рук-ль. А теперь мы отдохнем и поиграем.

Проводится игра «Кто скорей возьмет инструмент?»

Муз. рук-ль. У нас осталась загадка ещё про одни инструменты, которые вам знакомы.

Дети на слух определяют ложки, трещетку, коробочку, бубен.

Муз. руководитель предлагает детям поиграть на русских народных ударных инструментах под русскую народную мелодию.

В конце занятия можно послушать фрагмент оркестра русских народных инструментов и исполнить знакомую пляску.






Занятие 3. Трубы, трубы…

Цель. Познакомить детей с группой духовых инструментов.

Задачи: развивать тембровый слух, учить определять духовые инструменты на слух;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать основы слушательской культуры.

Оборудование: иллюстрации разных духовых инструментов, музыкальный центр, фонограмма со звучанием этих инструментов.

Ход занятия:

Дети входят в зал, их встречает Домисолька.

Домисолька. Ах, это вы, мои друзья, пришли в мой музыкальный салон. Сегодня я познакомлю вас с духовыми инструментами. А почему они называются духовые?

Дети: Потому что в них дуют.

Домисолька: Тогда попробуйте сами (дети пытаются извлечь звук из горна или фанфар).

Если вы не умеете на ней играть, получиться от вашего дутья только лишь легкое шипение. Духовые инструменты делают из разного материала: из дерева, и специального медного сплава. Отсюда и пошло их название - деревянные и медные духовые инструменты. Давайте их рассмотрим. (из детской книги о музыке)

Вот слон, слонёнок и слониха.

Смотри, вышагивают лихо!

Слонёнок с маленькой трубой,

А слон с большой- большой тубой!

Слониха за слоном идет,

Она тромбон с собой несет!

Эти инструменты духовые,

Медные, блестящие такие.

Чтоб мелодию весёлую сыграть,

Дуть в них надо и на кнопки нажимать!

А теперь обратите внимание на другие инструменты.

Бегут, торопятся тигрята,

На праздник чтоб успеть лесной.

Есть у тигрят фагот и флейта,

Есть саксофон, кларнет, гобой.

Не все из дерева они,

Инструменты эти странные,

Но зовутся, тем не менее

Духовые деревянные.

Домисолька: Если на минуту представить себе, что из мира музыкальных инструментов вдруг исчезли трубы, картина получится мрачная. На целую треть поредеет симфонический оркестр. Заглохнет джаз. Перестанет существовать духовой оркестр. Пострадает народная музыка - достаточно вспомнить русскую жалейку, восточную зурну или среднеазиатский карнай.

Внешний облик духовые инструменты обрели не сразу. Известно, что они появились очень давно, много тысяч лет назад. Клапанный механизм на деревянных духовых появился около двухсот лет назад, а добавочные трубки с вентелями на медных -в начале прошлого века. Эта простая в принципе механизация и дала жизнь той многочисленной и разнообразной группе духовых инструментов, без которой уже трудно представить себе мир современной музыки

Корнет, альт, тенор, баритон, бас, труба, валторна, тромбон, флейта, кларнет, гобой, фагот, саксофон - каждый из этих инструментов уникален и незаменим. Но особенно хороши они, когда собираются вместе. Объединяя в оркестры, иногда тысячетрубные, как во время парадов и демонстраций, эти разные инструменты позволяют музыкантам радовать нас прекрасной музыкой.

Домисолька вспоминает с детьми все инструменты, с которыми ребята познакомились в музыкальном салоне. Затем дети прощаются и уходят в группу.



© 2010-2022