• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности шко

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности шко

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательно-речевое развитие детей

в условиях полиязычия.

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно - речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. В дошкольном возрасте познавательное развитие - развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, новых языков, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления.

Мир становится все разнообразнее и многоязычнее, и все больше детей попадают в среду, где используется более одного языка.

В Казахстане уже сформировались основные тенденции, определяющие развитие методики полиязычия. Согласно законодательству об образовании в РК 2007 года, все организации образования, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание обучающимся казахского языка как государственного, а также, изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования. Изучение иностранных языков в Казахстане - это обучение языку как реальному и полноценному средству общения на уровне носителей этого языка.

Полиязычие - основа формирования поликультурной личности. Социально - историческая перестройка общества и общественная форма сознания и ориентация на ценности общей человеческой культуры актуализировали проект Президента «Триединство языков, как социально - историческую необходимость, как конкурентоспособность нации, как культурный императив времени, и утвердили приоритет трех языков в Республике Казахстан»: казахский - русский - английский. Наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским - языком межнационального общения важным средством общения выступает иностранный язык.

Трехъязычие - это необходимость, о которой говорил в своем Послании Глава нашего государства. Мы руководствуемся следующим: «Кто бы ты ни был по национальности, по профессии, по статусу, ты живешь в Казахстане, и чтобы возвысить мысли и дела своего государства, ты должен научиться говорить языком его предков, понимать, знать и мыслить в разрезе лучших традиций и обычаев коренного народа». Слагаемыми многоязычия должны явиться родной язык, который закрепляет осознание принадлежности к своему этносу, казахский язык как государственный, русский язык как язык межнационального общения и, иностранный язык.

Для нормального функционирования любого многонационального государства весьма существенно формирование двуязычия и полиязычия. Казахстан - страна многонациональная. Жизнь сложилась так, что люди разных национальностей живут здесь в одной большой дружной семье, знакомятся с языками представителей других национальностей, изучают их языки. В Казахстане уделяется очень большое внимание изучению языков народов, населяющих эту страну. Полиязычие - основа формирования поликультурной личности. Полиязычным можно назвать человека, говорящего, понимающего и умеющего в различных ситуациях общения пользоваться иностранными языками. Приобщение детей к своей национальной культуре в полиэтнических общеобразовательных учреждениях будет более плодотворным при организации комплексной системы образования «детский сад - общеобразовательная школа (гимназия, лицей, колледж)», семья.

Полиязычие в нашем мини - центре осуществляется в следующих направлениях:

  • Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей на ОУД, используя билингвальный компонент - казахский, русский, английский языки).

  • Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).

  • Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста мы используем разнообразные средства:

  • устное народное творчество; (Знакомство с иностранным языком предполагает знакомство с другой культурой, что развивает личность, расширяет его кругозор).

  • художественная литература;

  • игра, народная игрушка и национальная кукла;

  • музыка;

  • этнические мини-музеи (уголки краеведения);

  • национальные кушанья.

Воспитание полиязычия - такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. В ходе своего многокультурного становления педагог и дети проходят несколько ступеней и уровней:

  • толерантность;

  • понимание и принятие другой культуры;

  • уважение культуры и утверждение культурных различий.

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы поликультурного языкового пространства. Он включается в языковую деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые поликультурные представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях языкового пространства и его представления постепенно формируются, хотя и в примитивную, детскую, но собственную картину поликультурной жизни. В этот период представляется возможность реализации задач и развитие языковой активности детей.

Поликультурное воспитание - это воспитание детей на культуре народов региона, где проживает ребёнок, с приоритетом для него культуры его национальности. Дети, примерно с четырех лет начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому необходимо знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, это способствует воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.

В каждой группе нашего мини-центра «Бөбек» с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов Казахстана созданы уголки краеведения. У каждого народа в воспитании своих потомков существуют национальные особенности. Задача сегодняшнего дня - изучать эти замечательные традиции народов и широко использовать их в воспитательном процессе. Изучение государственного языка осуществляется с 3-х летного возраста. Помимо основных занятий по изучению государственного языка, в группе «Здоровячок» ведется кружок «Сөйле, балақай!». На занятиях кружка решаются следующие задачи:
1.Формирование начального словаря казахского языка.
2.Развитие представлений о культуре, быте казахского народа.
3.Воспитание уважения к традициям и обычаям.
4.Разучивание стихотворений и пословиц на казахском языке.
5.Воспитание национального самосознания и полиязычности детей.
Решение этих задач оказывает благоприятное влияние на результаты последующей работы в этом направлении. В основе обучения лежит игра. Игры, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес к изучению языков и имеют двойное значение - учиться, играя. Каждая игра имеет свое содержание и целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, фантазия, согласованность, выдержка и самостоятельность мышления. Дети учатся воспринимать язык на слух. Считалки, стишки, песенки, договорки, направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Дети считают на двух языках, называют животных, овощи, фрукты. Зарядки (физминутки) не только снимают усталость и напряжение детей, но и развивают их внимание, память и помогают закрепить изученное.
Традиционные занятия интегрируются с поликультурными и полиязычными мероприятиями. В мини - центре проводятся поликультурные мероприятия с акцентом на языковые компетентности и детей, и педагогического коллектива. Это такие мероприятия , как «День языков», «День Независимости», «Наурыз мейрамы», «День единства народа Казахстана».

Полиязычное образование становится нормой жизни нашего общества. Веяния времени диктует свои условия и требования. Современный человек должен знать несколько языков кроме своего родного языка. Раннее обучение детей дошкольного возраста, а именно детей с 3 -5 лет, является правомерным, т.к. возможность успешного овладения языками позволяет сохранить положительную мотивацию их обучения в дальнейшем. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретённая в дошкольном возрасте, впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающей у некоторых школьников.
Основной целью введения триединства языков в образовательный процесс является формирование коммуникативной культуры воспитанников на основе интегрированного изучения казахского, русского и английского языка.

Подводя итог, можно констатировать, что грамотное и правильное внедрение трехъязычия и полиязычия даст возможность выпускникам нашего мини - центра быть коммуникативно - адаптированными в любой среде современного общества.








КММ «№25 жалпы орта білім беретін мектеп»

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №25»




Доклад на тему:

«Познавательно-речевое развитие детей

в условиях полиязычия».






Воспитатель: Кенжеболатова Л.А.








Семей 2015г.

© 2010-2022