• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Выступление на педагогическом совете на тему: Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

Выступление на педагогическом совете на тему: Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

В процессе реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках федеральных государственных образовательных стандартов должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов. Технологии психолого-педагогического сопровождения опираются на скоординированное междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, которое обеспечивает благоприятные условия для их личностного и профессион...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казенное образовательное учреждение Воронежской области

«Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»




Выступление на педагогическом совете

на тему: «Модели и технологии

психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов»






учитель-дефектолог

И.В. Давыдова


Февраль 2016 г.

(Слайд) Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов

В процессе реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках федеральных государственных образовательных стандартов должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов.

Технологии психолого-педагогического сопровождения опираются на скоординированное междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, которое обеспечивает благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.

Само понятие «педагогическая технология» рассматривается в двух аспектах:

(Слайд) 1. Любая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

• концептуальность

• системность

• управляемость

• эффективность

• воспроизводимость

(Слайд) Концептуальность технологии предполагает, что каждая технология опирается на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое

обоснование достижения образовательных целей.

(Слайд) Системность технологии означает, что технология должна обладать всеми признаками системы, а именно: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. В рамках психолого-педагогического сопровождения этот критерий содержит, в том числе, необходимость определения оценки результативности планируемых достижениях ребенка при переходе с одного этапа своего развития на другой, оценки адаптации в образовательной среде и социализации.

(Слайд) Управляемость технологии предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса сопровождения, поэтапной диагностики, возможного варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

(Слайд) Эффективность технологии указывает на то, что современные психолого-педагогические технологии существуют в конкурентных условиях

и должны быть эффективными как по результатам, так и оптимальными по ресурсным затратам, а также в определенной степени гарантировать достижение заложенного в адаптированную образовательную программу

планируемого результата.

(Слайд) Воспроизводимость технологии подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) данной технологии в других однотипных образовательных организациях другими субъектами.

(Слайд) 2. Второй аспект: технологии психолого-педагогического сопровождения опираются на следующие системообразующие условия:

- знание этапов и закономерностей нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;

- понимание психологических задач каждого конкретного возраста, а не навязанных социумом нормативов обучения;

- специфику психического развития детей с различными вариантами отклоняющегося развития с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;

- знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;

- учет различных образовательных задач внутри каждой ступени образования;

- знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.

Итак, каковы же основные технологии психолого-педагогического сопровождения? Это:

(Слайд) • Технология построения адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету.

(Слайд) • Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения.

(Слайд) • Технология выделения детей группы риска по различным видам дезадаптации (как поведенческой, так и образовательной).

В нашей школе-интернате определена группа детей, склонных к асоциальному поведению, нарушениям дисциплины, школьных норм и правил. Таким образом, на внутришкольном контроле состоят три воспитанника школы-интерната, за каждым закреплены педагоги-наставники. На всех воспитанников группы риска заведены индивидуальные карты, в которых фиксируются все данные: результаты комплексной работы педагога-психолога, социального педагога, воспитателей; динамика изменений в поведении и обучении воспитанника; отчёты и доклады наставников, занятость подростков в кружках и секциях.

Слабоуспевающие воспитанники выявляются из отчётов успеваемости по четвертям. С ними проводится дополнительная коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие мотивационного компонента учебной деятельности, коррекцию, т.е. исправление или снижения степени негативных тенденций развития интеллектуальной деятельности путём активизации познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и на максимальное развитие у каждого воспитанника механизма компенсации выявленных пробелов в знаниях.

(Слайд) • Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением, по возможности, причин и механизмов его проблем для решения задач создания адекватной коррекционно-развивающей помощи.

Основу данной технологии составляет комплексная диагностика. Все участники психолого-педагогического сопровождения владеют диагностическим инструментарием, т.е. комплексом методик, с помощью которых исследуют и оценивают то или иной показатель в развитии воспитанника. Результаты диагностики фиксируются в специальных картах, таблицах и наглядно отражаются в выбранной системе условных обозначений (баллы, уровни и т.д.)

(Слайд) • Технология психокоррекционной работы со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями (законными представителями), воспитанниками).

С педагогами школы-интерната проводятся индивидуальные и групповые тематические консультации по вопросам повышения эффективности взаимодействия с детьми дошкольного и школьного возраста, профилактике эмоционального выгорания, как по плану работы педагога-психолога, так и по запросу самих педагогов.

Психокоррекционная работа с воспитанниками осуществляется на основе результатов комплексного обследования с использованием специальных технологий, учитывающих все психофизиологические особенности детей с ОВЗ, например, личностно-ориентированные технологии, направленные на поддержку индивидуально-личностного развития каждого воспитанника; это обучение на интегративной основе, способствующее формированию мыслительной деятельности, способности применять полученные знания в различных ситуациях и др.

(Слайд) • Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений для решения задач сопровождения всех субъектов образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения (социометрические методы, направленные на исследование межличностных отношений в группе; техника Тембо-Рубинштейна по определению уровня самооценки воспитанников; методы наблюдения, беседы с воспитанниками и педагогами в урочной и внеурочной деятельности и т.д.)

(Слайд) • Технология собственно коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Работа заключается в оказании им своевременной помощи при освоении программного содержания образования в условиях школы-интерната, в коррекции и развитии воспитанников в динамике образовательного процесса. Рассмотрим данную технологию более подробно.

Хочется отметить, что если ранее пользовались терминами «педагогическая технология» или «технология обучения», то на сегодняшний день используется термин «образовательная технология». Она является личностно-ориентированной и не разделяет обучение, воспитание и развитие, направлена на формирование ценностных ориентаций у обучающихся. Ведь основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, не столько «научить», сколько «воспитать» нового члена общества, способного найти свое место в стремительно развивающемся социуме, сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. В соответствии с ФГОС на первое место выходят личностные качества обучающегося с самого раннего периода обучения.

Современный педагог понимает, что, только усваивая новые знания, обучающийся учиться быть потребителем, становиться, в лучшем случае, хорошо информированным человеком. Он осознаёт необходимость учить как-то по-иному, в связи с чем вопрос применения современных образовательных технологий, становится особенно актуальным.

В качестве примера назову лишь некоторые группы технологий, которые используют специалисты психолого-педагогического сопровождения.

(Слайд) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности воспитанников:

- игровые технологии,

- интерактивные технологии,

- технологии проблемного обучения,

- технология обучения на основе опорных сигналов (В.Ф. Шатилова),

- технология коммуникативного обучения (Е.И. Пассова) и др.

(Слайд) Педагогические технологии на основе эффективности организации и реализации образовательного процесса:

- технологии коррекционно-развивающего обучения,

- технология дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик),

- технология индивидуального обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д.

Шадриков),

- технологии групповых и коллективных способов обучения (И.Д. Первин,

В.К. Дьяченко),

- информационно-коммуникативные технологии и др.

- здоровьесберегающие технологии и т.д.

Монодидактические технологии применяются, как правило, редко. Обычно образовательный процесс строится так, что конструируется полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной линии. Хочу отметить, что такая комбинированная технология обладает качествами, которые значительно превосходят качества каждой из входящих в нее технологий, в результате чего достигается максимальная эффективность её применения.

В арсенале широкого спектра технологий, которые использую я, как учитель-дефектолог, центральное место занимает технология коррекционно-развивающего обучения, в основе которой заложен системообразующий принцип работы с детьми с ОВЗ «Особые дети - особый подход!»

Более подробней остановлюсь на практическом использовании технологии коррекционно-развивающего обучения на примере занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему «Звук и буква В. Анализ обратных слогов», проведённого мною в рамках фестиваля открытых уроков. Тип данного занятия по цели организации: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Характер учебных заданий: коррекционно-развивающий.

На этапе актуализации прежних знаний основной акцент всегда делаю на работу с гласными звуками, ведь именно они несут слогообразующую функцию. (Слайд) Наряду с информационно-компьютерными технологиями использую технику сочетания координированных движений пальцев рук с произнесением гласных звуков, т.е. ребёнок, выполняя игровое задание «Звуковые человечки» проговаривает отдельные гласные звуки в сочетании с движениями пальцев рук, которые символизируют движения губ («разговаривает» пальцами), произносит гласные звуки с опорой на зрительный и тактильный контроль.

(Слайд) Движения пальцев рук использую и для голосовых упражнений при проговаривании уже звукового ряда из 3-х гласных звуков (игровое упражнение «Звуковая распевка»). Такая целенаправленная и систематическая работа является профилактикой и предупреждением дальнейших ошибок при чтении и письме.

В ходе реализации самой темы занятия провожу целенаправленную работу по осознанному запоминанию таких понятий, как: гласные-согласные звуки, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие и закреплению навыка их дифференциации.

(Слайд) Однако все эти понятия для дошкольников абстрактны. Для того, чтобы облегчить их осмысленное запоминание и увеличить объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, использую элементы мнемотехники. Её суть заключается в следующем: на каждое понятие (слово) используются картинки-опоры, которые добавляют визуальный анализатор, который в свою очередь прекрасно компенсирует недостаточно развитый фонематический слух.

(Слайд) Самым эффективным способом использования таких наглядных опор считаю не показывать ребенку готовую карточку, а вовлечь малыша в ее изготовление. Так, для запоминания «секретов звука в» он сам вырезал чёрный квадрат, который символизирует то, что звук В согласный (это первый секрет), вместе с ним мы наклеивали картинки-ассоциации (колокольчик, обозначающий, что звук В - звонкий (второй секрет), а третий секрет заключается в том, звук может быть твёрдым, как камень и мягким, как вата). Таким образом, все секреты звука изображены наглядно-образно. Глядя на эти опорные картинки-запоминалки, ребёнок легче вспоминает и осознанно различает изучаемые понятия.

(Слайд) При работе по различению звуков по твёрдости-мягкости применяю приёмы телесноориентированной техники, в частности биоэнергопластики: способ «растяжки» - чередование напряжения и расслабления в кистях рук (игра «Камень - вата»), что нормализуют гипертонус и гипотонус ручных мышц и подготавливает руку дошкольника к письму.

(Слайд) Провожу работу над зрительным образом буквы В, включающую анализ пространственного расположения её элементов, используя при этом арт-терапевтические технологи, а именно технику изо-терапии: рисование буквы В на манной крупе.

(Слайд) При чтении слогов, зашифрованных в цветных геометрических формах, использую элементы технологии ТРИЗ (теории решения изобретательных задач).

В игре «Зашифрованные слоги» с использованием геометрических форм: разноцветных кубов и брусков сначала предлагается прочитать слоги, зашифрованные в одинаковых по цвету кубах. (слог АВ - на красных кубах, слог УВ - на синих), а затем - слоги, спрятанные в одинаковых геометрических формах. (слог ИВ - на кубах, слог ОВ - на брусках)

Таким образом, работа по закреплению и отработке учебных умений и навыков вплетена в процесс развития внимания, памяти, мыслительной деятельности, формирования основных её приёмов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

В результате использования технологии коррекционно-развивающего обучения происходит обработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных), в результате чего сенсорный опыт дошкольников в области русского языка развивается и совершенствуется.

Кроме того, данная технология позволяет обеспечить динамичность восприятия (это задания по нарастающей трудности, предусматривающие «пошаговость» от простого к сложному; смена заданий для закрепления одного и того же навыка, что предупреждает пресыщаемость и утомляемость, способствует развитию познавательной активности; это смена видов деятельности, способов поддержки: сначала вместе, затем - сам, т.е. навыки отрабатываются путём поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной).

(Слайд) Механизм реализации технологии коррекционно-развивающего обучения позволяет осуществлять образовательный процесс на основе активных способов познания, продуктивной обработке информации, с использованием деятельностного подхода, а именно наглядно-действенной и предметно-практической деятельности, что способствует более осознанному и прочному усвоению учебной информации и является обязательным условием обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате чего у них постепенно формируются универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные (умение действовать в соответствии с учебной инструкции, в соответствии с образцом, давать полные ответы на поставленные вопросы, первоначальные навыки самостоятельной работы, навыки самоконтроля), что способствует успешной подготовки дошкольников к дальнейшему школьному обучению.

(Слайд) Таким образом, каждая из представленных выше технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами, критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе ее реализации. Важным аспектом, ещё раз подчеркну, является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, а также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность.





© 2010-2022